ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4862/2021 от 08.09.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

УИД-16RS0...-14

... Дело № 2-4862/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2021 г. г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре А.Р. Сафиной, при ведении аудиопротоколирования судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Пенсионного фонда РФ по РТ,

о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд к Отделению Пенсионного фонда РФ по РТ с требованиями о защите пенсионных прав. В обоснование заявленных требований истец указал, что он 29.01.2019г. обратился в УПФРФ по ... с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013г. ... «О страховых пенсиях» в виду выработанного льготного стажа 15 лет.Решением ответчика от ...... истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере ввиду отсутствия требуемого к возрасту 55 лет льготного стажа 15 лет (в наличии 09 лет 05 месяцев 06 день). Отказывая в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ответчик исключил из трудового стажа периоды работы:с ... в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов на Запорожской ГРЭС; ... в должности монтажника компрессоров, насосов и вентиляторов на Ремонтно-монтажном предприятие «Энергодар»; с ... в должности страпольщика на ПО, так как отсутствует документально подтверждённый компетентным органом РУ факт работы.Вышеуказанная работа протекала на территории Украины. Ответчик неоднократно направлял соответствующие запросы в компетентные органы Украины, однако в представленный срок ответы (справки подтверждающие факт работы и документальные проверки) не поступили. В связи с чем, указанные периоды не были включены в специальный страховой стаж.

На основании изложенного, истец просит признать решение Управления ПФР в ... от 29.04.2018г. ... незаконным, обязав Управления ПФР в ... включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: ... в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов на Запорожской ГРЭС; с ... в должности монтажника компрессоров, насосов и вентиляторов на Ремонтно-монтажном предприятие «Энергодар»; с ... в должности страполыцика на ПО ..., так как отсутствует документально подтверждённый компетентным органом РУ факт работы и назначить пенсию с момента подачи истцом заявления от .... о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Впоследствии истец требования уточнил,решение Управления ПФР в ... от 9.04.2019г. ... незаконным, обязав Управления ПФР в ... включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с ...... в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов на Запорожской ГРЭС; с 19.12.1994г. по 17.07.1995г. (00-06-29) в должности монтажника компрессоров, насосов и вентиляторов на Ремоитно-монтажиом предприятие «Энергодар»; с ... в должности страпольщика, приёмщика баллонов и тракториста на ПО «Запорожская АЭС»и назначить пенсию с момента подачи истцом заявления от 20.01.2019г. о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее-Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Согласно п.6 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В соответствии с пп.2 п. 1 ст.30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Вопрос о включении той или иной профессии, должности, учреждения в список, дающий право на получение досрочной пенсии по старости ранее общеустановленного возраста, отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации и решается им в зависимости от специфики и характера работы, функциональных обязанностей работника, профиля и задач деятельности организации и других факторов, влияющих на интенсивность труда, степень неблагоприятного воздействия, психофизиологические нагрузки, которым подвергаются отдельные категории работников.

Подпунктом «а», «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 (далее – Постановление № 665) утверждено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1 от 1991 года), Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее – Список № 1 от 1956г.); при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 1991г.), Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее – Список № 2 от 1956г.)

Вышеназванные Списки и Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации, применяются текстуально и расширительному толкованию не подлежат.

Таким образом, досрочные пенсии по старости устанавливаются тем работникам, которые выполняют определенные работы в профессиях и должностях, предусмотренных в соответствующих разделах и подразделах Списков № 1 и № 2, так как не все виды работ могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при решении вопроса о назначении досрочной пенсии.

В связи с введением в действие в 1992 году новых Списков Правительством Российской Федерации принято постановление от 02 октября 1991 года № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», пунктом 4 которого предусмотрено: «руководителям предприятий (объединений), организаций определить с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение». В соответствии с указанным постановлением организации, имеющие рабочие места, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом стажа на сответсвующих видах работ составляли извлечение из Списков, включающее перечень рабочих мест, дающих право на «льготную» пенсию, и Список лиц, занятых на этих рабочих местах, и передавали их в органы, устанавливающие пенсии, для соответствующего контроля. После внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования работодатели, руководствуясь указанным постановлением, каждый отчетный период представляли в органы Пенсионного фонда Российской Федерации Перечни рабочих мест, дающих право на досрочную пенсию, и Поименные списки работников, занятых на этих рабочих местах, а также представлять индивидуальные сведения за истекший отчетный период с указанием кода соответствующих видов работ.

Периоды работы в государствах - бывших республиках СССР до распада (до 01.01.1991г.), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы и иной деятельности после 01.01.1991г. включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ после проведения проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представленных гражданами документов.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства.

Кроме того, 13 марта 1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение).

Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Из статьи 8 Соглашения следует, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Из материалов дела следует, что 29.01.2019г. ФИО2 обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона о страховых пенсиях.

Решением Управления ПФР от 29.04.2019г. ... истцу отказанов назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере в соответствии с требованиями пп.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого к возрасту 55 лет льготного стажа 15 лет (в наличии 09 лет 05 месяцев 06 дней); в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями пунктов 1-2 части 1 статьи 30 (Список 1и2) Закона № 400-ФЗ ввиду полного отсутствия специального стажа именно по Списку ... или ...; периоды работы истца .... в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов на Запорожской ГРЭС, с 19.12.1994г. по 17.07.1995г. в качестве монтажника компрессоров, насосов и вентиляторов на ремонтно-монтажном предприятии «Энергодар», с 25.11.1996г. по 08.11.2004г. в качестве стропальщика, приемщика баллонов и тракториста на ПА «Запорожская АЭС» не могут быть включены в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ ввиду следующего.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с п.65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Из материалов дела видно, что пенсионным органом неоднократно направлялись соответствующие запросы вкомпетентные органы Украины. Однако в представленный для дополнительной проверки срок ответы подтверждающие факт работы не поступили, в связи с чем в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ вышеуказанные периоды работы не включены.

Разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 от 1991г. профессии стропальщик, приемщик баллонов и тракторист, монтажник компрессоров, насосов и вентиляторов не предусмотрены.

Таким образом, периоды работы с 19.12.1994г. по 17.07.1995г. в качестве монтажника компрессоров, насосов и вентиляторов на ремонтно-монтажном предприятии «Энергодар», с 25.11.1996г. по 08.11.2004г. в качестве стропальщика, приемщика баллонов и тракториста на ПА «Запорожская АЭС» не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

К тому же стаж на соответствующих видах работ за периоды до 01.01.2002г. исчисляется с применением разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. №29 (далее-разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5), а после 01.01.2002г. в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г.№ 516. В соответствии с вышеназванным разъяснением и постановлением, периоды, когда работник не был занят полный рабочий день на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в специальный стаж не засчитываются. Под полным рабочим днем в целях пенсионного обеспечения понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (что также необходимо подтверждать документально).

Согласно п. 14 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций. Работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда.

Следовательно, период работы в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов на Запорожской ГРЭС с 19.12.1994г. по 17.07.1995г. не может быть включен в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку документы о том, что истец постоянно был занят на этих работах, отсутствуют.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие пенсионного возраста при наличии соответствующего страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента определенного размера.

Отдельным категориям граждан страховая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста при наличии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (в 2019-не ниже 16,2) и определенного стажа на соответствующих видах работ.

К таким лицам относятся, в частности, лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

При этом с 01.01.2019 страховая пенсия такой категории граждан может быть назначена только через определенный период времени, который в 2019 составляет 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 60 месяцев (Приложение 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы обязаны определять право и устанавливать пенсию, руководствуясь законодательством. Поскольку средства Пенсионного фонда РФ являются в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 федеральной собственностью, то и расходование данных средств должно осуществляться исключительно на основании Закона.

В связи с тем, что на 29.01.2019г. у истца отсутствует стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Отделению Пенсионного фонда РФ по РТ о защите пенсионных правотказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО2 к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по РТ о защите пенсионных правотказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд г. Казани.

...

...

Судья А.Р. Галиуллин

Решение07.10.2021