ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» января 2014 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Пираевой Е.А.
при секретаре Бекбулатовой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5 об обязании привести наружные рекламные конструкции в соответствии с требованиями закона
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Астрахани обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью ФИО6 об обязании привести наружные рекламные конструкции в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г. и Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе». В обоснование требований, истец указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Кировского района г. Астрахани. Однако в ходе проведенной проверки было установлено, что ООО ФИО7 на территории Кировского района г. Астрахани установлено и эксплуатируется 36 рекламных конструкций с нарушением требований закона.
Истец просит обязать ООО «Алиса» привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся в Кировском районе г. Астрахани по ул. <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес> (на пересечении <адрес> затона), по <адрес> (перед пересечением <адрес>, с левой стороны по направлению к <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес> (напротив здания общежития), по <адрес>Б, по <адрес> (в районе моста через путепровод), по <адрес> (в районе <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г, Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе».
Представитель истца помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ООО ФИО8 о дне, времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, уважительность причина неявки суду не известна, иск не оспорил.
Третье лицо Администрация г. Астрахани о дне, времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилось, уважительность причина неявки суду не известна.
С согласия истца, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО ФИО9 разрешена установка и эксплуатация рекламных конструкций в Кировском районе г. Астрахани лишь по следующим адресам: <адрес> – <адрес> <адрес> – <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> (л.д.13).
Актами прокурорской проверки от дата обезличена с участием инспекторов ДПС ОБДПС № УГИБДД УМВД России по Астраханской области и приобщенными фототаблицами установлено, что рекламные конструкции по адресам: <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес> (на пересечении <адрес> затона), по <адрес> (перед пересечением <адрес>, с левой стороны по направлению к <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес> (напротив здания общежития), по <адрес>Б, по <адрес> (в районе моста через путепровод), по <адрес> (<адрес> размещенные и эксплуатирующие ООО ФИО10 не соответствуют п. п. 5.3, 5.10, 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Согласно вышеуказанным актам проверки: наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью и обочинами дорог, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>) размещена на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, на расстоянии менее 25м от <адрес> над проезжей частью и обочинами дорог;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги, на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, и менее 25 м от <адрес> маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (перед пересечением <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес>) размещена сбоку от автомобильной дороги, на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (после пересечения <адрес> с правой стороны по направлению к <адрес> по направлению к <адрес>) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес>) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (на пересечении <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес>) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес>, размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (на разделительной полосе, пересечении <адрес>) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (напротив здания общежития) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
2 наружные рекламные конструкции по <адрес> (в районе моста через путепровод) размещены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
две наружные рекламные конструкции по <адрес> размещены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена на расстоянии менее чем 1 м от линии электропередачи осветительной сети, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;
наружная рекламная конструкция по <адрес> (в районе Ивановского моста) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств.
В силу ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В силу п. 3 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Установленные Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утвержденным постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и с учетом п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также постановления Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4, являются обязательными для исполнения.
Разделом 5 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к средствам наружной рекламы
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 52044-2003 конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами.
В п. 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 указано, что средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.
Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к способам установки средств наружной рекламы, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (ред. от 24.03.2009), средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;
<*> Расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы.
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм следует, что размещение рекламного щита в пределах муниципального образования, а именно, в районах жилой застройки и в непосредственно в близости от дорожного полотна, должно соответствовать не только требованиями в области законодательства о рекламе, но и иным инженерным и техническим ГОСТам, а также требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения, поскольку нарушение таковых может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что установленные ГОСТ Р 52-44-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и являются обязательными для исполнения.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента и не должны нарушать требования нормативных актов по безопасности движения транспорта, что вытекает из положений Закона о рекламе.
Таким образом, по мнению суда, несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям ГОСТа создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
При этом наличие разрешения на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций, само по себе не свидетельствует о соответствии действий ООО «ФИО11 по их установке требованиями ГОСТ Р 52044-2003 и Федерального Закона «О рекламе».
При этом стороной ответчика в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых и относимых доказательств по делу бесспорно свидетельствующих о соблюдении требований закона, регулирующих расположение и эксплуатацию наружных рекламных конструкций.
Учитывая количество рекламных конструкций, важность защиты охраняемых законом прав, в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым срок исполнения решения установить в 3 месяца.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку исковые требования прокурора Кировского района г. Астрахани подлежат удовлетворению, в порядке ст. 333.19 НК РФ суд считает подлежащим взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью ФИО12 в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся в Кировском районе г. Астрахани по ул. <адрес> (на пересечении <адрес> затона), по <адрес> (перед пересечением <адрес>, с левой стороны по направлению к <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес> (напротив здания общежития), по <адрес>Б, по <адрес> (в районе моста через путепровод), по <адрес> (в районе Ивановского моста) в соответствии с требованиями п.п. 5.3, 5.10, 6.1 ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью ФИО15 в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.
Судья: Пираева Е.А.
Мотивированное заочное решение изготовлено 23 января 2014 года.