Дело № 2-4865/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Лобоцкой И.Е.,
при секретаре Смирновой А.Л.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании права социального найма и об обязании заключить договор найма жилого помещения,
с участием: представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика МВД РХ ФИО4, действующей на основании доверенности;
представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО5, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 через своего представителя ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному комитету РХ по управлению государственным имуществом о признании права социального найма и об обязании заключить договор найма жилого помещения, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность министра внутренних дел <адрес>. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ ему было передано служебное жилое помещение, где проживал с семьей, производил оплату коммунальных платежей. Кроме данного жилого помещения иного жилья не имеет, единовременную выплату для приобретения или строительства жилья не получал. Просит суд признать права социального найма на квартиру <адрес> и обязать ответчика заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Определением суда была произведена замена ответчика Государственному комитету РХ по управлению государственным имуществом на надлежащего ответчика Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала по вышеуказанным доводам, указывая на то, что в регистрирующих документах отсутствует указание, что спорная квартира является служебной.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, извещался надлежащим образом, направил в судебное заседание своего представителя.
В судебном заседании представитель МВД по РХ ФИО4, представив письменные возражения, исковые требования не признала, указывая на то, что Распоряжением Председателя Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рп Министру Внутренних дел по <адрес> ФИО2 было предоставлено служебное жилое помещение –квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 117, кв.м, находящаяся в казне РХ, по договору найма служебного помещения для временного проживания на период исполнения служебных обязанностей по месту службы. Во исполнение указанного распоряжения между истцом и государственным комитетом был заключен договор найма служебного жилого помещения. Пункт 5 Договора определил срок действия Договора – на период исполнения служебных обязанностей по месту службы. Поскольку необходимо было нести расходы на содержании квартиры (капитальный, текущий ремонт, приобретение мебели и т.п.) ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства за МВД по РХ было зарегистрировано право оперативного управления. Право оперативного управления не дает право распоряжаться квартирой по своему усмотрению, в том числе заключать договор социального найма. Истец, как пенсионер органов внутренних дел, замещавший должность министра внутренних дел по <адрес> жилищно-бытовой комиссией МВД <адрес> поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО5, представив письменные возражения, исковые требования не признала, суду пояснила, что <адрес> планировалось приобрести в собственность служебную квартиру, в связи с чем, была приобретена квартира по адресу: <адрес> отнесена к служебному жилью. В последующем квартира была запрошена ФИО2 у Правительства <адрес> как служебная квартира, и была предоставлена на время работы. До настоящего времени статус квартиры не изменялся, она остается служебным жилым помещениям. Предоставление служебного жилого помещения возможно в соответствии со статьей 104 ЖК РФ, Постановлением Правительства Республики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Хакасия".В соответствии с пп. 5 п. 1 статьи 14 и статьи 49 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В связи с чем, договор социального найма в отношении жилого помещения вправе заключать орган местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда и с малоимущими гражданами, признанными таковыми органами местного самоуправления. Договор социального найма с бывшим сотрудником органов внутренних дел вправе заключать федеральный орган власти Российской Федерации и исключительно в отношении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности и с теми сотрудниками, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года. Полномочия у органов власти <адрес> по предоставлению жилого помещения по договору социального найма бывшему сотруднику органа внутренних дел отсутствуют.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Поскольку использование специализированного жилищного фонда не имеет цели социального использования, при котором жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, на правоотношения по пользованию служебными жилыми помещениями нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма не распространяются.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приобретении квартиры в собственность <адрес>» Государственному комитету <адрес> по управлению государственным имуществом было поручено приобрести в собственность Республики Хакасии квартиру в городе Абакане и включить приобретенную квартиру в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям, предназначенным для проживания граждан в связи с назначением их на государственные должности.
Квартира по адресу <адрес> была приобретена по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№
ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ квартира включена в реестр казенного имущества <адрес>, отнесена к специализированному жилищному фонду, в частности к служебным жилым помещениям.
Регистрация права собственности Республики Хакасия на квартиру по адресу <адрес> была произведена ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № ОООЗ-ОА. Таким образом, собственником квартиры является субъект Российской Федерации, что подтверждается свидетельством из ЕГРП и выпиской из ЕГРП.
ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ квартира по адресу <адрес> как служебная была закреплена на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного управления на квартиру за Министерством внутренних дел по <адрес>.
Из выше изложенного усматривается, что вышеуказанная квартира является служебной, сведений об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений материалы дела не содержат.
Обстоятельств, позволяющих прийти к выводу об изменении статуса данного жилого помещения на основании норм Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", не имеется.
По договору найма специализированного жилого помещения собственник данного помещения обязуется передать гражданину данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст. 100 ЖК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ в Правительство <адрес> от ФИО2 поступило заявление о предоставлении квартиры по адресу <адрес> как служебного помещения для проживания на период исполнения им обязанностей Министра внутренних дел по <адрес>.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Председателя Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рп Министру Внутренних дел по <адрес> ФИО2 было предоставлено служебное жилое помещение –квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 117, кв.м, находящаяся в казне РХ, по договору найма служебного помещения для временного проживания на период исполнения служебных обязанностей по месту службы (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор найма служебного жилого помещения с ФИО2 и по акту приема - передачи на основании договора коммерческого найма жилого помещения без права приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ квартира была передана ФИО2 (л.д.6).
Пунктом 5 Договора определён срок действия Договора – на период исполнения служебных обязанностей по месту службы.
Из представленной стороной истца выписки из лицевого счета № следует, что в спорной квартире зарегистрирован истец с членом семьи (женой) ФИО8
Между тем, факт регистрации по месту жительства в спорной квартире и коммунальные платежи сами по себе не могут повлечь правовых последствий для закрепления за истцом спорной квартиры на условиях договора социального найма.
Таким образом, собранные по делу доказательства подтверждают предоставление истцу спорного жилого помещения во временное пользование в качестве служебного на период трудовых отношений с соблюдением требований жилищного законодательства на основании распоряжения о служебном жилом помещении и договора найма служебного жилого помещения, собственником решение об исключении жилого помещения, о котором возник спор из числа служебных не принималось, истцом не доказано, что занимаемое его семьей жилое помещение является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования, что они пользовались или пользуются им на условиях социального найма.
Довод истца о том, что в свидетельстве о регистрации права собственности на квартиру должны быть указаны сведения о ее статусе, в частности отнесению ее к служебному жилому помещению, суд считает не состоятельным, поскольку направление решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Суду не представлены доказательства признания ФИО2 органом местного самоуправления нуждающимся в жилом помещении в установленном законом порядке.
Согласно выписки из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> полиции ФИО2, ранее замещавшему должность министра внутренних дел по <адрес> была установлена дата увольнения со службы в органах внутренних дел -ДД.ММ.ГГГГ.
1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный Закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (часть1); единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (пункт 2 части2); право на эту выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6).
В судебном заседании установлено, что истец, как пенсионер органов внутренних дел, замещавший должность министра внутренних дел по <адрес> жилищно-бытовой комиссией МВД <адрес> поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения. Из чего следует, что права истца не нарушены, поскольку в будущем им будет получена ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, в соответствии с вышеуказанными нормами права, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку исходя из норм действующего законодательства оснований для возложения обязанности на ответчиков заключить с истцом договор социального найма спорной квартиры, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Министерству внутренних дел по <адрес> о признании права социального найма и об обязании заключить договор найма жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Е. Лобоцкая
Мотивированное решение изготовлено и подписано 24.09.2018.
Судья И.Е. Лобоцкая