ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4881/16 от 29.06.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-4881/16 г.Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области

в составе председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,

при секретаре Ивановой М.С.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя Администрации Великого Новгорода и Комитета по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Великого Новгорода и Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным" и обязании присвоения звания "Ветеран труда",

установил:

ФИО1. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным" и обязании присвоения звания "Ветеран труда».

В обоснование заявления указал, что в октябре 2015г. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», им были также представлены необходимые документы. Письменным ответом Комитета по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода от 20.11.2015г. ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на постановление Администрации Великого Новгорода от 17.11.2015г., по тому основанию, что почетная грамота Министерства культуры РФ «За успехи в патриотическом воспитании» не включена в Перечень наград, являющихся ведомственными знаками отличия в труде дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Новгородской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГОД (с последующими изменениями).

Полагает данный отказ незаконным, т.к. все необходимые условия, предусмотренные ст.7 Федерального закона N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах" им соблюдены.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования уточнил, дополнив требованием к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным постановления Администрации Великого Новгорода от 20.11.2015г. об отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоения звания "Ветеран труда».

Уточненное исковое заявление ФИО1, его представитель ФИО2 поддержали, по основаниям, изложенным в нем.

Определением суда от 29 июня 2016г. к участию в деле в качестве соответчика Привлечена Администрация Великого Новгорода.

Представитель ответчика Администрации Великого Новгорода и Комитета по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода исковые требования не признала, полагая, что отказано ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» обоснованно в соответствии с Областным Законом Новгородской области № 624-ОЗ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" содержит перечень граждан, которые признаются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также граждане, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года).

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года).

По смыслу положений статей 11 (части 3), 72, 76 (частей 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.

Во исполнение указанного выше Федерального закона 6.02.2006г. был принят Областной Закон Новгородской области № 624-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями (далее Закон № 624-ОЗ), который определяет условия и порядок присвоения званий "Ветеран труда", а также меры социальной поддержки данных категорий ветеранов.

В силу ст.1 Закона № 624-ОЗ, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, место жительства которых находится на территории Новгородской области:

1) награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем областном законе понимаются награды по перечню согласно приложению к настоящему областному закону, а также награды (почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности), не названные в указанном перечне, но учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.

Согласно приказа № 1-ОН Министерства культуры Российской Федерации от 28 мая 2015г. ФИО1 награжден Почетной грамотой «За успехи в патриотическом воспитании»

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.08.2012г. № 837, учреждены ведомственные награды Министерства культуры Российской Федерации: Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации, благодарность Министра культуры Российской Федерации.

Приказом № 1592 от 23.10.2013г. Министерства культуры Российской Федерации в целях поощрения за достигнутые успехи в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации учреждена Почетная грамота "За успехи в патриотическом воспитании".

Таким образом, суд приходит к выводу, что Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации "За успехи в патриотическом воспитании" относится к ведомственным знакам отличия.

Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".

Между тем, Областной Закон Новгородской области № 624-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствуют такие ведомственные знаки отличия в труде, как Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации.

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которым в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

При разрешении спора суд руководствуется положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истец, являясь пенсионером, отвечает установленным законом критериям.

Таким образом, исковые требования о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным" и обязании присвоения звания "Ветеран труда» подлежат удовлетворению.

Определяя надлежащего ответчика по данному делу, суд исходит из следующего:

В силу ст.3 Областного Закона Новгородской области № 624-ОЗ, решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается органом местного самоуправления по месту жительства в 15-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному спору выступает Администрация Великого Новгорода.

Комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода надлежащим ответчиком по данному спору не является, т.к. письменный ответ от 20.11.2015г. № 2068 информирует ответчика об отказа в присвоении звания «Ветеран труда» на основании постановления Администрации Великого Новгорода № 4846 от 17.11.2015г., следовательно в удовлетворении иска к Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода следует, отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Великого Новгорода, удовлетворить в части.

Признать постановление Администрации Великого Новгорода № 4846 от 17.11.2015г., об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда», незаконным.

Обязать Администрацию Великого Новгорода принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В удовлетворении исковых требований к Комитету по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода, отказать.

Вернуть ФИО1 из местного бюджета государственную пошлину в сумме 300руб., уплаченную по чеку-ордеру от 30.03.2016г.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Э.И. Габидулина