ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-487/2014 от 31.03.2014 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

  Дело № 2-487/2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 31 марта 2014 года ст. Ессентукская

 Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

 председательствующей Гриценко В.М.,

 при секретаре Маниной Е.С.,

 с участием старшего помощника прокурора - Булавинцевой Р.В.,

 представителя заинтересованного лица – главы администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края Шкуро Ю.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Предгорного района Ставропольского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского и возложении обязанности совершить определенные действия,

 УСТАНОВИЛ:

 Заместитель прокурора Предгорного района Ставропольского края, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского и возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения должностными лицами администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено следующее.

 В соответствии с информацией главы администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета на территории поселения имеется система водоснабжения, снабжающая население питьевой водой, общей протяженностью 4,89 км, балансовая принадлежность которой не определена.

 В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

 Таким образом, 4,89 км сетей водоснабжения являются бесхозяйными.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 415-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находится имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

 Указывает, что в связи с бесхозяйностью указанных водопроводных сетей, происходит их ненадлежащее содержание. Это может привести к ухудшению качества водоснабжения населения, непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанных сетях.

 Отсутствие собственника сетей влечет несвоевременное и ненадлежащее решение вопросов по водоснабжению и водоотведению населения.

 Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 Законодателем не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей.

 В нарушение требований федерального законодательства, по состоянию на 20.02.2014, право муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоснабжения, протяженностью 4,89 км, в установленном законом порядке администрацией не оформлено.

 Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления, выраженного в непринятии мер по оформлению бесхозяйных сетей водоснабжения нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Сложившаяся ситуация приводит к ненадлежащему обслуживанию и ремонту водопроводных сетей.

 В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

 Ссылается, что на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

 Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в ненадлежащим исполнении обязанностей по водоснабжению жителей муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета, в связи с непринятием мер по оформлению бесхозяйных сетей водоснабжения, незаконным;

 возложить на администрацию муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность оформить право муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоснабжения общей протяженностью 4,89 км.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Предгорного района Булавинцева Р.В. просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица – глава администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края Шкуро Ю.Б. в судебном заседании заявленные заместителем прокурора Предгорного района Ставропольского края требования признал полностью.

 Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора Предгорного района по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

 В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов государства, как гаранта соблюдения законов на территории Российской Федерации, а также в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 415-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находится имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

 Судом установлено, что в соответствии с информацией главы администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета на территории поселения имеется система водоснабжения, снабжающая население питьевой водой, общей протяженностью 4,89 км, балансовая принадлежность которой не определена.

 Указанная система водоснабжения, снабжающая население питьевой водой, общей протяженностью 4,89 км является бесхозяйной.

 Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

 Доводы заявителя о том, что в связи с бесхозяйностью указанных водопроводных сетей, происходит их ненадлежащее содержание, суд считает состоятельными, так как это может привести к ухудшению качества водоснабжения населения, непринятию мер по проведению профилактических работ и не устранению аварий на указанных водопроводных сетях.

 Отсутствие собственника водопроводных сетей влечет несвоевременное и ненадлежащее решение вопросов по водоснабжению и водоотведению населения.

 Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 Законодателем не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей.

 Как следует из материалов дела, в нарушение требований федерального законодательства, по состоянию на 20.02.2014, право муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоснабжения, протяженностью 4,89 км, в установленном законом порядке администрацией Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края не оформлено.

 Согласно п. 4 ст. 7 Устава МО Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края к вопросам местного значения администрации относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

 Таким образом, бездействие администрации МО Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по оформлению бесхозяйных сетей водоснабжения привело к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, так как оно приводит к ненадлежащему обслуживанию и ремонту водопроводных сетей.

 В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление заместителя прокурора Предгорного района Ставропольского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского и возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в ненадлежащим исполнении обязанностей по водоснабжению жителей муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета в связи с непринятием мер по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоснабжения.

 Возложить на администрацию муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность оформить право муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоснабжения общей протяженностью 4,89 км.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

 Председательствующий