Дзержинский городской суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Дзержинский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-488/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием прокурора Жаровской И.А., истца Хилова А.Ю., представителя ответчика Афанасьева Д.И., адвокатов Павлова А.Н., Соколовой Е.А., Смирновой Е.П., при секретаре Белянкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хилова Алексея Юрьевича к Администрации города Дзержинска о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
Хилов А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации города Дзержинска. В обоснование исковых требований указал, что 11 ноября 2005 г. между истцом и Администрацией города Дзержинска Нижегородской области был заключен трудовой договор №. Согласно условиям договора Хилов А.Ю. был принят на должность с 14.11.2005 г. на период до согласования с Городской Думой. Постановлением Городской Думы г. Дзержинска № 30 от 21 декабря 2005 г. было согласовано его назначение на . Распоряжением Мэра г. Дзержинска № от 29.12.2005 г. он был назначен постоянно на .Распоряжением Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 г. Хилов А.Ю. был освобождён от занимаемой должности на основании ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 60 и ч. 7 ст. 52 Устава городского округа город Дзержинск - ч. 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец считает Распоряжение Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 г. об освобождении его от должности Дзержинска Нижегородской области незаконным.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления г. Дзержинска при установлении требований к порядку прохождения муниципальной службы обязаны соблюдать Федеральный закон № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закон Нижегородской области № 99-3 от 03.08.2007г. «О муниципальной службе в Нижегородской области».
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
В Распоряжении Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 г. делается ссылка на ч. 1 ст. 60 и ч. 7 ст. 52 Устава городского округа город Дзержинск в соответствии с которыми заместители Мэра города и руководители самостоятельных структурных подразделений Администрации города слагают полномочия перед вновь избранным Мэром города. Очевидно, что в Устав городского округа город Дзержинск необходимо вносить изменения, поскольку в нём содержатся правовые нормы, противоречащие действующему законодательству.
С истцом был заключён трудовой договор на неопределённый срок, т.к. деятельность заместителя главы местной администрации направлена на обеспечение исполнения не главы местной администрации, а местной администрации как органа местного самоуправления, с чем согласился города Дзержинска ФИО1, а сложение полномочий перед вновь избранным Мэром города относится в соответствии со ст. 59 ТК РФ к лицам, заключившим трудовой договор при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В Распоряжении Мэра города Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 г. делается ссылка на ч. 2 ст. 77 ТК РФ, которая в рассматриваем случае не применяться в качестве основания освобождения от занимаемой должности муниципального служащего, т.к. из ч. 2 ст. 77 ТК РФ следует, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Устав города является подзаконным актом, а в соответствии со ст. 19Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на
жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;
и применения административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии со ст. 18 Закона Нижегородской области № 99-3 от 03.08.2007г. помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных статьями 12 и 13 настоящего Закона;
применения административного наказания в виде дисквалификации.
Законом не предусмотрено в качестве основания для расторжения трудового договора сложение полномочий перед вновь избранным Мэром города.
В исковом заявлении Хилов А.Ю. просит:
Признать незаконным Распоряжение Мэра г. Дзержинска № 191-5 от
31 декабря 2010 г. Об освобождении от занимаемой должности
муниципального служащего Хилова Алексея Юрьевича.
Отменить Распоряжение Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря
2010 г. Об освобождении от занимаемой должности муниципального
служащего Хилова Алексея Юрьевича.
Восстановить на работе Хилова Алексея Юрьевича в должности
первого заместителя Мэра города Дзержинска Нижегородской
области.
Взыскать с Администрации города Дзержинска Нижегородской
области 1 000 000 (один миллион) рублей в счет компенсации морального вреда.
Хилов А.Ю. дополнил исковые требования: просит взыскать с Администрации города Дзержинска в свою пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 01.01.2011 г. на день вынесения решения суда, исходя из размера среднемесячного заработка 119510 рублей 76 коп.
В судебном заседании Хилов А.Ю., его представитель адвокат Павлов А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердив вышеизложенные осбтоятельства.
Представители ответчика Афанасьев Д.И., адвокаты Соколова Е.А., Смирнова Е.П. в судебном заседании исковые требования не признали. В обоснование возражений пояснили, что 31 декабря 2010 года на основании Распоряжения Мэра г. Дзержинска Нижегородской области № 1915 Хилов А.Ю. был освобожден от занимаемой должности и уволен с указанной должности в связи с прекращением трудового договора согласно ч.2 ст. 77 Трудового кодекса РФ.Увольнение Хилова А.Ю. с должности г. Дзержинска и прекращение с ним трудового договора согласно ч. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ является законным и обоснованным по следующим основаниям:
Согласно Распоряжению Мэра города Дзержинска Нижегородской области от 29.12.2005 года № 2639 и трудовому договору № от 11.11.2005 года Хилов А.Ю. был назначен на высшую муниципальную должность Дзержинска Нижегородской области. Следовательно, Хилов А.Ю. являлся муниципальным служащим и занимал должность муниципальной службы в органе местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципального служащего распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным законом. Согласно ч. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами. Федеральным законом, который устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В соответствии со ст. 42 указанного закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 6 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 5 Закона Нижегородской области №99-3 от 03.08.2007 года «О муниципальной службе в Нижегородской области» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ст. 34 ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Следовательно, образование должности в органе местного самоуправления, установление круга обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, в том числе главы муниципального образования, а также порядок и условия прохождения муниципальной службы муниципальным служащим определяются Уставом муниципального образования.
Уставом городского округа город Дзержинск предусмотрено образование муниципальной должности - заместитель мэра города, который обеспечивает исполнение обязанностей главы местного самоуправления (Мэра города Дзержинска), а также предусмотрен порядок прохождения муниципальной службы, в том числе порядок поступления на муниципальную службу и порядок прекращения муниципальной службы заместителя мэра города Дзержинск.
Согласно ч. 1 ст. 60 и ч. 7 ст. 52 Устава городского округа город Дзержинск заместители мэра города назначаются мэром города по согласованию с Городской Думой на срок его полномочий и слагают свои полномочия перед вновь избранным мэром города не позднее трех дней с момента вступления его в должность.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 60 Устава городского округа город Дзержинск распределение обязанностей между заместителями Мэра устанавливается распоряжением Мэра города. Мэр города вправе поручить своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий, как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.
Следовательно, статья 42 ФЗ № 131 и ст. 6 ФЗ № 25 во взаимосвязи с положениями Устава городского округа город Дзержинск (ч.1 ст. 60, ч. 7 ст. 52) предусматривает основания прекращения трудового договора с заместителем мэра г. Дзержинска в случае избрания нового мэра города Дзержинска.
Представители ответчика считают, что Хилов А.Ю. законно и обоснованно был освобожден от занимаемой должности Дзержинска и уволен с указанной должности в связи с прекращением трудового договора согласно ч.2 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства, а также принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего необходимым восстановить на работе истца, взыскать в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда исходя из принципа разумности, приходит к следующему:
Установлено, что 11 ноября 2005 года был заключен трудовой договор № между Администрацией города Дзержинска и истцом Хиловым А.Ю. Согласно условиям этого договора Хилов А.Ю. был принят на должность с 14.11.2005 г. на период до согласования с Городской Думой. (л.д.7,8). Постановлением Городской Думы г. Дзержинска № 30 от 21 декабря 2005 г. было согласовано его назначение на муниципальную должность первого заместителя Мэра города. (л.д.10) Распоряжением Мэра г. Дзержинска № 2639 от 29.12.2005 г. он был назначен постоянно на должность первого заместителя Мэра города. (л.д.11) Распоряжением Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 г. Хилов А.Ю. был освобождён от занимаемой должности на основании ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 60 и ч. 7 ст. 52 Устава городского округа город Дзержинск - ч. 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.(л.д.12)
Основания прекращения трудового договора предусмотрены статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части второй указанной статьи ТК трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Из правовой позиции представителей ответчика следует, что в данном случае увольнение Хилова А.Ю. произведено на основании иного федерального закона, а именно, Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со статьей 42 которого, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Согласно части 7 статьи 52 Устава городского округа город Дзержинск заместители Мэра города и руководители самостоятельных структурных подразделений Администрации города слагают полномочия перед вновь избранным Мэром города.
Однако, суд считает, что данная позиция не согласуется с требованиями Закона.
Как указано выше статья 77 Трудового кодекса РФ предусматривает основания прекращения трудового договора, установленные иными Федеральными законами, а, следовательно, основания прекращения трудового договора могут быть предусмотрены только федеральным законом и никаким иным правовым актом. Применительно к увольнению муниципальных служащих следует руководствоваться положениями ст. 19 Федерального закона « О муниципальной службе в Российской Федерации» :
«1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.»
Данной правовой нормой не предусмотрено прекращение трудовых отношений заместителей Мэра города в связи с избранием другого Мэра и положения Устава города Дзержинска в данной части применятся не могут. Следует отметить, что Постановлением Городской Думы г. Дзержинска от 29 декабря 2010 г. № 26 внесены изменения в Устав городского округа город Дзержинск, в том числе, исключены положения о сложении полномочий заместителей Мэра города перед вновь избранным Мэром. (л.д. 49-60 ) ( в настоящее время изменения в Устав не зарегистрированы).
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий на установление оснований для прекращения трудовых договоров, в том числе и в отношении муниципальных служащих.
Также юридически значимым обстоятельством в данном споре является тот факт, что трудовой договор с г. Дзержинска Хиловым А.Ю. был заключен на неопределенный срок. Исходя из утверждений ответчика о правомерности увольнения ответчика на основании статьи 52 Устава г. Дзержинска следует, что трудовой договор должен был заключаться на срок полномочий Мэра города. Однако, согласно распоряжению Мэра г. Дзержинска № 2639 от 29.12.2005 г. Хиллов А.Ю. был назначен на должность постоянно.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым признать незаконным и отменить Распоряжение Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 года об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Хилова Алексея Юрьевича и восстановить Хилова Алексея Юрьевича на работе в должности Дзержинска Нижегородской области.
Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения.
В связи с незаконным увольнением ответчик обязан возместить истцу заработную плату за время вынужденного прогула, а именно с 1 января 2011 года по день вынесения решения суда.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Порядок исчисления средней месячной заработной платы регулируется Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 г. N 922 « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.»
Согласно справке Администрации города Дзержинска (л.д.80) Хиловым А.Ю. за расчетный период было фактически отработано 204 дня, заработная плата составила 1356312 рублей 66 коп., средний дневной заработок составил 6648,59 руб. ( 1356312,66:204). За 12 рабочих дней в феврале заработная плата истца составит 79783,08 руб. ( 6648,59 руб. х12), за 15 рабочих дней в январе заработная плата составит: 99728,85руб. (6648,59 х15), итого: 179511,93 руб. При увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 93673,32руб. (л.д.30) Таким образом, с ответчика в пользу истца необходимо взыскать 99135,79 руб. ( 179511,73 руб. - 93673,32 руб.) Указанная сумма полежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Учитывая, что ответчиком в отношении истца совершены неправомерные действия в виде незаконного увольнения, в связи с чем, он, несомненно, испытывал нравственные страдания, суд исходя из принципа разумности и справедливости, считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
Согласно ст. 211 ГПК РФ решении суда в части восстановления на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить Распоряжение Мэра г. Дзержинска № 1915 от 31 декабря 2010 года об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Хилова Алексея Юрьевича. Восстановить Хилова Алексея Юрьевича на работе в должности заместителя Мэра города Дзержинска Нижегородской области.
Взыскать с Администрации города Дзержинска в пользу Хилова Алексея Юрьевича заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 99135 рублей 79 коп., компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, в остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Администрации города Дзержинска госпошлину в местный доход в сумме 3274 рубля 08 коп.
Решение суда о восстановлении на работе и взыскании заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Судья О.Ю. Хайдукова.
Ксерокопия верна:
Судья секретарь