Дело № 2-4871/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Менщиковой М.В.,
при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 23.04.2019 гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах ФИО5 к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор города Кургана, действующий на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в интересах ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Кургана о возложении обязанности предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой города Кургана по обращению ФИО5 проведена проверка соблюдения федерального законодательства о дополнительных гарантиях прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления жилого помещения. В ходе проверки установлено, что решением Курганского городского суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО5 – ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына. Отец ФИО11ФИО27 на основании решения Курганского городского суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав в отношении сына. Постановлением Администрации города ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначена опекун ФИО11ФИО28 При определении ФИО5 попечителя за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. ФИО12, <адрес>, собственниками которого являются ФИО11ФИО29ФИО16, ФИО17, ФИО18 Постановлением Администрации города ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначен второй опекун ФИО16 В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО5 окончил ФКОУ «Средняя общеобразовательная школа» Тюменской ФИО12 в <адрес>. В настоящее время ФИО5 не обучается и не трудоустроен. Постановлением Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО5 достиг совершеннолетия, однако жилое помещение ответчиком до настоящего времени не предоставлено. ФИО5 в собственности жилых помещений не имеет, также не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения. ФИО5 вынужден проживать по устной договоренности с бывшим опекуном в жилом помещении, расположенном по адресу: г. ФИО12, <адрес>. Ссылаясь на то, что ФИО5 обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры г. ФИО12 ФИО6 на исковых требованиях настаивала.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель ответчика Администрации города Кургана ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против исковых требований возражала, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что ФИО5 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, внеочередное предоставление ему жилого помещения будет являться нарушением прав других детей-сирот. В случае удовлетворения иска фактически исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку жилого помещения для предоставления истцу в муниципальную собственность передано не было.
Представитель третьего лица ГУ СЗН Курганской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просила дело рассмотреть без ее участия. В отзыве указала, что действующим законодательством не указан срок, в течение которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должны быть предоставлены жилые помещения. Не оспаривая право истца, числящегося в региональном списке указанной категории лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями под № 187, на обеспечение его жильем, считала, что удовлетворение исковых требований ФИО5 нарушит права других лиц из этой же категории, включенных в список ранее истца.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просила дело рассмотреть без ее участия. Указала, что удовлетворение исковых требований ФИО5 может привести к нарушению законных прав иных детей-сирот, включенных в список детей-сирот ранее, чем он.
Представитель третьего лица Финансового управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд определил рассмотреть дело без участия не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанными в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40).
Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что ФИО5 обратился в Прокуратуру города Кургана с заявлением, в котором просил обратиться в его интересах в Курганский городской суд Курганской ФИО12 с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения. На основании ст. 45 ГПК РФ, предусматривающей, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, исковое заявление от имени ФИО5 было предъявлено Прокурором города Кургана.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ. Согласно повторному свидетельству о его рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии I-БС №, его матерью является ФИО1, отцом – ФИО2.
Решением Курганского городского суда Курганской ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4.
Согласно свидетельству об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ серии I-БС №ФИО11ФИО30 признан отцом ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1, с присвоением ребенку фамилии «ФИО11».
Распоряжением главы городского самоуправления, мэра г. ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№-р над несовершеннолетним ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном назначена ФИО11ФИО31
Распоряжением главы городского самоуправления, мэра г. ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№-р прекращена опека над несовершеннолетним ФИО5, ФИО5 передан на воспитание отцу ФИО11ФИО32
Постановлением Администрации города ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№ над несовершеннолетним ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО11ФИО33. Закреплено за ФИО5 право на трехкомнатную приватизированную <адрес> по <адрес> в г. ФИО12, собственником которой является, в том числе, отец ребенка ФИО11ФИО34
Заочным решением Курганского городского суда Курганской ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГФИО11ФИО35 лишен родительских прав в отношении сына ФИО11ФИО36
Постановлением Администрации города ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№ над несовершеннолетнему ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен второй опекун – ФИО16
Постановлением Администрации города ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно данным МКУ города Кургана «Жилищная политика» за период с 29.01.2010 по 17.11.2014 ФИО5 договор социального найма не заключал, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма на жилое помещение по адресу: г. ФИО12, <адрес>, не заключал. Собственником данного помещения является ФИО16 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Установлено, что истец зарегистрирован по адресу: г. ФИО12, <адрес>, <адрес>, но проживает по адресу: г. ФИО12, <адрес>.
Общедолевыми собственниками <адрес>, расположенной по адресу: г. ФИО12, <адрес>, являются: ФИО11ФИО37 долей), ФИО16 (№ долей), ФИО17№ долей), ФИО18 (№ долей), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Указанные обстоятельства подтверждают нуждаемость ФИО5 в жилом помещении, и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области») Администрацией города Кургана сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец ФИО5
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его номер очереди в региональном списке – 187.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Курганской городской Думы от 02.11.2005 № 250 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Кургана, в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Прокурора города Кургана, заявленных в интересах ФИО5, о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 15 кв. м.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 29.12.2015 № 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 26.12.2017 № 114 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено выделение субсидий в 2019 году бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственник полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности, по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (далее – Закон Курганской области № 288) в редакции выше обозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, суд приходит к выводу, что Администрация города Кургана обязана предоставить истцу жилое помещение, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прокурора города Кургана в интересах ФИО5 удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Кургана предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.
Судья М.В. Менщикова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2019.