Дело № 2-4864/12 06 декабря 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Охотской Н.В.,
С участием прокурора Киселевой Т.В.
при секретаре Ивановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Лицей № 244 Кировского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебным пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных в срок до начала учебного года ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований действующего законодательства об образовании, в части обеспечения учащихся ГБОУ Лицей № 244 учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, в ходе которой установлено, что учащиеся ГБОУ Лицей № 244 обеспечены бесплатными учебниками на 55 %.
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга в лице старшего помощника Киселевой Т В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика ФИО1,, действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования по праву считала обоснованными, однако пояснила, что срок заявленный прокурором является не разумным для исполнения требований, поскольку для этого требуется дополнительное финансирование и длительный период времени, просила предоставить разумный срок для исполнения требований прокурора - до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо Администрация Кировского района Санкт-Петербурга представителя в суд не направила, извещена надлежаще, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо Комитет по образованию Санкт-Петербурга представителя в суд не направил, извещен надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.
Согласно Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ в п. 1 ст. 9 предусматривает, что одной из мер, направленных на защиту прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, является обеспечение не- ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.
В соответствии со ст. 14 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействуют их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
К государственным гарантиям прав граждан Российской Федерации в области образования ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» относит, в том числе гарантию обеспечения государством право граждан на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Конституции РФ и п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07 1992 №3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии ст. 32 Закона РФ «Об образовании» Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся:
-материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
-привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
-разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
-самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
-определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
-невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
-реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих
выпускников;
-жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
-нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
-иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В развитие названных положений закона Приказом Министерства образования и науки РФ от 04,10.2010 года № 986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» утверждены Федеральные требования к общеобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Согласно указанных требований федеральные требования к общеобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ.
Требования включают вопросы по:
комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
учебно-методическому обеспечению учебного процесса;
материально-техническому оснащению учебного процесса;
информационному обеспечению учебного процесса.
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают:
параметры комплектности оснащения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
параметры качества обеспечения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;
безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов. При этом должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников;
укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» был утвержден Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, согласно п. 24 которого материально-техническое условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и I методических тексто-графических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное И КТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучений,
дополнительной литературой.
Несмотря на установленную законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательном программы, ГБОУ лицей № 244 оснащение образовательного процесса не обеспечило. В ходе проведенной проверки установлено, что учащиеся ГБОУ Лицей N9 244 не обеспечены бесплатными учебниками на 2012-2013 учебный год в количестве 7050 учебников.
От отзыва ГБОУ Лицей № 244 усматривается, что бюджетное учреждение лицей № 244 находится в ведении Учредителя - Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.
Бюджетные средства для комплектования библиотек образовательного учреждения предусмотрены соответствующими статьями Закона Санкт-Петербурга от 26.10.2011 №658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и плановый
период 2013 и 2014 годов».
В 2012 года главный распорядитель бюджетных средств выделил ГБОУ Лицей № 244 на приобретение учебников 63100 руб. На эту сумму приобретено 288 экземпляров учебников. Из привлеченных средств Администрация Лицея № 244 выделила 25000 руб. на приобретение учебников. Таким образом, общее финансирование на статью «Приобретение учебных пособий» составило 88100 руб. Для полного обеспечения учебниками учащихся с 1 по 11 класс необходимо 2350000 руб.
Директором ГОБУ Лицей №244 предприняты меры для включения в бюджет соответствующей статьи расходов.
В связи с изложенным, требования прокурора об обязании ГБОУ Лицей № 244 обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебным пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить определенные действия, в соответствии со ст.206 ГПК, суд отмечает особенность данного спора, признание ответчиком исковых требований, а так же учитывая материальное положение государственного учреждения и сроки формирования бюджета, суд полагает возможным установить иной срок, до истечения которого ответчику надлежит устранить нарушения требований законодательства в области охраны труда, а именно до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, госпошлина, от платы которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 45,56, 103, 173, 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ОБЯЗАТЬ в срок до ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 244 Кировского района Санкт-Петербурга обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебным пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей № 244 Кировского района Санкт-Петербурга в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Санкт-Петербургский городской суд через гражданскую канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербург.
Судья Охотская Н.В.