Дело № 2-4860/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 28 августа 2014 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Шишмаковой Е.В..,
при секретаре Черновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее -Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии
ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении на Администрацию обязанности восстановить заявителя на учете нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование требований заявителем указано, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация известила ФИО1 о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований состоять на учете, поскольку она проживает семьей из двух человек в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., что превышает учетную норму. Однако заявитель не имеет какого-либо помещения, членом семьи собственника жилого помещения не является. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 была постановлена на учет нуждающихся в жилых помещениях. После постановки на учет заявитель проживает в различных квартирах на правах временного жильца. Заявитель зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей сестре ФИО2, поскольку собственники квартир, где проживала заявитель, отказывались регистрировать ее по месту жительства. Членом семьи своей сестры ФИО2 заявитель не является.
В судебное заседание заявитель не явилась, извещена.
Представитель заявителя ФИО3 требования поддержал, пояснил, что ФИО1 зарегистрирована в квартире, принадлежащей сестре, однако в квартире сестры длительное время не проживает, членом семьи не является. Оснований для снятия ФИО1 с учета не имелось.
Представитель Администрации ФИО4 пояснил, что при написании заявления для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 указала, что ее семья состоит из <данные изъяты> человек, включая сестру ФИО2 После постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО5 не сообщала в Администрацию об изменении места жительства, ежегодно представляла копии поквартирной карточки квартиры по адресу: <адрес>. Ранее в квартире было зарегистрировано <данные изъяты> человека, в связи с чем ФИО1 не была обеспечена жилым помещением. После снятия с регистрационного учета двоих дочерей заявителя основания состоять на учете утрачены, поскольку в настоящее время ФИО1 обеспечена жилым помещением свыше учетной нормы площади.
Заинтересованное лицо ФИО2 пояснила, что в принадлежащей ей квартире по адресу: г<адрес> ее сестра ФИО1 не проживает в течение длительного времени.
Опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что ФИО1 в течение около <данные изъяты> лет проживает в принадлежащей свидетелю квартире.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно; данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года граждане, принятые на учет до 1марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с действовавшими до 2000 года Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Марийской АССР, утвержденными постановлением Совета Министров Марийской АССС и президиумом областного Совета профсоюзов от 30 октября 1984 года № 501 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в г. Йошкар-Оле менее 7,5 кв.м.
В соответствии с п. 20 действовавших Правил № 501, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, в том числе, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв.м. и отпали иные основания для предоставления жилого помещения.
Постановлением Главы администрации г.Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 9 июня 2005 г. N 1386 установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в размере 14,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 обратилась в Администрацию г. Йошкар-Олы с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий в связи с переездом из Республики Узбекистан. В заявлении ФИО1 сообщила, что ее семья состоит из <данные изъяты> человек, включая мать ФИО7, сестру ФИО2, дочь ФИО8, дочь ФИО9 В качестве места жительства указано жилое помещение по адресу: <адрес>.
ФИО1 была постановлена на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В дальнейшем заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес> в жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м.
По пояснению лиц, участвующих в деле, данная квартира принадлежит ФИО2
В соответствии с поквартирной карточкой, заверенной 06 октября 2010 года, в указанной квартире были зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО8
Согласно поквартирной карточке, заверенной 03 июня 2014 года, в квартире зарегистрированы ФИО2, ФИО1 С учетом количества лиц, на каждого члена семьи приходится по 24,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения для предоставления по договору социального найма.
При таких обстоятельствах с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, ФИО1 постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Суд находит несостоятельной ссылку представителя истца на то основание, что в квартире по адресу: <адрес> заявитель длительное время не проживала, членом семьи собственника жилого помещения не является.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В данном случае ФИО1 вселена в принадлежащее ее сестре ФИО2 жилое помещение, что подтверждается пояснениями заинтересованного лица ФИО2 В поквартирной карточке указано, что вселена сестра ФИО2 ФИО1
Доказательств вселения ФИО1 не в качестве члена семьи собственника жилого помещения, а на ином основании, не представлено.
ФИО1, указав в заявлении в качестве члена своей семьи сестру ФИО2, после регистрации по месту жительства в указанной квартире, при ежегодной перерегистрации нуждающихся в жилых помещениях в качестве места своего жительства указывала жилое помещение по адресу: <адрес>, представляя копии поквартирной карточки. При этом сведений о проживании по иному месту жительства заявитель не сообщала, об утрате права пользования указанным помещением не сообщала.
Доказательств признания ФИО1 утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к убеждению, что Администрацией сделан правильный вывод о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях по указанному Администрацией основанию.
Оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Шишмакова
мотивированное решение составлено 02 сентября 2014 года