ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4881/18 от 03.07.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4881/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

03 июля 2018 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Максаковой И.Н.,

с участием представителя истца помощника Хабаровского транспортного прокурора Бобровой О.Е., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Биробиджанский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указав, что Биробиджанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований закона об организации мест перехода через железнодорожные пути, их технического состояния и оснащенности. На станции Лондоко 8270 км пикет 7 Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» размещен пешеходный переход, расположенный в одном уровне с железнодорожными путями. Данный пешеходный переход относится ко 2-ой категории. Вместе с тем, пешеходный переход на станции Лондоко 8270 км пикет 7 не оборудован световой и звуковой сигнализацией, ограждением в соответствии с пунктами 15, 25, 50 Технических требований, что подтверждается информацией начальника службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, вышеуказанный пешеходный переход не соответствует требованиям законодательства в области обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, пешеходов, так как нарушается их право на безопасность при пересечении железнодорожного пути. Кроме того, в данном случае могут пострадать любые граждане, которые воспользуются указанным пешеходным переходом, в связи с чем, индивидуализировать и привлечь в качестве истцов будущих участников движения не представляется возможным. Таким образом, несоблюдение вышеуказанных требований влечет нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Требованиями к пешеходных переходам через железнодорожные пути, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр пешеходный переход на станции Лондоко 8270 км пикет 7 Дальневосточной железной дороги, а именно оборудовать звуковой и световой сигнализацией, ограждением.

В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил обязать ОАО «РЖД» в течении 12 месяцев привести в соответствие с Требованиями к пешеходным переходам через железнодорожные пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, пешеходный переход на станции Лондоко 8270 км пикет 7 Дальневосточной железной дороги, а именно оборудовать звуковой и световой сигнализацией.

В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что бюджетом расходы на оборудование пешеходного перехода не запланированы. Запрошено дополнительное финансирование.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 03.07.2016) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

В соответствии с п. 5 раздела 2 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии; установки соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации); своевременного информирования пользователей услугами железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного транспорта необщего пользования о вводимых ограничениях и (или) об изменениях настоящих Правил (посредством технических средств и (или) иных носителей информации); обозначения и ограждения мест проведения реконструкции, строительных и ремонтных работ (с целью исключения нахождения граждан в таких местах).

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

Согласно п. 7 Правил, при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2009 года N 2655р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. Согласно п. 17 параграфа 6 Требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.

Назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути в одном уровне рельсами. Пешеходный переход представляет собой неотъемлемую часть инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Пунктом 15 Технических требований предусмотрено, что пешеходные переходы 2-ой категории имеют следующие инженерные сооружения: настил, ограждение, искусственное освещение и зоны накопления пешеходов. Информационная система пешеходных переходов 2- ой категории включает в себя предупредительные надписи, знаки (указатели, плакаты), а также устройства автоматической сигнализации о приближении поезда.

Согласно п. 25 Технических требований в зонах накопления (на подходах к железнодорожным путям) устанавливаются направляющие ограждения, препятствующие переходу людей через пути в не установленных для этой цели местах, а также препятствующие проезду автотранспорта. Направляющие ограждения должны обеспечивать ориентацию потока пешеходов (пассажиров) таким образом, чтобы приближающийся поезд был в поле зрения в течение времени, достаточного (не менее 6 с) для принятия решения о возможности перехода. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" "О внесении изменений в Руководство по применению фирменного стиля ОАО "РЖД" от 18.10.2012 N 2071р. Элементы разделения пассажирских потоков должны быть окрашены в сигнальные цвета (чередование красных и белых полос). Указатели направления движения пешеходов (пассажиров) должны устанавливаться так, чтобы были видны и показывали требуемое направление движения. Знаки безопасности, предупреждающие плакаты (указатели) устанавливаются перед переходом через железнодорожные пути и должны быть видны пешеходам (пассажирам).

В силу п. 50 Технических требований устройства автоматической сигнализации на пешеходных переходах предназначены для извещения граждан о приближении поезда к пешеходному переходу и включают в себя световую и звуковую сигнализацию.

Судом установлено, что Биробиджанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований закона об организации мест прохода через железнодорожные пути на станции Лондоко 8270 км пикет 7.

В ходе проверки установлено, что на станции Лондоко 8270 км пикет 7 Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» размещен пешеходный переход, расположенный в одном уровне с железнодорожными путями.

Данный пешеходный переход относится ко 2-ой категории.

Установлено, что на данном переходе имеются следующие инженерные сооружения: настил, знаки безопасности.

В ходе проверки пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Лондоко 8270 км пикет 7, относящегося ко 2-ой категории, выявлены нарушения исполнения требований законодательства об организации мест перехода через железнодорожные пути, в части их оснащенности.

Из совокупности имеющихся доказательств, в том числе из акта комиссионного осмотра пешеходного перехода от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что пешеходный переход не оборудован световой и звуковой сигнализацией, ограждением в соответствии с пунктами 15, 25, 50 Технических требований, что свидетельствует о том, что вышеуказанный пешеходный переход не соответствует требованиям законодательства в области обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Установив указанные обстоятельства, суд исходя из того, что участки пешеходных перегонов ненадлежащим образом оборудованы средствами для безопасного перехода железнодорожных путей гражданами и для снижения случаев травмирования граждан при их нахождении в зоне повышенной опасности владельцу инфраструктуры - ответчику следует оборудовать пешеходный переход 2 категории, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Биробиджанского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход на станции Лондоко 8270 км пикет 7 Дальневосточной железной дороги звуковой и световой сигнализацией, ограждением.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2018.