ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-486/2014 от 27.08.2014 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

дело № 2-486/2014
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ключи Усть – Камчатского района

Камчатского края 27 августа 2014 года

Усть – Камчатский районный суд Камчатского края в составе:

судьи Ищенко А.В.,

при секретаре Шелестовой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Министерства социального развития и труда Камчатского края об отказе в распоряжении средствами краевого материнского капитала,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением мотивируя его тем, что 13 марта 2014 года ею было подано заявление в Министерства социального развития и труда Камчатского края о распоряжении средствами краевого материнского капитала в связи с рождением 3-го ребенка в 2011 году.

24 апреля 2014 года и.о. министра социального развития и труда ФИО2 подписал письмо за №30.07/2014, в котором указано об отказе в предоставлении краевого материнского капитала.

Причиной отказа была указана регистрация её (заявителя) в Камчатском крае по месту жительства менее 3-х лет. Хотя она фактически проживает и состоит в трудовых отношениях в Камчатском крае более 10 лет. Указанный факт был подтвержден документально, как управляющей компанией и работодателем, так и федеральной миграционной службой.

Данный документ, из которого ей стало известно об отказе в предоставлении краевого материнского (семейного) капитала, был направлен письмом, которое поступило в почтовое отделение Ключи-1 только 03 мая 2014 года, что подтверждается почтовым конвертом.

Считает, что отказ Министерства социального развития и труда Камчатского края в предоставлении краевого материнского капитала является незаконным, так как противоречит требованиям: закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; закона Камчатского края №615 от 06.06.2011 г. о краевом материнском (семейном) капитале».

Указывает, что 19 апреля 2014 года вступил в силу закон Камчатского края №409 от 01 апреля 2014 года «О внесении изменения в статью 4 закона Камчатского края «О краевом материнском (семейном) капитале», опубликованный в газете «Официальные ведомости №98-99 от 08 апреля 2014 года. Согласно этим изменениям, условием получения краевого материнского (семейного) капитала является с 19 апреля 2014 года не регистрация по месту жительства, а проживание по месту жительства не менее 3 лет.

На момент принятия Министерством социального развития и труда Камчатского края решения об отказе в предоставлении краевого материнского (семейного) капитала, закон Камчатского края №615 от 06 июня 2011 года действовал уже в новой редакции. Следовательно, решение об отказе было вынесено необоснованно.

Полагает, что указанными действиями нарушено её право на получение краевого материнского (семейного) капитала, установленное законом Камчатского края №615 от 06 июня 2011 года «О краевом материнском (семейном) капитале» (в ред. от 01 апреля 2014 года).

Просит суд: признать незаконным решение Министерства социального развития и труда Камчатского края об отказе в предоставлении краевого материнского (семейного) капитала; обязать Министра социального развития и труда Камчатского края принять решение о предоставлении краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с требованиями законодательства в течение 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

Просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании истица не присутствовала. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Министерство социального развития и труда Камчатского края извещенное о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представили письменный отзыв на заявление ФИО1, в котором указали, что считают заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.

25 марта 2014 года ФИО1 обратилась в КГКУ №Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Усть-Камчатский филиал (далее «КГКУ «Центр выплат») с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала.

Указывают, что отношения, связанные с предоставлением многодетным семьям в Камчатском крае дополнительной меры социальной поддержки – краевого материнского (семейного) капитала, регулируются законом Камчатского края от 06.06.2011 г. №615 «О краевом материнском (семейном) капитале», которым установлено право лиц, родивших (усыновивших) третьего и последующего ребенка после 01.01.2011 г., являющихся гражданами Российской Федерации, на получение краевого материнского (семейного) капитала.

В соответствии с ч.1 ст.4 закона Камчатского края, действующей на момент обращения ФИО1 в КГКУ «Центр выплат», право на краевой материнский (семейный) капитал возникает у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет.

Учитывая тот факт, что на момент возникновения данных правоотношений норма закона Камчатского края предусматривала требования о предоставлении документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, а фактически к заявлению приложены документы, подтверждающие регистрацию ФИО1 в Камчатском крае с 04.05.2012 г., Комиссия по социальным вопросам Министерства сделан правильный вывод об отсутствии у неё права на получение средств краевого материнского (семейного) капитала.

Таким образом, довод ФИО1 о том, что отказ Комиссии по социальным вопросам Министерства в предоставлении её краевого материнского (семейного) капитала не соответствует Закону Камчатского края, является ошибочным. Вместе с тем данное обстоятельство не ограничивает её права на получение краевого материнского (семейного) капитала в случае предоставления соответствующих документов.

Кроме того, решение Комиссии по социальным вопросам Министерства не противоречило Административному регламенту предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению краевого материнского (семейного) капитала (далее «Административный регламент»), утвержденного приказом Министерства от 28.06.2012 г. №327-п, действовавшего на момент возникновения данных правоотношений, в соответствии с которым одним из оснований отказа в предоставлении государственной услуги, является отсутствие регистрации по месту жительства гражданина в Камчатском крае в установленном законодательством порядке (п.3 ч.2.10 раздела 2 Административного регламента).

01.04.2014 г. законом Камчатского края №409 внесены изменения в ч.1 ст.4 Закона Камчатского края, действующей редакцией определено, что право на краевой (материнский) капитал возникает у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающих по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет.

Ссылаясь на положения Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указывают, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

При отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции.

Факт проживания ФИО1 по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет может быть установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов. В случае повторного обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении краевого материнского (семейного) капитала с приложением соответствующих документов, в том числе паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства либо решения суда об установлении факта проживания по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет. Комиссия по социальным вопросам Министерства рассмотрит данный вопрос и вынесет соответствующее решение (л.д.24-27).

Привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» извещенное о времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения на адрес электронной почты, а также почтовым уведомлением, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений по существу предъявленного заявления не представило.

На основании положений ч.2 ст.275 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела, 13 марта 2014 года ФИО1 обратилась к Министру социального развития и труда Камчатского края с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного капитала) в размере 100 000 рублей на приобретение транспортного средства NISSAN TERRANO (л.д.28-29).

Указанное заявление поступило в КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Усть-Камчатский филиал 25.03.2014 г.

28.03.2014 года направлено Министру социального развития и труда Камчатского края, поступило 07.04.2014 г.

К указанному заявлению приложены документы, в том числе:

- копия паспорта ФИО1 с регистраций по месту жительства в Камчатском крае: с 04 мая 2012 года в г.Ключи-1, ул.Ленина, д.12, кв.9 (л.д.30);

- копия удостоверения ФИО1 многодетной матери (л.д.31);

- копия поквартирной карточки по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, г.Ключи-1, ул.Ленина, д.12, кв.9, согласно которой ФИО1 с 04.05.2012 г. по настоящее время зарегистрирована по указанному адресу (л.д.32).

22 апреля 2014 года Комиссия по социальным вопросам Министерства социального развития и труда Камчатского края, рассмотрев вопросы о предоставлении краевого материнского (семейного) капитала ФИО1, решила: информацию о заявительнице, обратившейся по вопросу предоставления средств краевого материнского (семейного) капитала на приобретение транспортного средства, принять к сведению (п.1.8.1. Решения); в соответствии с ч.1 ст.4 Закона Камчатского края от 06.06.2011 г. «О краевом материнском (семейном) капитале», в связи с тем, что заявительница зарегистрирована по месту жительства в Камчатском крае менее 3 лет, предшествующих дате обращения за краевым материнским (семейным) капиталом, отказать ФИО1 о предоставлении средств краевого материнского (семейного) капитала на приобретение транспортного средства (л.д.39-40).

24 апреля 2014 года Министерством социального развития и труда Камчатского края направлено сообщение (исх.№30.07/5661) по существу обращения ФИО1 о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, из которого следует, что Комиссией по социальным вопросам Министерства социального развития и труда Камчатского края 22 апреля 2014 года принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 средств краевого материнского (семейного) капитала по следующим основаниям.

В соответствии с законом Камчатского края от 06.06.2011 №615 «О краевом материнском (семейном) капитале» - право на краевой материнский (семейный) капитал имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего или последующего ребенка после 1 января 2011 года, являющиеся гражданами Российской Федерации и зарегистрированные по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, предшествующих дате обращения за краевым материнским (семейным) капиталом.

Указывают, что согласно представленным документам она (ФИО1) зарегистрирована в Камчатском крае по месту жительства с 04.05.2012 г. (менее 3 лет) и, следовательно, права на получение средств краевого материнского (семейного) капитала пока не имеет (л.д.41).

Данный ответ (сообщение) был переслан ФИО1 29.04.2014 г., получен 03.05.2014 года (л.д.04 оборотная сторона).

Давая правовую оценку действиям лица, чьи действия обжалуются, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ - по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Отношения, связанные с предоставлением краевого материнского (семейного) капитала семьям, проживающим в Камчатском крае, при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка регулируются законом Камчатского края от 06.06.2011 N 615 "О краевом материнском (семейном) капитале".

Для целей настоящего Закона под краевым материнским (семейным) капиталом понимается социальная выплата, являющаяся дополнительной мерой социальной поддержки семей, проживающих в Камчатском крае, при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка, предоставляемая из краевого бюджета (ст. 1 указанного закона).

Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края и законы Камчатского края (т.2 указанного закона).

В силу пункта 1 части 1 ст.4 закона (в ред. Законов Камчатского края от 09.09.2011 N 638, от 31.07.2012 N 84, от 14.11.2012 N 148, от 05.07.2013 N 287, от 05.11.2013 N 330) - право на краевой материнский (семейный) капитал возникает у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, предшествующих дате обращения за краевым материнским (семейным) капиталом.

Право на краевой материнский (семейный) капитал может быть реализовано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня рождения (усыновления) третьего или последующего ребенка (ч.6 ст.4 указанного закона).

Размер краевого материнского (семейного) капитала, предоставляемого при рождении (усыновлении) 3-го ребенка составляет 100,0 тысяч рублей (ч.1 ст.5 указанного закона).

В силу ст. 7 закона - предоставление краевого материнского (семейного) капитала осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом исполнительного органа государственной власти Камчатского края, уполномоченного на предоставление краевого материнского (семейного) капитала.

Во исполнение указанного требования закона, Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28 июня 2012 г. N 327-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению краевого материнского (семейного) капитала, который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением Министерством государственной услуги (далее - государственная услуга) (п.1.1.1. Регламента).

Предметом регулирования Административного регламента являются отношения, возникающие между Министерством и физическими лицами при предоставлении государственной услуги по предоставлению краевого материнского (семейного) капитала, через Краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (далее - КГКУ "Центр выплат") и его филиалы (п.1.1.2. Регламента).

Согласно подпункта 1 пункта 1.2.1. Регламента (с изменениями и дополнениями от 13 февраля, 24 апреля, 22 октября 2013 г.) – право на получение государственной услуги имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, в том числе - женщины, родившие (усыновившие) третьего или последующего ребенка после 1 января 2011 года.

Законом Камчатского края «О внесении изменения в статью 4 закона Камчатского края от 06.06.2011 N 615 "О краевом материнском (семейном) капитале" №717 от 25 марта 2014 года, в абзац первый части 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 06.06.2011 N 615 "О краевом материнском (семейном) капитале" (с изменениями от 09.09.2011 N 638, от 31.07.2012 N 84, от 14.11.2012 N 148, от 05.07.2013 N 287, от 05.11.2013 N 330) - внесены изменения, слова ", зарегистрированных по месту жительства" заменены словами "и проживающих по месту жительства".

Изменения, внесенные указанным законом, вступили в силу через 10 дней после дня его официального опубликования в издании "Официальные Ведомости", N 98-99, 08.04.2014.

Закон Камчатского края от 06.06.2011 №615 «О краевом материнском (семейном) капитале» в редакции от 01.04.2014 г. вступил в законную силу 18 апреля 2014 года.

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28 апреля 2014 г. N 326-п в подпункт 1 пункта 1.2.1. Регламента внесены изменения, в новой редакции, вступившей в силу 26 мая 2014 года, подпункт 1 пункта 1.2.1. Регламента гласит, что право на получение государственной услуги имеют граждане Российской Федерации, проживающие по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, предшествующих дате обращения за краевым материнским (семейным) капиталом (далее - заявитель), в том числе женщины, родившие (усыновившие) третьего или последующего ребенка после 1 января 2011 года.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ - обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Аналогичное указание содержится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

В обоснование законности принятого решения об отказе ФИО1 в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 22.04.2014 г., министр социального развития и труда в Камчатском крае указывает, что на момент возникновения правоотношений с ФИО1 норма закона Камчатского края предусматривала требования о предоставлении документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, а фактически к заявлению приложены документы, подтверждающие регистрацию ФИО1 в Камчатском крае с 04.05.2012 г., Комиссия по социальным вопросам Министерства сделан правильный вывод об отсутствии у неё права на получение средств краевого материнского (семейного) капитала.

Также указывает, что решение Комиссии по социальным вопросам Министерства не противоречило Административному регламенту предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению краевого материнского (семейного) капитала (далее «Административный регламент»), утвержденного приказом Министерства от 28.06.2012 г. №327-п, действовавшего на момент возникновения данных правоотношений, в соответствии с которым одним из оснований отказа в предоставлении государственной услуги, является отсутствие регистрации по месту жительства гражданина в Камчатском крае в установленном законодательством порядке (п.3 ч.2.10 раздела 2 Административного регламента).

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения ФИО1 13 марта 2014 года с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, действовали следующие нормативные акты:

- закон Камчатского края от 06.06.2011 N 615 "О краевом материнском (семейном) капитале"(в ред. Законов Камчатского края от 09.09.2011 N 638, от 31.07.2012 N 84, от 14.11.2012 N 148, от 05.07.2013 N 287, от 05.11.2013 N 330);

- Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению краевого материнского (семейного) капитала (утв. приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28 июня 2012 г. N 327-п) (с изменениями и дополнениями от 13 февраля, 24 апреля, 22 октября 2013 г.).

Таким образом, рассматривая заявление ФИО1 от 13 марта 2014 года, Министерство социального развития и труда Камчатского края при принятии решения относительно заявления ФИО1 правомерно руководствовалась вышеприведенными редакциями Закона Камчатского края от 06.06.2011 N 615 "О краевом материнском (семейном) капитале" и Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению краевого материнского (семейного) капитала (утв. приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28 июня 2012 г. N 327-п), поскольку в силу пункта 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ - по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Из представленных ФИО1 документов в обоснование своего обращения от 13 марта 2014 года в Министерство социального развития и труда Камчатского края о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, невозможно установить, что ФИО1 зарегистрирована в Камчатском крае по месту жительства не менее 3 лет, предшествующих дате обращения за краевым материнским (семейным) капиталом. Кроме того, из этих документов также невозможно с достоверностью установить факт проживания ФИО1 по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Министерства социального развития и труда Камчатского края от 22 апреля 2014 года об отказе в предоставлении ФИО1 средств краевого материнского (семейного) капитала является законным и не противоречащим закону Камчатского края от 06.06.2011 N 615 "О краевом материнском (семейном) капитале" (в ред. Законов Камчатского края от 09.09.2011 N 638, от 31.07.2012 N 84, от 14.11.2012 N 148, от 05.07.2013 N 287, от 05.11.2013 N 330), действующему на момент возникновения правоотношения – 13 марта 2014 года – дата обращения ФИО1 с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении ее заявления об оспаривании решения Министерства социального развития и труда Камчатского края об отказе в распоряжении средствами краевого материнского капитала, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Усть – Камчатский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 августа 2014 года.

Судья А.В. Ищенко