Дело № 2-487/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хилок, Забайкальский край 11 июля 2018 года.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Е.М.Алтынниковой,
при секретаре Кожиной Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 4 г. Хилок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, о компенсации морального вреда, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она принята на работу согласно трудовому договору № 15 от 08 февраля 2007 года в детский сад № 4 на неопределенный срок по специальности воспитатель. Работа является основной, оформлена приказом о приеме на работу № 6 от 19 февраля 1988 года с окладом 3277,00 рублей и выплатами компенсационного характера. Всего заработная плата на январь 2014 года составила 12657,74 рубля. Указав, что заработная плата не соответствует майским Указам Президента РФ от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной социальной политики», сославшись на положения Конституции РФ, указала, что данные положения Конституции РФ, международного права, Указа Президента РФ № 597 от 07 мая 2012 года нарушены работодателем. Нарушение выразилось в том, что указание Президента РФ, обязывающее работодателя переоценить критерии и поднять стоимость недооцененного труда работников дошкольных образовательных учреждений за счет прибавления к базовому окладу единовременной выплаты без учета внешнего совмещения (Минобрнауки Забайкальского края от 23 января 2018 г. № 625), не выполняется. По вине работодателя труд продолжает оставаться дешевым, для чего понадобилось вмешательство государства в виде майского Указа Президента РФ с целью защитить интересы слабой стороны трудового договора. Для безусловного выполнения приведенных положений и Указа Президента РФ регионам, в числе которых и Забайкальский край, Правительством РФ предоставлена дополнительная финансовая помощь, проведена реструктуризация задолженности, по итогам которой сокращены долговые обязательства субъектов. Сослалась на п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года, указала, согласно Распоряжению Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 января 2018 года № 22-р, для поднятия стоимости труда, к базовому окладу педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (без учета совмещения) необходимо произвести единовременную выплату исходя из чего считает, неначисленная и невыплаченная заработная плата за весь период ее работы составляет 141953,15 рублей. Просила суд взыскать в свою пользу с ответчика 141953,15 рублей неначисленной и невыплаченной заработной платы; взыскать с ответчика 3000,00 рублей морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания, полученные в результате противоправного поведения работодателя на протяжении ряда лет; обязать ответчика при полной отработке нормы рабочего времени производить ежемесячно начисление и выплату заработной платы не ниже установленного Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 397, путем начисления единовременной выплаты к базовому окладу педагогический работников дошкольных образовательных учреждений без учета совмещений.
В судебном заседании истица ФИО1, и её представитель ФИО2 поддержали исковые требования, представитель указал, что произведен расчет средней заработной платы педагога ФИО1 в соответствии с Указом Президента от 07 мая 2012 года № 597, просили суд взыскать с МБДОУ детский сад № 4 неначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 141953,15 рублей, моральный вред 3000,00 рублей, обязать ответчика при полной отработке нормы рабочего времени производить ежемесячно начисление и выплату заработной платы не ниже установленного Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 397, путем начисления единовременной выплаты к базовому окладу педагогический работников дошкольных образовательных учреждений без учета совмещений.
Соответчики - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г.Хилок», Комитет образования муниципального района «Хилокский район», Администрация муниципального района «Хилокский район», будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель Комитета образования, ФИО3, в письменных возражениях на иск просила судебное заседание провести в отсутствие Комитета образования. Представитель Администрации муниципального района «Хилокский район» ФИО4 просила применить срок исковой давности.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 4- заведующая садом ФИО5, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании от 25.06.2018 года с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Указ Президента от 07 мая 2012 года № 597 выполняется в полном объеме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ФИО6, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Свидетель ФИО7, имеющая высшее бухгалтерское образование, в судебном заседании пояснила, что она производила расчет. Данные о среднемесячной номинальной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений она брала из информации, предоставленной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы, а также согласно информации Мнистертства образования, науки и социальной политики Забайкальского края от 04.03.2018 года, среднемесячная заработная плата работников дошкольных учреждений в 2018 году составила 26888,80 рублей. При расчете учитывалась фактическая заработная плата, сведения о которой имеются в расчетных листах. На основании Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года, начиная с 2012 года заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений должна быть увеличена в 1,4 до 1,5 раз. С учетам указанных данных был произведен расчет.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 19 февраля 1988 года работает в МБДОУ детский сад № 4 на основании трудового договора № 15 от 08 февраля 2007 года в должности воспитателя. Указанным трудовым договором разделом 4, установлена оплата труда: должностной оклад (ставка) 3277,00 рублей в месяц, компенсационные выплаты – 30% за стаж в Читинской области, 40% - районный коэффициент. (л.д.4-9).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций государственной и муниципальной форм собственности по Забайкальскому краю педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по данным Забайкалкрайстата составляла в 2014 году (предварительные данные) – 20034,80 рублей, в 2015 году – 21547,10 рублей, в 2016 году – 20953,20 рублей, в 2017 года – 22762,50 рублей, в 2018 года согласно информации Мнистертства образования, науки и социальной политики Забайкальского края от 04.03.2018 года, среднемесячная заработная плата работников дошкольных учреждений составила 26888,80 рублей (л.д.26).
Согласно расчетных листков с января 2014 года по март 2018 года, начисленная заработная плата истицы за сентябрь, декабрь 2014 года, в феврале 2016 года, в сентябре, октябре 2017 года, более среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций государственной и муниципальной форм собственности по Забайкальскому краю педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в 2014, 2016, 2017 году. За периоды: с января по август 2014 года, 2015 год, январь, с марта по декабрь 2016 года, с января по август, ноябрь, декабрь 2017 года менее среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций государственной и муниципальной форм собственности по Забайкальскому краю педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 году ( л.д.12-25).
Подпунктами а и е пункта 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 Правительству РФ предписано обеспечить: а) доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев: установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Таким образом, Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 не регулирует вопрос установления оплаты труда конкретного работника. Не содержит предписаний работодателям по вопросам установления оплаты труда. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 содержит указания Правительству РФ по целевым показателям экономики, в том числе в части заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 не регулирует трудовые отношения между работодателем и работником.
В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, трудовое законодательство обязывает работодателя начислить и выплатить работнику заработную плату за месяц, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Требований об обязанностях работодателя, начислять и выплачивать работникам муниципальных учреждений ежемесячную заработную плату не ниже средней заработной платы в определенной сфере в соответствующем регионе, трудовое законодательство не содержит.
Положение об оплате труда работников МБДОУ детский сад № 4 г. Хилок ( 2014 г.) не содержит условий о начислении и выплате работникам ежемесячной заработной платы не ниже средней заработной платы в сфере общего образования Забайкальского края. Не предусматривает указанное положение установление работникам ежемесячной выплаты, обеспечивающей ежемесячную заработную плату работника не ниже средней заработной платы в сфере общего образования в Забайкальском крае.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности выплачивать истице ежемесячную заработную плату в размере не ниже средней заработной платы в сфере общего образования в Забайкальском крае, для взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 января 2018 года № 22-р, установлена единовременная выплата к базовым окладам педагогических работников муниципальных дошкольных и образовательных учреждений в целях достижения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников образования в рамках исполнения указов Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597. Выплата является единовременной и начисляется на базовые оклады всем педагогическим работникам муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждений за январь 2018 года (л.д.27).
Таким образом, указанное распоряжение также не предписывает (не обязывает) работодателей - муниципальные дошкольные и образовательные учреждения, ежемесячно (регулярно) начислять и выплачивать работникам таких учреждений, единовременную выплату к базовым окладам в целях достижения целевых показателей повышения оплаты труда.
Согласно расчетному листку за январь, февраль и март 2018 года ФИО1. единовременная выплата начислена и выплачена в размере: январь – 2489,30 руб. и 975,23 руб., февраль – 3464,09 руб. и 360,00 руб., март – 7797,22 руб. и 870,25 руб. Указанное распоряжение в отношении истицы исполнено (л.д.12).
Следовательно, не имеется оснований для возложения обязанности на ответчика ежемесячно начислять и выплачивать истице единовременную выплату к базовому окладу в соответствии с Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 января 2018 года № 22-р. И по этим основаниям следует отказать в удовлетворении требований.
Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.
В соответствии со ст.392 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами положений Трудового кодекса РФ» разъяснено, при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
С иском в суд истица обратилась 10 мая 2018 года. Принимая во внимание сроки выплаты заработной платы: 28 числа текущего месяца, 10-12 числа месяца, следующего за отчетным, то о размере заработной платы за каждый месяц, истице было известно не позднее 12-го числа, следующего за расчетным месяцем. В связи с чем, истица пропустила трехмесячный срок обращения в суд, установленный ст.392 ТК РФ (в редакции до 03 октября 2016 года) по требованиям о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с января 2014 года по май 2016 года. Годичный срок обращения в суд истица пропустила по требованиям с июня 2016 года по апрель 2017 года. Уважительных причин истица не имела, с заявлением о восстановлении сроков обращения в суд не обращалась, на обстоятельства уважительности причин пропуска срока не ссылалась и доказательств не представляла.
Вместе с тем, необходимо отметить, положения п. 56 указанного Пленума Верховного Суда РФ в данном случае не могли быть применимы, поскольку истице заработная плата в размере средней заработной платы в сфере общего образования в Забайкальском крае не начислялась.
Таким образом, судом не установлено нарушений трудовых прав истицы, по основаниям указанным в иске. В связи с чем не имеется оснований для применения ст.237 ТК РФ о компенсации морального вреда.
При таком положении в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно.
Судья Е.М.Алтынникова
Решение в окончательной форме принято 16 июля 2018 года.