ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-487/2021 от 23.09.2021 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-487/2021

10RS0013-01-2021-000HYPERLINK "https://prionezhsky--kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=r&vnkod=10RS0013&srv_num=1&delo_id=1540005&delo_table=g1_case&case_type=0&g1_case__JUDICIAL_UIDSS=10RS0013-01-2020-001148-48"810HYPERLINK "https://prionezhsky--kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=r&vnkod=10RS0013&srv_num=1&delo_id=1540005&delo_table=g1_case&case_type=0&g1_case__JUDICIAL_UIDSS=10RS0013-01-2020-001148-48"-HYPERLINK "https://prionezhsky--kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=r&vnkod=10RS0013&srv_num=1&delo_id=1540005&delo_table=g1_case&case_type=0&g1_case__JUDICIAL_UIDSS=10RS0013-01-2020-001148-48"11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Т.В.Барановой,

при секретаре М.Б. Рыжих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района Республике Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также по тексту Министерство, истец) обратилось в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту Администрация, ответчик), мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории ... Прионежского муниципального района вблизи автомобильной дороги в сторону ... осуществлен натурный осмотр места расположения несанкционированной свалки, в ходе которого установлено несанкционированное размещение отходов на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в кадастровом квартале . Поскольку по результатам осмотра собственник отходов не установлен, ссылаясь на примечания п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.20017 №607-ст, из которого следует, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, а также ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Министерство просило с учетом уточненных исковых требований в порядке положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ обязать Администрацию ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную вблизи ... Прионежского муниципального района Республики Карелия, в кадастровом квартале , имеющую следующие координаты в системе МСК-10:

Координаты в системе МСК-10

1

356439,49

1532928,53

2

356397,83

1532904,20

3

356327,53

1533077,46

4

356301,84

1532990,73

Определениями Прионежского районного суда Республики Карелия от 18.06.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО «Автоспецтранс», КУ Республики Карелия «Карелприрода», ГКУ Республики Карелия «Прионежское центральное лесничество», филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия».

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 20.07.2021к участию в деле в качестве соответчика привлечено КУ Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», осуществлен переход к рассмотрению настоящего искового заявления по правилам гражданского судопроизводства, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Карелия.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 05.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена администрация Заозерского сельского поселения.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, представила заявление об отказе от исковых требований, заявленных к КУ Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», мотивируя тем, что полоса отвода дороги освобождена от свалки отходов производства и потребления.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 23.09.2021 производство по гражданскому делу в части исковых требований, заявленных к ответчику КУ Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» прекращено на основании принятия отказа истца от исковых требований, в связи с ликвидацией несанкционированного размещения отходов в пределах полосы отвода автомобильной дороги «Соломенное-Ялгуба-Суйсарь».

Представитель ответчика - Администрации Прионежского муниципального района, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктами 10 и 13 части 1 статьи 4 Устава Прионежского муниципального района, принятого решением Совета Прионежского муниципального района от 22.12.2005, предусмотрено, что к вопросам местного значения Прионежского муниципального района отнесены организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П, Министерство является уполномоченным органом в Республике Карелия, который в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору: в области обращения с отходами (пп. 12. П. 9 Положения). При этом Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации (п. 3 Положения).

Из материалов гражданского дела следует, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина инспектором отдела сопровождения надзорной деятельности ГКУ РК «Карелприрода» осуществлено обследование места несанкционированного размещения отходов на территории, расположенной вблизи д. ... Республики Карелия в кадастровом квартале на земельном участке, собственность на который не разграничена, о чем составлен соответствующий акт от хх.хх.хх г..

В ходе проведенного вышеуказанного обследования были установлены географические координаты свалки. При этом определено, что видовой состав отходов включает в себя строительные отходы (бой досок, шифера, отходы от разборки зданий, оконные рамы, бой стекла), твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы (мебель), отработанные автомобильные шины. Площадь свалки составляет ... кв.м., средняя ее высота - ... м, объем свалки - ... куб.м. По результатам произведенного осмотра собственник отходов не установлен.

Согласно акту осмотра от 30.06.2021, составленного специалистом ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» земельный участок, на котором расположена спорная несанкционированная свалка бытовых отходов, расположен в квартале 99 Шуйского участкового лесничества (Шуйского по материалам лесоустройства), около центральной дороги д. Ялгуба-Суйсарь на полях.

При этом согласно сведениям, представленным в материалы дела Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», выкопировке из интерактивной карты «Леса России», размещенной на официальном сайте «Росслесинфорг» в сети «Интернет», материалам лесоустройства (планшет ) земельный участок, на котором расположена спорная свалка, не относится к землям лесного фонда.

Размещение спорной свалки не на землях лесного фонда также подтверждается картографическим материалом, представленным в материалы дела Управлением Росреестра по Республике Карелия, из которого усматривается расположение спорной свалки на территории земель бывшего совхоза «Заозерский».

В ходе судебного разбирательства установлено, что часть спорной свалки на территории Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района располагалась также вблизи автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия «Соломенное-Ялгуба-Суйсарь» с кадастровым номером , закрепленной на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».

Однако по результатам обследования места несанкционированного размещения отходов на территории, расположенной вблизи д. ... Республики Карелия в кадастровом квартале , произведенной хх.хх.хх г. специалистами ГКУ РК «Карелприрожа» совместно с Главой Заозерского сельского поселения, представителями КУ РК «Управтодор РК», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрации Прионежского муниципального района установлено, что несанкционированное размещение отходов на территории в пределах полосы отвода автомобильной дороги «Соломенное-Ялгуба-Суйсарь ликвидировано.

При этом в ходе указанного обследования уточнена площадь свалки, значение которой составила ... кв.м., средняя высота - ... м., объем - ... кв.м., а также, в связи с ликвидацией свалки, расположенной в пределах полосы отвода автомобильной дороги, уточнены координаты места несанкционированного размещения отходов:

Координаты в системе МСК-10

1

356439,49

1532928,53

2

356397,83

1532904,20

3

356327,53

1533077,46

4

356301,84

1532990,73

Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Республике Карелия на запрос суда, спорная несанкционированная свалка преимущественно располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером .

При этом установлено, что в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью ... кв., земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала . Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - земли запаса. Сведения о данном объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». ЕГРН также содержит отметку о виде права на указанный земельный участок - «государственная собственность», основанием для регистрации права государственной собственности явились положения ст. 214 Гражданского кодекса РФ.

Согласно перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастровых кварталов по состоянию на хх.хх.хх г. земельный участок с кадастровым номером , расположенный в районе ..., относится к категории земель запаса, находится в государственной собственности.

Таким образом, из совокупности вышеназванных письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, следует, что спорная несанкционированная свалка отходов и потребления располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. При этом в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие достоверно определить собственника отходов, размещенных на спорной свалке.

Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому несанкционированные свали отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как следует из материалов дела, собственник отходов, размещенных на указанной несанкционированной свалке, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не установлен. Следовательно, администрация Прионежского муниципального района является надлежащим ответчиком по делу

При этом Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на органы государственной власти Республики Карелия.

Соответственно, само по себе наделение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия административными, по своей правовой сути, полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о его наделении правомочиями собственника в отношении указанных участков и, как следствие, не может являться основанием для возложения на него производного от права собственности бремени ликвидации свалок, расположенных на данных землях и земельных участках.

Именно муниципальный район в силу абзацев третьего, пятого, восьмого и девятого ч. 5 ст. 62 Бюджетного кодекса РФ получает все доходы от отчуждения или передачи в пользование земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов.

При этом загрязнение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, очевидным образом сказывается на их экономической привлекательности, рыночной и кадастровой стоимости земельных участков (применительно к правовой позиции, сформулированной в абзаце седьмом п. 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 15-П) и, как следствие, на размере зачисляемых в бюджет муниципального района неналоговых доходов.

С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание, что собственник отходов не установлен, а несанкционированная свалка отходов производства и потребления расположена на землях, государственная собственность на которые на разграничена, суд полагает исковые требования обоснованным и приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района Республике Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления удовлетворить.

Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, площадью ... кв.м., объемом ... куб. м., расположенную на земельном участке в Прионежском муниципальном районе Республики Карелия, Заозерском сельском поселении, вблизи д. Ялгуба, в кадастровом квартале , имеющего следующие координаты:

Координаты в системе МСК-10

1

356439,49

1532928,53

2

356397,83

1532904,20

3

356327,53

1533077,46

4

356301,84

1532990,73

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.

Судья Т.В. Баранова

Мотивированное решение суда составлено 30.09.2021.