Мотивированное решение изготовлено 20.09.2019 года Дело №2-486/2019 УИД: 76RS0004-01-2019-000595-33 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Даниловский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Бисеровой О.И., при секретаре Соболевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Данилове Ярославской области 16 сентября 2019 года гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к департаменту окружающей среды и природопользования Ярославской области о возложении обязанности по определению границ водоохраной зоны, установил: Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к департаменту окружающей среды и природопользования Ярославской области о возложении обязанности по определению границ водоохраной зоны. В обоснование требований ссылается на то, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ярославской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Проверкой установлено, что границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта – р. Ить, расположенной на территории Даниловского района Ярославской области, не установлены. Органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование по использованию и охране водных объектов на территории Ярославской области, является департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Река Ить протекает по территории Даниловского района Ярославской области. Длина водотока – 68 км. Границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта не установлены. Соответствующие сведения в Едином государственном реестре недвижимости (по данным публичной кадастровой карты www.pkk5.rosreestr.ru) отсутствуют. Информация о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в Государственный водный реестр не внесена. Истец просит возложить на департамент окружающей среды и природопользования Ярославской области в отношении реки Ить в границах Даниловского муниципального района обязанность в срок до 31.12.2020 года: определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ; выполнить работы по описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Ярославской области для внесения их в государственный водный реестр; предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координатах и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. В судебном заседании истец прокурор Розова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в силу п.3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, обязанность по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов возложена на органы государственной власти субъекта, т.е. на департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Ответчик департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о признании исковых требований, последствия признания иска разъяснены и понятны. Третье лицо отдел водных ресурсов по Ярославской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления в судебное заседание не явилось, просит рассматривать дело в отсутствие представителя. Третье лицо Управление Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явилось, просит рассматривать дело в отсутствие представителя. В отзыве на иск указывает, что в Едином государственном реестре недвижимости записи о зарегистрированных ограничениях (обременениях) в виде водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта реки Ить, расположенного на территории Даниловского района Ярославской области отсутствуют. В орган, осуществляющий учетно-регистрационные действия на территории Ярославской области заявления, необходимые документы, материалы об установлении водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта реки Ить, расположенного на территории Даниловского района, не поступали. Разрешение гражданского дела оставляет на усмотрение суда. Суд, выслушав истца прокурора Розову А.С., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч.2 ст.7 Водного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами. В соответствии с ч.1 ст.55 Водного кодекса РФ охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Согласно п.1 ч.2 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п.17. ст.1 Водного кодекса РФ). Согласно ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст. 65 Водного кодекса РФ) Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В соответствии с п.2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос. В силу п.3 Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации. В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (п.4 Правил). В соответствии с п.5 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». Из п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий. Согласно п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ). В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения): описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий). Согласно ч.1 ст. 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с ч.1 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно ч.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Постановлением администрации Ярославской области от 20.03.2007 № 95 утверждено Положение о департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. В соответствии с п.2.2 Положения департамент осуществляет государственное регулирование отношений по использованию и охране водных объектов на территории Ярославской области. В соответствии с установленными полномочиями департамент разрабатывает и реализует мероприятия: по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ярославской области, кроме Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ, в пределах субвенций, предоставляемых из федерального бюджета; по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ярославской области, кроме Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ, в пределах субвенций, предоставляемых из федерального бюджета (п.3.1.2.5 Положения). Из материалов дела следует, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ярославской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Проверкой установлено, что на территории Даниловского района Ярославской области протекает река Ить, длина водотока 68 км. Границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта не установлены, соответствующие сведения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, информация о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в Государственный водный реестр не внесена. Из ответа департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области следует, что работы по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Ить не проводились ввиду недостаточного финансирования. Кроме того, при формировании перечня водных объектов, в отношении которых планируются мероприятия по охране водных объектов, приоритет отдается водным объектам или их частям, которые являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленного, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории. Проведение соответствующих работ на водных объектах, в том числе на реке Ить в границах территории Ярославской области запланировано в 2020 году за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Таким образом, материалами дела подтверждается факт неисполнения ответчиком обязанности по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Ить., что не позволяет обеспечить защиту права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, загрязнение (засорение) водного объекта. В связи с тем, что водные объекты общего пользования находятся в собственности Российской Федерации, непринятие мер к охране водных объектов нарушение права Российской Федерации. С учетом установленных обстоятельств, признания иска ответчиком, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к департаменту окружающей среды и природопользования Ярославской области о возложении обязанности по определению границ водоохраной зоны удовлетворить. Возложить на департамент окружающей среды и природопользования Ярославской области в отношении реки Ить в границах Даниловского муниципального района обязанность в срок до 31.12.2020 года: - определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ; - выполнить работы по описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; - предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Ярославской области для внесения их в государственный водный реестр; - предоставить сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координатах и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья О.И. Бисерова |