ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4864/20 от 13.10.2020 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело №2-4864/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,

при помощнике судьи Даутовой Ф.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климовой ФИО5 к ООО «Рольф» о понуждении к заключению публичного договора, взыскании судебных расходов,

Установил:

Климова В.П., уточнив исковые требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к ООО «Рольф» о понуждении к заключению публичного договора. В обоснование иска указав, что 07 мая 2020 года через мобильное приложение интернет агрегатора «СберАвто», ООО «Рольф» было выставлено объявление о продаже автомобиля марки BMW X3 20d x Drive 2/0d AT 4WD 2019 года 190 л.с. Стоимость автомобиля с учетом указанных в мобильном приложении характеристик составила 469 000 рублей.

22 мая 2020 года истец обратилась в ООО «Рольф» с заявлением о заключении публичного договора, однако требования до настоящего времени не удовлетворены. Просит суд обязать ООО «Рольф» заключить с Климовой ФИО6 публичный договор, взыскать с ООО «Рольф» в пользу Климовой ФИО7 компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, почтовые расходы в размере 821,32 рубля, расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей, расходы по выдаче доверенности в размере 1900 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ООО «Рольф», действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в материалы дела представил письменные возражения, просил в иске отказать. Дополнительно пояснил, что рекламная информация (объявление) в Сервисе «СберАвто» о возможности приобретения бывшего в эксплуатации автомобиля BMW X3 20d x Drive 2/0d AT 4WD 2019 года 190 л.с. не является публичной офертой, поскольку не содержит все существенные условия договора купли-продажи автомобиля, признаки продаваемого автомобиля не определены, не содержит индивидуализирующих признаков технически сложного товара (VIN, данные, предусмотренные в паспорте транспортного средства на автомобиль, информации о государственном регистрационном знаке), а также не представляет собой окончательно согласованные технические условия. Истцом не соблюдены условия использования Сервиса «СберАвто», с которыми истец безоговорочно согласился при установке мобильного приложения, предварительный договор купли-продажи не заключался, денежные средства ни в каком размере не оплачивались, обязательств у ответчика при продажи автомобиля марки BMW X3 20d x Drive 2/0d AT 4WD 2019 года 190 л.с. не возникло.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В соответствии с пунктом 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 07 мая 2020 года через мобильное приложение интернет агрегатора «СберАвто», ООО «Рольф» было выставлено рекламное объявление о продаже автомобиля марки BMW X3 20d x Drive 2/0d AT 4WD 2019 года 190 л.с. Стоимость автомобиля с учетом указанных в мобильном приложении характеристик составила 469 000 рублей (л.д.15-23).

В дальнейшем, истец направил сведения о готовности приобрести указанный автомобиль, которое оставлено без удовлетворения (л.д.24).

22 мая 2020 г. в адрес ООО «Рольф» направлено требование о заключении публичного договора, на которое в адрес истца направлен ответ из содержания которого следует, что цена стоимости автомобиля в размере 490 000 рублей ошибочно указана неверно, стоимость автомобиля составляет 3 369 000 рублей. Кроме того, Климовой В.А. не исполнены условия Сервиса «СберАвто», предварительный договор купли-продажи, основной договор не заключены, денежные средства ни в каком объеме не исполнены (л.д.26-30, л.д.56 ).

Оценив предмет и основания заявленных требований, суд приходит к выводу, что рекламное объявление, размещенное на Сервере «СберАвто», не является публичной офертой в связи со следующим.

В соответствии с п.1.5 Условий использования сервиса «СберАвто» (л.д.63-75) настоящие Условия использования сервиса «СберАвто», размещенные в сети интернет по адресу, указанному в п.1.6 (https||sberauto.convterms) настоящих Условий ( за исключением описания Транспортных средств, информации ( в том числе Объявлений о продаже транспортных средств, как они определены в п.2.1.16 настоящих Условий) Пользователей/ Комиссионеров, условий/сделок кредитования и страхования, в том числе, но не исключительно, указанных в разделе 6 настоящих Условий, а также Условий маркетинговых и /или иных акций), являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 (ч.2) Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 2.1.16 Условий Объявление или Объявление о продаже Транспортного средства, адресованное неопределенному кругу лиц информационное сообщение:

а) авторизованного Пользователя в предложением (описанием) Транспортного средства ( в том числе его продажной цены, характеристик, фотографий и иной информации), размещаемое (размещенное) авторизованным Пользователем в Сервисе «СберАвто» или

б) Комиссионера в предложением (описанием) Транспортного средства, принадлежащего третьему лицу (комитенту) на праве собственности ( втом числе продажной центы такого Транспортного средства, его характеристик, фотографий и иной информации), размещенное (опубликованное) в Сервисе «СберАвто».

В соответствии с пунктом 4.22 Условий вся размещенная в Сервисе «СберАвто» информация о Транспортных средствах соответствующих Продавцов, об Автокредитах, страховых продуктах, программах кредитования и страхования, условиях приобретения Транспортных средству соответствующих Продавцов носит справочный характер. В случае возникновения у Пользователя любых вопросов относительно свойств и характеристик Транспортного средства соответствующего продавца, условий кредитования и страхования, до заключения соответствующей сделки с Продавцом (как он определен в п.2.1.2 настоящих Условий), Банком-партнером, Страховой компанией Пользователь должен обратиться к специалисту Компании (личному помощнику) и обсудить с ним все интересующие Пользователя вопросы.

На основании пункта 5.1 Условий только успешно прошедшим Процедуру идентификации авторизованным Пользователям Сервиса «СберАвто» предоставляется возможность заключения Предварительных договоров, Договоров купли-продажи транспортных средств…

Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" следует, что по общему правилу, оферта должна содержать существенные условия договора, а также выражать намерение лица, сделавшего предложение (оферента), считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (абзац второй пункта 1 статьи 432, пункт 1 статьи 435 ГК РФ).

В силу пункта 8 указанного Постановления в случае направления конкретному лицу предложения заключить договор, в котором содержатся условия, достаточные для заключения такого договора, наличие намерения отправителя заключить договор с адресатом предполагается, если иное не указано в самом предложении или не вытекает из обстоятельств, в которых такое предложение было сделано.

Условия договора могут быть определены путем отсылки к примерным условиям договоров (статья 427 ГК РФ) или к условиям, согласованным предварительно в процессе переговоров сторон о заключении договора, а также содержаться в ранее заключенном предварительном (статья 429 ГК РФ) или рамочном договоре (статья 429.1 ГК РФ) либо вытекать из уже сложившейся практики сторон.

Предложение заключить договор, адресованное неопределенному кругу лиц, из которого не вытекает, что отправитель намерен заключить договор с любым, кто получит такое предложение, например реклама товара, не признается офертой (пункт 1 статьи 437 ГК РФ).

Из выше приведенных норм права следует, что для признания рекламного объявления публичной офертой необходимо, чтобы в нем содержались все существенные условия договора, изложенные настолько определенно, чтобы можно было заключить договор путем простого согласия.

Рекламное объявление, размещенное на Сервере «СберАвто», не определяет признаки передаваемого автомобиля, а указывает лишь на общую родовую принадлежность - автомобиль марки BMW X3 20d x Drive 2/0d AT 4WD 2019 года 190 л.с. и не содержит индивидуализирующих признаков технически сложного товара.

Таким образом, рекламное объявление, на которое ссылался истец предназначено для информирования потенциальных покупателей о возможности покупки автомобиля бывшего в употреблении у ООО "РОЛЬФ" и не представляет собой окончательно согласованные существенные условия продажи бывшего в употреблении автомобиля.

Суд отклоняет доводы истца, поскольку оферта - это предложение заключить договор, адресованное одному или нескольким лицам. Предложение считается офертой, только если оно (п. 1 ст. 435 ГК РФ) достаточно определенное; содержит существенные условия договора; выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, который примет его (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49). Если из предложения усматривается воля заключить договор с любым, кто отзовется, то такая оферта является публичной. Предложение, из которого не следует, что отправитель намерен заключить договор с любым, кто его получит (например, реклама товара), не является офертой (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).

В данном случае имеет место рекламное объявление, которое не является публичной офертой, в ней не содержались все существенные условия договора купли-продажи бывшего в употреблении автомобиля.

Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что истец успешно прошел Процедуру идентификации авторизованным Пользователям Сервиса «СберАвто», в связи с чем, суд приходит к выводу, что Порядок заключения договора, установленный разделом 5 Условий, истцом не соблюден.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Климовой ФИО8 к ООО «Рольф» о понуждении к заключению публичного договора, взыскании судебных расходов-отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий:

Судья И.Ю.Кулагина.