ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4876 от 25.08.2010 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

                                                                                    Правобережный районный суд г. Липецка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Правобережный районный суд г. Липецка — Принятые судебные акты

Дело № 2-4876/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по заявлению Бочарова ФИО5 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда», в котором просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылался на то, что имеет ведомственный знак отличия - «Почетный диплом победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих отраслей в 1986 году», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения такого звания.

В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования, ссылаясь на доводы заявления. Объяснил, что имеет почетный диплом победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании работников ведущих профессий отрасли в 1986 году. УСЗН Липецкой области отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда», указав, что данный знак не может учитываться, как награждение за многолетний труд. С данным отказом не согласен. Просил удовлетворить его требования.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области, в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению заявления ФИО1 по существу.

Представитель заинтересованного лица - ДСЗН г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч.2 ст.26.3 федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 08 июня 2006 года N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

ФИО1 работал согласно записям в трудовой книжке с 1984 года по 1987 год - в должности водителя Треста «Мелиоводстрой». В 1987 году на основании постановление № 5/3 от 23.02.1987 года был награжден «Почетным дипломом победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих отраслей в 1986 году».

Диплом о награждении подписан соответствующими должностными лицами от имени Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР и скреплено печатью.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что «Почетный диплом победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих отраслей в 1986 году», которым награжден ФИО1, является ведомственным знаком отличия в труде Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР.

При этом суд не может согласиться с доводами представителя УСЗН Липецкой области о том, что основанием к отказу в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» является отсутствие у него награды за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам.

Учитывая, что вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.

Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно:

а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;

б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Имеющаяся у ФИО1 награда соответствует этим условиям, «Почетный диплом победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих отраслей в 1986 году» является ведомственным знаком отличия в труде.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке ФИО1

При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать заявителю, обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.

В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

При таких обстоятельствах заявление ФИО1 об обжаловании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Суд считает признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда", то суд считает, что настоящее решение будет являться основанием для выдачи удостоверения «Ветеран труда» соответствующего образца на имя ФИО1 в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту её жительства.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При таких обстоятельствах нет оснований для взыскания государственной пошлины с заинтересованного лица в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении Бочарову ФИО6 звания «Ветеран труда».

Настоящее решение является основанием для выдачи удостоверения «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Бочарова ФИО7 в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту его жительства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2010 года.