Дело 2-4861/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Малиновской И.Э.
при секретаре: Незамаевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения комиссии об исключении из сводного списка получателей жилищных сертификатов, включении в состав сводного списка получателей жилищных сертификатов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения комиссии по вопросам реализации основных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на ДД.ММ.ГГГГ годы об исключении из сводного списка получателей жилищных сертификатов по основаниям указания им недостоверных сведений в заявлении (рапорте) на выдачу сертификата, в разделе о членах семьи, а именно, в состав семьи включена ФИО2; восстановлении в сводном списке. В обоснование иска указал, что отъезд дочери был вызван необходимостью обучения, а не причинами, связанными с разрывом родственных отношений, в связи с чем, основания для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата отсутствуют.
ФИО1 в судебном заседании иск поддержал.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию -ФИО3 в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что с учетом раздельного выезда, состав семьи ФИО1 следует считать исходя из 3-х человек, а не 4-х, как указывал ФИО1. в представленных документах, в соответствии с п. 44 Правил в случае выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный Закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 10 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).
В соответствии с п.п. «з» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
В силу п. 22 Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).
В соответствии с п. 5 Положения, состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Согласно п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; выезда в другую местность на постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; подачи по месту учета заявления о снятии с учета; смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения, наряду с иными условиями, - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
По делу установлено, что Постановлением Главы администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, проживающий по адресу: <адрес> кв.м, в том числе жилой 31,9 кв.м включен в список общей очереди № с семьей пять человек (сам, жена ФИО4, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, теща ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ из состава семьи ФИО1, состоящего на учете для получения жилища по списку общей очереди № по Промышленному району, исключена мать жены ФИО7, согласно заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выехавший из районов Крайнего Севера, проживающий и зарегистрированный по адресу: <адрес> в двухкомнатной квартире № общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве собственности жене ФИО4, семья из четырех человек (он, жена ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, две дочери – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ в общую очередь граждан, выехавших из районов Крайнего Севера под №, на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, копии трудовой книжки, пенсионного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Постановления Главы Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 с семьей из четырех человек (он, супруга ФИО4, две дочери ФИО5 и ФИО6), включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Этим же постановлением, ему отказано о включении в состав участников указанной выше подпрограммы с семьей из пяти человек, помимо вышеперечисленных внучку ФИО8, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие постановку ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 с семьей из 4-х человек, включая дочерей ФИО5 и ФИО6, а также супругу ФИО4, проживал в <...> и в ДД.ММ.ГГГГ выехал из данного населенного пункта, безвозмездно передав занимаемое жилье администрации пос. Усть-Омчуг. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, имеющий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 лет, с указанным составом семьи признан органом местного самоуправления нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, и на основании постановления Главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Согласно выписки из протокола № 35 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы состав семьи ФИО1 следует считать исходя из 3 человек, поскольку согласно лицевого счета № 90, выданного «ЖСК-15» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> следует, что ФИО2 дочь ФИО1 в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ, остальные члены семьи (ФИО1, ФИО4, ФИО9 (Аверченкова) О.А.) зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ; разница равная двум годам подтверждает более ранний выезд ФИО2 из районов Крайнего Севера. Ссылаясь на п. 44 (1) Правил комиссией предложено отказать Администрации города Смоленска в формировании государственного жилищного сертификата на имя ФИО1; исключить ФИО1 из сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов; рекомендовать Администрации города Смоленска привести учетное дело ФИО1 в соответствие с п.п. «г» п. 17 Правил. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно п.п. «в» п. 21 Положения выявление в документах, представленных гражданином, претендующим на получение вышеуказанной социальной выплаты, не соответствующих действительности сведений является основанием для снятия гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. При этом необходимо учитывать, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем. Кроме того, в Законе и Правилах не содержится временных ограничений по совместному выезду членов семьи из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Установив, что выезд ФИО2 – дочери ФИО1 носил вынужденный характер, обусловлен необходимостью обучения, а также то, что право на получение субсидии определяется также нуждаемостью в улучшении жилищных условий, которая у истца не отпала, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для снятия истца с учета на получение социальной выплаты, в связи с чем, заявленные истцом требования находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать незаконным и отменить Протокол 8 заседания комиссии Департамента Смоленской области по социальному развитию № от ДД.ММ.ГГГГ по решению вопросов реализации основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области на 2014-2020 годы в отношении ФИО1.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить ФИО1 в сводный список граждан получателей жилищных сертификатов.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий И.Э.Малиновская
М.р.и.20.12.2018