Дело № 2-487/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«16» октября 2013 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания О.С. Потолицыной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Печоре о признании решения от 21.12.2012г. №... об отказе в назначении пенсии, ЕДВ незаконным, обязании назначить пенсию по инвалидности, ЕДВ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Печоре (далее – ГУ УПФР в г. Печоре) о признании решения от 21.12.2012г. №... об отказе в назначении пенсии, ЕДВ (ежемесячное денежная выплата) незаконным, обязании назначить пенсию по инвалидности, ЕДВ. В обоснование иска ФИО1 указал, что отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония № 49» ГУФСИН России по Республике Коми, является гражданином Таджикистана. 28.11.2012г. в отношении него установлена вторая группа инвалидности. Отделом социальной защиты ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми были направлены его документы в ГУ-УПФР в г. Печоре для назначения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Решением от 21.12.2012г. №... ГУ-УПФР в г. Печоре ему отказано в установлении пенсии и в назначении ЕДВ по причине отсутствия в предоставленных документах сведений о виде на жительство. Истец просит признать данный отказ незаконным и назначить пенсию по инвалидности и ЕДВ.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, т.к. отбывает наказание в местах лишения свободы. Гражданский процессуальный кодекс и иные федеральные законы не предусматривают возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы для их участия в судебных разбирательствах по гражданским делам. Такой порядок предусмотрен Уголовно-исполнительным кодексом РФ только по уголовным делам.
Истец ФИО1 был опрошен Зубово-Полянским районным судом Республики Мордовия в порядке судебного поручения. Из пояснений истца следует, что на исковых требованиях настаивает, указав, что с рождения является гражданином Таджикистана, другого гражданства не имеет. Осужден по приговору Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 01.04.2008г. по ст. 188 **** УК РФ. На основании ст. 69 ч.3 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы в колонии строго режима. Постановлением Тагилстройского районного суда г. Нижний Тагил от 12.11.2010г. приговор Октябрьского районного суда г. Екатеринбург от 01.04.2008г. изменен: признан виновным по ст. **** УК РФ. На основании ст. 69 ч.3 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы в колонии строгого режима. II группа инвалидности была установлена впервые на территории РФ в ФКЛ ПУ Б-18 ГУФСИН России по РК в г.Ухта. В Республики Таджикистан инвалидность не устанавливалась. С заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории РФ в суд не обращался. После освобождения с мест лишения свободы собирается вернуться на постоянное место жительства в Республику Таджикистан, где у него семья, 11 детей, 24 внука (л.д.120-122).
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда в г. Печоре, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Согласно представленному отзыву просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признают.
Представитель 3- го лица УФМС по РК в г. Печоре в судебном заседании не участвовали, согласно поступившему заявлению просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – ФКУ «Исправительная колония № 49» ГУФСИН России по РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон, представителей 3-х лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Из данной нормы Федерального закона следует, что при определении правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, изложенные в нем требования, являются обязательными, в том числе и в области пенсионного законодательства.
Согласно ст. 2 данного Федерального закона, подтверждением законности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации является действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание.
Таким образом, находящийся на законном основании на территории Российской Федерации иностранный гражданин вправе получать в Российской Федерации пенсию только при условии постоянного проживания, которое предполагает наличие у такого гражданина вида на жительство.
Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является гражданином Таджикистана, отбывал наказание в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми с **.**.**, прибыл в ФКУ ИК-49 г. Печора ГУФСИН России по Республике Коми из ФКУ ИК-13 г. Нижний Тагил (л.д.28).
Согласно справке ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми ФИО1 убыл **.**.**. в СИЗО-2 г. Рузаевка УФСИН России по Республике Мордовия (л.д.75).
По сведениям УФМС России по Свердловской области ФИО1 не значится на учете. По учетам АС ЦБДУИГ ФМС России имеются сведения о постановке на миграционный учет ФИО1 на территории Республики Мордовия (л.д.183).
По сведениям УФМС по Республике Мордовия ФИО1 состоит на миграционном учете по месту пребывания в местах лишения свободы, с **.**.** по **.**.** по адресу: **********, ФКУ ИК-5 УФСИН РФ по Республике Мордовия. Поставлен на миграционный учет по паспорту гражданина Таджикистана ****, выданному **.**.** ОВД Хукумата Гиссарского района Республики Таджикистан. При постановке на миграционный учет миграционная карта сотрудниками УФСИН России по Республике Мордовия не предоставлялась. Сведениями о выдаче ФИО1 вида на жительство в РФ не располагают (л.д.182).
Из сообщения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК», бюро №... следует, что ФИО1 установлена 2 группа инвалидности с 14.11.2012г. по 01.12.2013г. В связи с установлением инвалидности 2 группы ФИО1 претендует на назначение трудовой пенсии по инвалидности в России (л.д.45).
17.12.2012г. сотрудником ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по РК в адрес ГУ-УПФР по г. Печоре направлено заявление ФИО1 о назначении пенсии по инвалидности и ЕДВ (л.д.60-62).
Решением начальника ГУ-УПФР в г. Печоре №... от 21.12.2012г. ФИО1 отказано в установлении пенсии и указано, что право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ (л.д.4).
Решением начальника ГУ-УПФР в г. Печоре №... от 21.12.2012г. ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по причине того, что ФИО1 представлен паспорт гражданина Таджикистана и документов, подтверждающих постоянное проживание на территории РФ, не представлено (л.д.5).
Частью 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, осуществляется на основании Соглашения стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года. Данное Соглашение подписано Республикой Таджикистан.
Согласно ст. 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государств, на территории которого они проживают.
Трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2002 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Одним из обязательных условий назначения пенсии лицам без гражданства и иностранным гражданам является постоянное проживание на территории РФ.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 5, п.1 ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по инвалидности является одним из видов трудовой пенсии и назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, назначение иностранным гражданам трудовой пенсии по инвалидности в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в случае признания их инвалидами соответствующей группы в порядке, определяемом Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
На основании п.2 указанной нормы перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.10 постановления Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами о трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» к заявлению гражданина о назначении социальной пенсии должен быть приложен документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.
Согласно п.16 вышеуказанного постановления в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Таким образом, обладая правом на трудовую пенсию по инвалидности, иностранный гражданин при обращении за назначением такой пенсии в Российской Федерации должен представить определенные документы, одним из которых является вид на жительство либо установление его постоянного проживания на территории РФ.
Как усматривается из материалов дела, именно отсутствием вида на жительство, подтверждающего факт переезда иностранного гражданина на постоянное место жительства в РФ, и был обусловлен отказ пенсионного органа в назначении пенсии по инвалидности и ЕДВ истцу.
Учитывая, что истцом при обращении с заявлением в ГУ-УПФР по г. Печоре за назначением пенсии по инвалидности не был представлен документ, подтверждающий вид на жительство истца на территории Российской Федерации, законных оснований для назначения пенсии, ЕДВ у ответчика не имелось.
Кроме того, суд считает необходимым разъяснить истцу, что ФИО1, являющийся гражданином Таджикистана, не лишен права обратиться за получением пенсии по инвалидности по месту своего постоянного места жительства.
На основании изложенного, поскольку факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории РФ, с наличием которого закон связывает возникновение права на пенсионное обеспечение, не установлен при разрешении данного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Печоре о признании решения от 21.12.2012г№... об отказе в назначении пенсии, ЕДВ незаконным, обязании назначить пенсию по инвалидности, ЕДВ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание то, что действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, не содержит запретов на использование иных доказательств в подтверждение юридически значимого по делу факта – факта постоянного проживания на территории РФ.
В соответствии со ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Конституционный Суд РФ в определении от 04.03.2004 г. № 146-О, указывая на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, также указал на возможность установления судом факта постоянного проживания иностранного гражданина.
Требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установление такого факта судом при наличии законных к тому оснований.
Судебное решение об установлении факта постоянного проживания иностранного гражданина на территории России, вступившее в законную силу, влечет соответствующие правовые последствия для такого лица, поскольку федеральный закон связывает право иностранного гражданина на получение пенсии в РФ именно с фактом его постоянного проживания на территории России.
На момент рассмотрения данного иска не установлено, что истец ФИО1 обращался с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории РФ и имеется вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта его постоянного проживания на территории РФ.
В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Печоре о признании решения от 21.12.2012г. №... об отказе в назначении пенсии, ЕДВ незаконным, обязании назначить пенсию по инвалидности, ЕДВ отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено «21» октября 2013г.
Председательствующий судья М.В. Гусарова