Дело № 2-4880/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 года г. Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Давыдова С.А.
при секретаре Мустаевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений об обязании заключить договор аренды,
Установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений об обязании заключить договор аренды земельного участка ..., расположенного по адресу: ... с истцами. В обоснование иска указано, что на основании постановления Главы Администрации ГО ... от < дата > ... истцам был предоставлен земельный участок общей площадью 621 кв.м, относящейся к категории земель поселений, по адресу: ... на праве общего долевого пользования с определением земельных долей (без выдела в натуре), площадью: у ФИО2 - 155, 25 кв.м, у ФИО1 - 155,25 кв.м, у ФИО4 - 155, 25 кв.м, у ФИО3 - 155, 25 кв.м, что составляет у каждого по 1/4 от общей площади земельного участка в аренду до < дата > для обслуживания каждым по 1/4 доли индивидуального жилого дома и надворных построек. < дата > истцы обратились с заявлением на имя Главы Администрации ГО г. Уфа о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, на что получили ответ, что полномочия по распоряжению указанного земельного участка обладают Правительство РБ. < дата > истцы обратились с заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений с аналогичным заявлением, на что истцам было рекомендовано обратиться в Администрацию ГО г. Уфа.
Определением суда от < дата > принято уточненное исковое заявление в соответствии с которым ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Правительству РБ, Министерству земельных и имущественных отношений об обязании заключить договор аренды земельного участка ..., расположенного по адресу: ... с истцами.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствии. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истцов по заявленным требованиям.
Ответчики Правительство РБ, Министерство земельных и имущественных отношений в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Третье лицо Администрация ГО г. Уфа в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Согласно ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьего лица.
Исследуя и оценивая материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании постановления Главы Администрации ГО ... от < дата > ... истцам был предоставлен земельный участок общей площадью 621 кв.м, относящейся к категории земель поселений, по адресу: ... на праве общего долевого пользования с определением земельных долей (без выдела в натуре), площадью: у ФИО2 - 155, 25 кв.м, у ФИО1 - 155,25 кв.м, у ФИО4 - 155, 25 кв.м, у ФИО3 - 155, 25 кв.м, что составляет у каждого по 1/4 от общей площади земельного участка в аренду до < дата > для обслуживания каждым по 1/4 доли индивидуального жилого дома и надворных построек.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной нормой закона ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности в числе других земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий в том числе относятся земли рекреационного назначения.
Статьей 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 50.4 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от < дата > N7/4 установлено назначение рекреационных зон: зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка ..., вид разрешенного использования земельного участка - для обслуживания индивидуального жилого дома.
На спорном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, площадью 82 кв.м литер А, пристрой общей площадью 26 кв.м литер А, сени 16 кв.м литер а, сарай общей площадью 16 кв.м литер Г, уборная 2 кв.м. Указанный дом принадлежит по 1/4 доли каждому: ФИО4 (свидетельство о государственной регистрации права от < дата > ...); ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права от < дата > ...); ФИО3 (свидетельство о государственной регистрации права от < дата > ...); ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права от < дата > ...).
Из ответа Управления по земельным ресурсам Администрации ГО ... № У-2028 от < дата > следует, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа ... РБ, утвержденными решением Совета городского округа ... РБ ... от 22.08.2008, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона РБ № 59-з от < дата > «О регулировании земельных отношений в РБ», полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ.
Письмом № РЯ-12/5436 от < дата > Министерства земельных и имущественных отношений истцам рекомендовано обратиться в Администрацию ГО ... РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон.
Из Уведомления Росреестра ... от < дата > следует, что информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: земельный участок ..., адрес: РБ, ..., площадью 621 кв.м отсутствует.
Из ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа № 7-9848/ПР от < дата > следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне -Р-1 (рекреационная зона).
Пунктом 2 ст. 2 ЗК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1. ст. 421 Гражданского кодекса РФ Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно ст. 25.1 Закона РБ от < дата > ... «О регулировании земельных отношений в РБ» распоряжение земельным участком государственная собственность на которые не разграничена в г. Уфе отнесено к территориальным зонам рекреационного назначения осуществляет Правительство РБ.
Согласно положению о Министерстве земельных и имущественных отношений утвержденному Указом Президента РБ от < дата > N УП-335 (ред. от < дата > г.)
1.1. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
1.5. Минземимущество РБ и его территориальные органы - районные, городские комитеты по управлению собственностью образуют единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан.
Основными задачами Минземимущества РБ являются:
2.2. Осуществление приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
2.8. Обеспечение в установленном порядке проведения разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Республики Башкортостан и собственность муниципальных образований.
2.12. Осуществление в пределах своей компетенции деятельности по землеустройству, ведению кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, в порядке, установленном законодательством.
3.14. Выступает от имени Республики Башкортостан уполномоченным органом при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, подлежащие отнесению к государственной собственности Республики Башкортостан.
3.15. В порядке, определенном законодательством, осуществляет передачу в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление государственного имущества, включая движимое и недвижимое имущество. Выступает арендодателем и правопреемником по договорам аренды государственного имущества, включая земельные участки и иное недвижимое имущество, в том числе по договорам аренды государственного имущества с правом выкупа, заключенным ранее предприятиями, организациями, а также осуществляет продажу права на аренду государственного имущества. Осуществляет контроль за своевременной и полной уплатой арендаторами арендной платы за государственное имущество, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки.
3.25. При реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, осуществляет в пределах своей компетенции:
принятие решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, в том числе в случае прекращения прав на земельные участки;
принятие решений о прекращении прав на земельные участки в соответствии с федеральным законодательством;
заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи земельных участков, соглашений об установлении частных сервитутов, а также соглашений об изменении или расторжении указанных договоров и соглашений;
Ст. 28 ЗК РФ установлено, что Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, в силу закона земельный участок должен быть оформлен землепользователем, при этом право выбора способа оформления принадлежит землепользователю, т.е собственность, либо аренда.
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО г. Уфа РБ суду не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от < дата > № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Между тем ответчиками не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые, она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГПК РФ Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Ответчиками не представлены суду доказательства того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений об обязании заключить договор аренды подлежат удовлетворению.
Учитывая, что вопрос заключения договора аренды земельных участков в г. Уфе, передачи в собственность возложен в силу вышеизложенного положения относится к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений РБ.
Суд полагает достаточным для восстановления нарушенного права в резолютивной части решения указать на обязанность заключения договора только на одного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений РБ, поскольку исходя из установленных функций непосредственно Правительство РБ договора аренды с гражданами не заключает, ибо на то образовано и существует самостоятельное Министерство на которое возложены соответствующие функции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений об обязании заключить договор аренды - удовлетворить.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений заключить договор аренды земельного участка ..., расположенного по адресу: ... с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, путем подачи апелляционной жалобы в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья С.А. Давыдов