дело № 2-487/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 ноября 2016 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Опариной И.А. с участием:
процессуального истца - помощника прокурора Калугиной Н.В.
ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. в интересах неопределенного круга лиц Южно-Енисейского сельсовета о возложении обязанности на администрацию Южно-Енисейского сельсовета обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу,
установил:
прокурор района Иванов П.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Южно-Енисейского сельсовета о возложении обязанности на администрацию Южно-Енисейского сельсовета обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет не соблюдаются требования законодательства о муниципальной собственности, о теплоснабжении, о концессионных соглашениях при распоряжении муниципальным имуществом, предназначенным для водоснабжения. Также установлено, что администрацией Южно-Енисейского сельсовета заключен договор аренды имущества № А-02/2015 от 1.09.2015 с ООО «Ангарская ТГК», согласно которому по акту приема-передачи от 1.09.2015 передано муниципальное имущество жилищно-коммунального хозяйства: два нежилых здания насосной станции, административное нежилое помещение, водопроводная сеть, накопительная емкость, уличная распределительная водопроводная сеть со смотровыми колодцами, два насоса, 11 водоразборных колонок в целях его эксплуатации для обеспечения потребителей водоснабжением, находящихся на территории п. Южно-Енисейск на срок 364 календарных дня со дня подписания.
В нарушение положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией Южно-Енисейского сельсовета меры к заключению концессионного соглашения не принимались. Таким образом, администрацией Южно-Енисейского сельсовета в нарушение федерального законодательства осуществлена передача ООО «Ангарская ТГК» прав пользования объектами водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. Передача муниципального имущества - объектов водоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот и развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, а также создает угрозу бесперебойному предоставлению жителям Южно-Енисейского сельсовета коммунальных услуг по водоснабжению.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Калугиной Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика - глава администрации Южно-Енисейского сельсовета ФИО1, в судебном заседании исковые требования признал. Предложенный прокурором срок для проведения всех мероприятий считает необоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.12.2003 №131-ФЗ ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ч. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральными законами от 7.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определен порядок передачи объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, во владение и пользование.
В соответствии с ч.ч. 1-4, 6 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 7.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В силу ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 указанного закона объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Требования к конкурсной документации определены ст. 23 указанного закона, а также ч. 7 ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» и ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 7.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением имущества, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, 1.09.2015 между администрацией Южно-Енисейского сельсовета и ООО «Ангарская ТГК» заключен договор аренды имущества №А-02/2015 от 1.09.2015. Срок действия договора установлен до 1.03.2019.
На основании договора аренды имущества арендодатель обязуется передать в аренду арендатору имущество, указанное в приложении 1 и приложении 2 к настоящему договору в состоянии, отвечающем целевому использованию в срок не позднее 1.09.2015.
Согласно акта приема-передачи от 1.09.2015 администрацией Южно-Енисейского сельсовета передано ООО Ангарская ТГК» муниципальное имущество жилищно-коммунального хозяйства: два нежилых здания насосной станции, административное нежилое помещение, водопроводная сеть, накопительная емкость, уличная распределительная водопроводная сеть со смотровыми колодцами, два насоса, 11 водоразборных колонок в целях его эксплуатации для обеспечения потребителей, находящихся на территории п. Южно-Енисейск.
Изложенное свидетельствует о том, в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией Южно-Енисейского сельсовета законодательства о муниципальной собственности по использованию и распоряжению объектами жилищно-коммунального хозяйства, прокуратурой было установлено, что администрацией Южно-Енисейского сельсовета в нарушение федерального законодательства осуществлена передача муниципального имущества - объектов водоснабжения без проведения конкурсных процедур.
Администрацией сельсовета не предпринимались меры к заключению концессионного соглашения, в связи, с чем были нарушены Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Удовлетворяя исковые требования прокурора и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности по обеспечении передачи права пользования объектами водоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, суд считает целесообразным установить срок в 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, т.к. предложенный истцом срок, не сможет в полной мере обеспечить надлежащее исполнение возложенной обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А., удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова