ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4864/15 от 06.08.2015 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-4864/2015

Решение

Именем Российской Федерации

06 августа 2015 года город Саратов

Кировский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Новикова М.А., при секретаре Гущиной Ю.С., с участием истца Корниенко В.В., представителя истца Корниенко В.В. – Вильдановой Е.Б. представителя ответчика Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области Пчелкиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниенко Владимира ФИО8 к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании права на пенсию по выслуге лет, признании незаконным отказа УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и ДД.ММ.ГГГГ года, признании права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с п.«а» ст.13 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года, об обязании назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с указанной даты,

установил

Корниенко В.В. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании права на пенсию по выслуге лет признании незаконным отказа УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и 13.04.2015 года, признании права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с п.«а» ст.13 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года, об обязании назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с указанной даты.

Свои требования мотивировал тем, что с 02.12.1987 года по 27.11.1989 года Корниенко В.В. проходил срочную службу в Вооруженных силах бывшего СССР. С 01.03.1996 года по 04.09.1996 года он являлся военнослужащим сверхсрочной службы ВС Украины. С 21.07.1999 года по 22.06.2012 года проходил службу в органах МВД и государственной уголовно-исполнительной службы Украины. В 2012 году в связи с переездом в Россию он был вынужден уволиться из органов уголовно-исполнительной системы Украины по собственному желанию. На момент увольнения общая выслуга лет в льготном исчислении составила 20 лет 00 месяцев 16 дней, а в календарном 15 лет, 07 месяцев, 07 дней. При увольнении пенсия в Украине не была назначена, в связи с тем, что не имелось требуемых 20 лет 6 месяцев в календарном исчислении, и право на получении пенсии по законодательству Украины не возникло. В настоящее время он проживает на территории РФ и является гражданином РФ, закону РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».Согласно названному закону наличие на день увольнения 20 летней выслуги, в том числе в льготном исчислении, представляет право на пенсию. Согласно ст.1 указанного закона его действие распространяется и на лиц проживающих на территории РФ, хотя и проходивших службу в других государствах. 19.01.2015 года истец обратился в УФСИН по Саратовской области за предоставлением пенсионного обеспечения с документальным подтверждением наличия выслуги. 10.02.2015 года ему было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия необходимой выслуги лет, со ссылкой на имеющуюся выслугу 17 лет 06 месяцев 18 дней, без учета периода военной срочной и сверхсрочной службы в армии. Согласно справки федеральной службы исполнения наказания по р.Крым общая выслуга лет составляет 20 лет 00 месяцев 16 дней. В соответствии с требованиями российского законодательства данной выслуги достаточно для пенсии независимо от порядка (льготный или календарный) исчисления выслуги и возраста. Просит признать незаконным отказ УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и 13.04.2015 года. Признать за истцом право на назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с п. «а» ст.13 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года и обязать УФСИН России по Саратовской области назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с указанной даты.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы аналогичные вышеизложенным, просил признать незаконным отказ УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и 13.04.2015 года. Признать за истцом право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с п. «а» ст.13 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года и обязать УФСИН России по Саратовской области назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с указанной даты.

Представитель истца Корниенко В.В. – Вильданова Е.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы аналогичные вышеизложенным пояснила, на момент увольнения общая выслуга лет в льготном исчислении составила 20 лет 00 месяцев 16 дней, а в календарном 15 лет, 07 месяцев, 07 дней. При увольнении пенсия в Украине не была назначена, в связи с тем, что не имелось требуемых 20 лет 6 месяцев в календарном исчислении, и право на получении пенсии по законодательству Украины не возникло. В настоящее время он проживает на территории РФ и является гражданином РФ, и не может трудоустроиться. По закону РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно названному закону наличие на день увольнения 20 летней выслуги, в том числе в льготном исчислении, представляет право на пенсию. Согласно Соглашению от 24.12.1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников ОВД государств- участников СНГ», пенсионное обеспечение упомянутых граждан осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам- на условиях, по нормам и в порядке установленными законодательством бывшего СССР. Согласно вышеуказанному Соглашению имеется два вида пенсии: по первичному пенсионному обеспечению и переехавших на постоянное место жительства в другое государство. Первоначальная пенсия определяется законодательством той страны, в которой гражданин проходил службу. Однако, 19.01.2015 года истец обратился в УФСИН по Саратовской области за предоставлением пенсионного обеспечения с документальным подтверждением наличия выслуги. 10.02.2015 года ему было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия необходимой выслуги лет, со ссылкой на имеющуюся выслугу 17 лет 06 месяцев 18 дней, без учета периода военной срочной и сверхсрочной службы в армии. Согласно справки федеральной службы исполнения наказания по р.Крым общая выслуга лет составляет 20 лет 00 месяцев 16 дней. В соответствии с требованиями российского законодательства данной выслуги достаточно длят пенсии независимо от порядка (льготный или календарный) исчисления выслуги и возраста. Просит признать незаконным отказ УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и 13.04.2015 года. Признать за истцом право на назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с п. «а» ст.13 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года и обязать УФСИН России по Саратовской области назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с указанной даты. С расчетом выслуги лет представленной по судебному запросу УФСИН р.Крым не согласна, поскольку истцу предоставлялись другие сведения, а также в расчете имеется ошибка в исчислении периода службы, а также не указан один из периодов службы в льготном исчислении.

Представитель ответчика Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области Пчелкина Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, Из обращений Корниенко В.В. в адрес ответчика следует, что он был уволен в звании капитана внутренней службы с должности старшего инспектора отдела по социально-воспитательной и психологической работе Симферопольского следственного изолятора Управления Государственной пенитенциарной службы Украины в 2012 году по собственному желанию, т.е. права на получение пенсии за выслугу лет по месту увольнения со службы на территории Украины у него не возникло. В заявлении в суд Корниенко В.В. также указывает, что при увольнении пенсия в Украине ему не была назначена. В соответствии с положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24.12.1993 года, а также положениями статьи 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, пенсия за выслугу лет сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы государств - участников СНГ может выплачиваться государством, на территорию которого переехал гражданин, при условии, что он является нетрудоспособным лицом, при этом приобрел право на получение пенсии за выслугу лет на территории государства, в котором проходил службу в органах внутренних дел. Нетрудоспособным гражданином согласно представленной копии трудовой книжки БТ-П № 3217833 Корниенко В.В. не является. В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы государства - участники Содружества Независимых Государств 24.12.1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств». В соответствии с частью первой статьи 1 Соглашения от 24.12.1993 года пенсионное обеспечение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. Ст.2 Соглашения от 24.12.1993 года предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего СССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства. Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства. Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, следуя закрепленному ст.12 ГПК РФ, а также ст.123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст.ст.12,56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 1 закона N 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: на следующие категории лиц: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц; лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают; на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Согласно ст.4 вышеуказанного закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".

Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Соглашение от 24 декабря 1993 г. подписано и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 г.

Данное Соглашение основано на Соглашении от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

В судебном заседании установлено, что с 02.12.1987 года по 27.11.1989 года Корниенко В.В. проходил срочную службу в Вооруженных силах бывшего СССР. С 01.03.1996 года по 04.09.1996 года он являлся военнослужащим сверхсрочной службы ВС Украины. С 21.07.1999 года по 22.06.2012 года проходил службу в органах МВД и государственной уголовно-исполнительной службы Украины. В 2012 году в связи с переездом в Россию он был вынужден уволиться из органов уголовно-исполнительной системы Украины по собственному желанию.

В ходе судебного разбирательства из УФСИН по республики Крым и городу федерального значения Севастополю истребовались копия личного дела на Корниеко В.В., согласно которому с 02.12.1987 года по 27.11.1989 года Корниенко В.В. проходил Службу в Вооруженных Силах на должностях рядового
и сержантского состава ( вислуга лет в календарном и льготном исчислениях 01-11-01) с 01.03.1996 года по 04.09.1996 года 01.09.1990 года Служба
в Вооруженных Силах по контракту (выслуга лет в календарном и льготном исчислениях 00-06-03). Служба в органах УИС Украины с 05.05.1999 года по 21.07.1999 года Фельдшером медицинской части Симферопольского следственного изолятора ГУ МВД Украины в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-02-16, выслуга в льготном исчислении 00-03-11), с 21.07.1999 года по 29.11.1999 года Фельдшером медицинской части ССИ №1 УГДУВИН в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-04-08, вислуга в льготном исчислении 00-05-21), с 29.11.1999 года по 02.06.2000 года Фельдшером ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-06-03, выслуга в льготном исчислении 00-08-04), со 02.06.2000 года по 01.12.200 года Старшим фельдшером ССИ (№15) УГДУВИН в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-05-29, выслуга в льготном исчислении 00-07-29), с 01.12.2000 года по 01.11.2007 года Инспектором отдела режима и охраны ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 06-11-00, выслуга в льготном исчислении 09-02-19),с 01.11.2007 года по 01.08.2009 года Инспектором Сакского Межрайонного отдела криминально-исполнительной инспекции УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 01-09-00, выслуга в льготном исчислении 02-04-00), с 01.08.2009 года по 02.02.2010 года Инспектор отдела режима и охраны ССИ (№15) УГДУВИН в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-06-01, выслуга в льготном исчислении 00-08-01), с 02.02.2010 года по 28.05.2010 года Инспектором отдела режима и охраны ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-03-26, выслуга в льготном исчислении 00-05-05), с 28.05.2010 года по 01.12.2010 года инспектором противопожарной профилактики отдела режима ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-06-03, выслуга в льготном исчислении 00-08-04), с 01.12.2010 года по 11.03.2011 года Начальником сектора максимального уровня безопасности при учреждении для содержания мужчин осужденных к пожизненному лишению свободы ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-03-10, выслуга в льготном исчислении 00-05-00), с 11.03.2011 года по 25.04.2012 года Старшим инспектор отдела социально-психологической и воспитательной работы ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 01-01-14, выслуга в льготном исчислении 01-05-29), с 25.04.2012 года по 22.06.2012 года Старший инспектор отдела социально-психологической и воспитательной работы ССИ (№15) УГДУВИН
в АРК (выслуга лет в календарном исчислении 00-01-27, выслуга в льготном исчислении 00-02-16). Выслуга лет по состоянию на 22.06.2012 года составляет: в календарном исчислении 15 лет 06 месяцев 21 день, в льготном исчислении 19 лет 11 месяцев 23 дня.

Суд соглашается с представленням рас четом, однако в нем имеется описка, в подсчете календарного стажа истца, за период службы в Вооруженных Силах на должностях рядового и сержантского состава с 02.12.1987 года по 27.11.1989 года (выслуга лет в календарном и льготном исчислениях составляет не 01-11-01, а 01-11-25 дней), в святи с чем выслуга лет по состоянию на 22.06.2012 года составляет: в календарном исчислении 15 лет 07 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 20 лет 00 месяцев 18 дней.

Согласно сообщению Минюста России федеральной службы исполнения наказания на момент увольнения 22 июня 2012 года общая выслуга лет в льготном исчислении составила 20 лет 00 месяцев 16 дней, а в календарном исчислении - 15 лет 07 месяцев 07 дней. При увольнении пенсия в Украине ему не была назначена, в связи с тем, что не имелось требуемых 20 лет и 6 месяцев выслуги в календарном исчислении и право на получение пенсии по Закону Украины от 09 апреля 1992 года № 2262-XII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» у него не возникло. При этом исчисление выслуги лет в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 24.12.1993 производится в порядке, предусмотренном законодательством государства места прохождения службы. На основании изложенного, Корниенко В.В. было разъяснено его право на получение пенсии на территории Российской Федерации при наличии у него необходимой выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, правовых оснований для назначения Корниенко В.В. пенсии за выслугу лет у УФСИН России не имеется.

В соответствии со ст.1 Соглашения от 24.12.1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Пунктом 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительств.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года на предмет того, распространяются ли указанные нормы Соглашения от 24 декабря 1993 года на лиц начальствующего и рядового состава, проходивших перед выходом на пенсию службу в учреждениях и органах системы исполнения наказаний, налоговой полиции и иных структурах, не входящих в систему органов внутренних дел отдельных государств-участников Соглашения. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают.

Согласно решению Экономического суда Содружества независимых Государств N 01-1/7-03 от 13 мая 2004 года, понятие "сотрудник органов внутренних дел" определено в национальном законодательстве государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года. На момент принятия Соглашения оно имело одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава реформированных органов было приравнено государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.

В соответствии со ст.12 закона Украины от 09.04.1992 года №2262-XII пенсия за выслугу лет назначается лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, другим лицам, указанном в настоящем законе, независимо от возраста если они уволены со службы: с 01.10.2011 года по 30.09.2012 года на день увольнения имеют выслугу 20 календарных лет и 6 месяцев и больше.

Согласно разъяснениям, данным Определением Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 года N 78-КГ14-24, следует, что из содержания приведенных норм статей 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.

Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.

Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.

Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.

Поскольку пенсия по месту увольнения со службы в УФСИН дел на территории Республики Украина Корниенко В.В. не назначалась ввиду отсутствия необходимых по законодательству Республики Украины условий для ее назначения, суд приходит к выводу, что оснований для признания за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, не имеется.

Из содержания приведенных норм статей 1 и 2 Соглашения от 24.12.1993 года следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником УФСИН месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения со службы. Возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику учреждений и органов уголовно-исполнительной системы государством, в которое он переехал для постоянного проживания, не предусмотрена.

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализируя вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным отказ УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и 13.04.2015 года, и признания за истцом права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с п.«а» ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года не имеется.

При таких обстоятельствах требования истца Корниенко ФИО9 к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, о признании права на пенсию по выслуге лет в ходе судебного разбирательства не нашли своего объективного подтверждения и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд,

решил

в удовлетворении исковых требований Корниенко ФИО10 к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании права на пенсию по выслуге лет, признании незаконным отказа УФСИН Саратовской области от 10.02.2015 года и 13.04.2015 года, признании права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с п.«а» ст.13 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 с 19.01.2015 года, об обязании назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с указанной даты - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 07 августа 2015 года.

Судья М.А. Новиков