ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-486/2016 от 08.11.2016 Туринского районного суда (Свердловская область)

№ 2-486/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2016 года г. Туринск

Туринский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Куликовой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Коркиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в суде гражданское дело по иску Кутаева В.С. к Администрации Туринского городского округа о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложении обязанности на Администрацию Туринского ГО включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,

УСТАНОВИЛ:

Кутаев В.С. обратился в Туринский районный суд с заявлением к Администрации Туринского ГО о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложении обязанности на Администрацию Туринского ГО включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости.

В исковом заявлении указал, что зарегистрирован по адресу: <адрес> с *********. Однако фактически с ********* по настоящее время проживает по адресу: <адрес>. В ********* в Туринском городском округе произошла чрезвычайная ситуация федерального характера, обусловленная резким подъемом уровня воды в реке Тура. В результате в зоне подтопления оказались придомовые территории и жилые дома, в том числе <адрес> - место моего (нашего) фактического проживания. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, в том числе: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). В результате паводка его имущество, находящееся по месту его фактического проживания (частично, полностью) утрачено.

Он обратился с заявлением о выплате ему указанных средств в
Администрацию Туринского городского округа, однако во включении ему в списки
лиц на получение единовременных денежных выплат было отказано, так как у него отсутствует документ, подтверждающий регистрацию по адресу: <адрес>, либо иной документ, подтверждающий постоянную регистрацию по указанному адресу.

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место, где
гражданин постоянно или преимущественно проживает. В этой связи, просит суд признать его пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложить обязанность на Администрацию Туринского ГО включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

В ходе судебного заседания истец Кутаев В.С. исковые требования уточнил, отказавшись от части исковых требований. Просил суд признать его пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского городского округа и возложить обязанность на Администрацию Туринского городского округа включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи; от требований о включении его в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа отказался. В указанной части отказ от иска был принят судом, и производство по делу в этой части было прекращено. Суду дополнил, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> с *********. Однако, фактически с ********* по настоящее время он проживает по адресу: <адрес>. В ********* в Туринском городском округе произошла чрезвычайная ситуация федерального характера, обусловленная резким подъемом уровня воды в реке Тура. В результате наводнения пострадал его дом по адресу <адрес>, в этом доме проживает только он. В результате паводка вода зашла в дом, имущество первой необходимости при этом утрачено не было. На адрес его проживания приходила комиссия из администрации, были составлены соответствующие акты.

Представитель ответчика Администрации Туринского городского округа Рычкова Н.Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований истца, суду пояснила, что действительно с ********* на территории Туринского городского округа был введен режим чрезвычайно ситуации, в связи с резким подъемом уровня воды в реке Тура. В результате были затоплены жилые дома, в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. По данному адресу выезжала комиссия, которая установила факт подтопления придомовой территории и надворных построек, а также проводила обследование утраченного имущества первой необходимости. В ********* истец обращался с заявлением о включении его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Однако во включении в указанные списки ему было отказано, поскольку Кутаевым В.С. не был подтвержден факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на момент ее возникновения. В частности, факт регистрации истца не соответствовал месту его постоянного жительства. Так же дополнила, что фактически по улице, на которой расположен дом истца, вода зашла только на придомовые территории, дома и имущество в них по факту не пострадали, так как вода была только в подполье дома. Согласно, акта, составленного межведомственной комиссией и подписанной истцом, имущество первой необходимости у последней не пострадало.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Правительство Свердловской области в судебное заседание не явился. Было надлежащим образом извещено о месте и времени проведения судебного заседания. от представителя третьего лица в суд поступило ходатайство, в котором он указал, что просит рассмотреть дело в свое отсутствие. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным провести судебное заседание в отсутствии представителя правительства Свердловской области. Кроме того, представителем третьего лица был представлен отзыв, в котором он вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации или с даты получения сведений об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации могут направлять Председателю Правительства Свердловской области обращение о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации с предоставлением обосновывающих документов. К документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, относится список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Только с учетом представленных списков, Правительством Свердловской области рассматривается вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В случае если в течение трехмесячного срока с даты возникновения чрезвычайной ситуации или с даты получения сведений об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации обосновывающие документы в полном объеме не представлены (не представлен хотя бы один из обосновывающих документов по соответствующим мероприятиям) и (или) не оформлены надлежащим образом, процесс дальнейшего рассмотрения обращения завершается в установленном порядке.

Выслушав доводы истца и представителя ответчика, изучив позицию третьего лица исследовав письменные доказательства по делу, допросив свидетелей, суд считает, что уточненные исковые требования Кутаева В.С. подлежат удовлетворению полностью. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

При этом в пунктом 2 статьи 18 вышеуказанного Закона установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" были утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Согласно подпунктов Г и Д пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Порядок подготовки документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен пунктом 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 №688-ПП утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанными актами установлено, что к документам, обосновывающими размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, относится список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Так судом установлено, что в начале апреля 2016 года на территории Туринского городского округа началось обильное таяние снегов и разрушение ледяного покрова, что привело к формированию максимальных расходов половодья на реке Тура. Указанное обстоятельство на основании части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признается судом общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Постановлением главы Туринского городского округа от ********* на территории Туринского городского округа, в связи с резким и значительным подъемом воды в реке Тура, подтоплением жилых домов, придомовых территорий и объектов инфраструктуры, был введен режим чрезвычайной ситуации с вышеуказанной даты (копия постановления от *********), который сохранялся до ********* (копия постановления от *********).

На основании заключения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от ********* указанной чрезвычайной ситуации был присвоен характер – федерального значения (копия заключения от *********).

На основании актов визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в Туринском городском округе, а также обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа от *********, составленных межведомственной комиссией по обследованию и определению степени утраты имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной весенним паводком на территории Туринского городского округа, часть жилого дома по адресу: <адрес>, в результате наводнения пригодна для проживания: вода частично в доме, до 5 см., деформация досок пола, отслоение штукатурки от стен и печи, расслоение фундамента дома, деформация лаги, затопление придомовой территории, приусадебного участка.

Распоряжением главы Туринского городского округа от ********* был утвержден реестр подтопленных жилых домов и придомовых территорий Туринского городского округа в период весеннего половодья *********. В указанном реестре значится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (копия распоряжения от *********).

********* Кутаев В.С. обратился к ответчику с заявлением о включении его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Однако постановлением главы Туринского городского округа от ********* во включении в указанные списки Кутаеву В.С. было отказано, в связи с тем, что заявителем не был подтвержден факт постоянного проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации на момент ее возникновения (л.д. ).

Истец имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. ).

Как было установлено в ходе судебного заседания на момент возникновения чрезвычайной ситуации, Кутаев В.С. постоянно проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг.

Помимо письменных доказательств по делу указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей.

Так свидетель И. суду пояснила, что проживает по соседству от Кутаева В.С., который во время наводнения в ********* и по настоящее время проживает в доме по <адрес>.

Свидетель В. дал суду аналогичные показания.

У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку они согласуются друг с другом и письменными доказательствами по делу.

Таким образом, на основании изложенного, учитывая, что в судебном заседании были установлены факты возникновения в ********* чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа, обусловленной резким подъемом уровня воды в реке Тура, которая носит федеральный характер, факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, факт постоянного проживания Кутаева В.С. в жилом помещении по вышеуказанному адресу на момент возникновения и развития чрезвычайной ситуации, то данные обстоятельства в своей совокупности позволяют суду удовлетворить требования истца, возложив обязанность на Администрацию Туринского городского округа включить ее в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кутаева В.С. к Администрации Туринского городского округа удовлетворить.

Признать Кутаева В.С., ********* года рождения, уроженца <данные изъяты> пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

Возложить обязанность на Администрацию Туринского городского округа включить Кутаева В.С., ********* года рождения, уроженца <данные изъяты>, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Туринского районного суда.

Решение не может быть обжаловано в кассационном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в апелляционном порядке.

Председательствующий Г.А. Куликова