ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-486/2021 от 06.04.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело ...

УИД ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи А.А. Хабибуллиной,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка» ..., Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании бездействия Муниципального автономномного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка» ..., Министерства образования и науки Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования ... незаконным, возложении обязанности обеспечить учащихся рабочими тетрадями по английскому языку,

УСТАНОВИЛ:

... интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка» ..., Министерству образования и науки РТ, ИК МО ... опризнании бездействия указанных лиц незаконным, о возложении обязанности обеспечить учащихся рабочими тетрадями по английскому языку.

В обоснование своих требований истец указал, что ... на основании решения от 24.09.2020г. проведена проверка в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка», расположенном по адресу: ..., на предмет соблюдения положений законодательства в сфере образования в части получения общедоступного и бесплатного образования. Согласно справке о результатах проведенной проверки от 12.10.2020г., выявлено, что рабочая программа образовательной организации по предмету «Английский язык» для 3 классов включает учебно-методические
комплекты авторского коллектива ФИО2, Д. Дули, ФИО3, и
другие. Рабочая тетрадь согласно ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2....-02 является учебным пособием, имеющим особый Дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета, и входит в состав учебно-методического комплекта. Таким образом, отражение образовательной организацией в списке используемой учебно-методической литературы учебно-методического комплекта подразумевает использование, в том числе и рабочих тетрадей. В 3 «Д» классе учебного 2020-2021 года в образовательном процессе используются рабочие тетради, выполняются в них домашние задания и производится их оценка. Вместе с тем, несмотря на то, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации, учащиеся 3 «Д» класса указанными тетрадями в нарушение требований действующего законодательства с 01.09.2020г. на учебный 2020-2021 год по предмету «Английский язык» обеспечены за счет родителей. Образовательной организации данные рабочие тетради учащимся не предоставлялись, тогда как, они являются неотъемлемой частью образовательного процесса.В результате, ... бездействие ответчиков в части необеспечения учащихся рабочими, тетрадями незаконным, возложить на ответчиков обязанность обеспечить учащихся начальной школы образовательной организации рабочими тетрадями по английскому языку за счет средств бюджета.

Представитель истца – ...ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка» ...ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель ответчика – Министерство образования и науки РТ – ФИО6 в судебном заседании с иском не согласился.

Представитель ответчика – ИК МО ...ФИО7 в судебном заседании с иском не согласился.

Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в частях 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 13 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделениясубвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В силу пунктом 3, 8 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Законом N 273-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В ходе судебного заседания установлено, что Прокуратурой Вахитовского района г. Казани на основании решения от .... проведена проверка в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка», расположенном по адресу: ..., на предмет соблюдения положений законодательства в сфере образования в части получения общедоступного и бесплатного образования.

Согласно справке о результатах проведенной проверки от ...., выявлено, что рабочая программа образовательной организации по предмету «Английский язык» для 3 классов включает учебно-методические комплекты авторского коллектива ФИО2, Д. Дули, ФИО3, и другие. Рабочая тетрадь согласно ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2.4.7.1166-02 является учебным пособием, имеющим особый Дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета, и входит в состав учебно-методического комплекта. Таким образом, отражение образовательной организацией в списке используемой учебно-методической литературы учебно-методического комплекта подразумевает использование, в том числе и рабочих тетрадей.

В 3 «Д» классе учебного 2020-2021 года в образовательном процессе используются рабочие тетради, выполняются в них домашние задания и производится их оценка. Вместе с тем, несмотря на то, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации, учащиеся 3 «Д» класса указанными тетрадями в нарушение требований действующего законодательства с 01.09.2020г. на учебный 2020-2021 год по предмету «Английский язык» обеспечены за счет родителей.

Из пояснений истца следует, что образовательной организации данные рабочие тетради учащимся не предоставлялись, тогда как, они являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучив обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 18Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/21 учебный год, утверждены Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу пункта 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Приведенные нормы корреспондируют статье 35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.

Стороны расходятся в понимании рабочей тетради. Истец настаивает на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику. Ответчики полагают, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, не входит в федеральный перечень учебников, и предназначена для индивидуального (одноразового) использования, относит их к практикумам.

Согласно ГОСТу Р 7.0.60-2020 (действующему на момент проведения проверки и обращения истца в суд) собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02(действующему на момент проведения проверки и обращения истца в суд) в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на: - учебник; - учебное пособие; - практикум.

Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел ("рабочая тетрадь" и "практикум" соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.

Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 года N 740/14-12).

Более того, образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом.

Так, согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.

Согласно учебному плану МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка» на 2020-2021 учебный год, утвержденной 28.08.2020г. директором школы ФИО13, учебный процесс по дисциплине «Английский язык» ведется на основании учебника «Английский язык в 2х частях» под.ред. ФИО2, Д. Дули, ФИО3, «Просвещение», 2012, 2020.

Рабочей программой по предмету «Английский язык» для 3А, 3Б, 3В, 3Г и 3Д классов на 2020-2021 учебный год закреплено учебно-методическое пособие и материально-техническое обеспечение в виде УМК «Английский язык» для 3 класса / ФИО2, Д. Дули, ФИО3 и др. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2019, которое включает в себя 3 компонента: учебник, книга для учителя и контрольные задания.

Из материалов дела усматривается, что рабочие тетради не предусмотрены учебными программами школы ... в качестве обязательного учебного издания, в рабочих программах школы не отражены.

Также суд отмечает, что рабочие тетрадиявляются приложением к учебнику, не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.

Из пояснений свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, являющихся родителями учеников 3 «Д» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка», и ФИО12, являющейся преподавателем английского языка учеников 3 «Д» класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... с углубленным изучением английского языка», следует, что рабочие тетради используются дополнительно к учебнику в целях более успешного овладения школьной программой по углубленному изучению английского языка, оценки за выполнение заданий в данных рабочих тетрадях учителем не ставятся. Данный факт также нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела при исследовании судом содержания рабочих тетрадей. Свидетели также пояснили, что рабочие тетради были предоставлены родителям учеников 3 «Д» класса в электронном варианте. Решение родителей дополнительно к электронному варианту приобрести бумажный вариант тетрадей было добровольным.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, рабочая тетрадь является самостоятельным видом учебного издания, и ее использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения, а также учитывая, что действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом, судприходит к выводу, что действия ответчиков не могут быть признаны незаконными и на них не может быть возложена обязанностьпо обеспечению каждого учащегося начальной школы образовательной организации рабочими тетрадями по английскому языку за счет средств бюджета.

Истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате необеспечения учащихся начальной школы образовательной организации рабочими тетрадями по английскому языку.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Прокурора Вахитовского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района города Казани, Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия Муниципального автономномного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района города Казани, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани незаконным, возложении обязанности обеспечить учащихся рабочими тетрадями по английскому языку - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через районный суд с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Хабибуллина

Решение06.05.2021