Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2020 года Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Ходячих О.В.,
при секретаре Шаровой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны РФ и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права на нежилое здание,
У С Т А Н О В ИЛ:
Заместитель Военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона обратился с иском к ответчикам о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество – нежилое здание по адресу: <адрес>, улица <адрес> которое занимает и использует для своей деятельности военный комиссариат Рыльского района Курской области. Указанное задние состоит на балансе в ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации oт 17.12.2010 года №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны Российской Федерации реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны РФ (в данном случае ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России), с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений. В соответствии с передаточным актом указанные объекты недвижимого имущества переданы из ФКУ «Курская КЭЧ района» Минобороны России в ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России. При этом в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права собственности на вышеуказанное здание, состоящее на балансе в ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, не произведена.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Министерства обороны РФ и представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Курской области» по доверенности ФИО2 заявленные требования посчитала необоснованными, указав, что для подачи документов на регистрацию права собственности Российской Федерайии и права оперативного управления необходима обязательная постановка объекта на Государственный кадастровый учет, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации проводятся мероприятия по формированию дополнительного перечня объектов недвижимого имущества для включения в конкурсную документацию на 2020 год. По итогам проведенных мероприятий в рамках Государственного контракта, а именно – постановка объектов на Государственный кадастровый учет, ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации будет организована регистрация права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.
В судебное заседание представитель ответчика – ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» не явился о месте, дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина его не явки суду не известна, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. «д» ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Как следует ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В судебном заседании установлено, что 56 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности, в ходе которой было установлено, что военный комиссариат Рыльского района Курской области занимает и использует в своей деятельности нежилое здание по адресу: <адрес>, улица <адрес>,<адрес> которое состоит на балансе в ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости год завершения строительства спорного нежилого здания – 1917.
В соответствии с приказом Министра обороны от 17 декабря 2010 года №1871 нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, улица <адрес> состоит на балансе ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.
Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости отсутствуют.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, спорное здание 1917 года постройки ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в лице Военного комиссариата <адрес> использует для своей деятельности.
Обращаясь в суд с иском, военный прокурор указывает на защиту интересов Российской Федерации, однако, в судебное заседание не представлено доказательств какие права и интересы Российской Федерации нарушены ответчиками.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание принадлежит Российской Федерации независимо от постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности, данное право является юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРН, поскольку здание было построено до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны РФ и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права на нежилое здание, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
|