ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4883/2012 от 27.09.2012 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-4883-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2012 года

Центральный районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края о предоставлении водного объекта в пользование,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился с вышеназванным заявлением, просит признать недействительным и незаконным решение № 75-20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00187/00 о предоставлении русла р. Чита от района «Пески» до мкр. Солнечный в пользование ООО «Гидроспецстрой» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берега названного водного объекта. Требование обосновано тем, что 29.09.2011 года Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края ООО «Гидроспецстрой» выдано решение №75-20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00187/00, которым ему предоставлен участок реки Чита с целью производства дноуглубительных и иных работ, связанных с изменением дна, берега вышеназванного водного объекта. Согласно Решения площадь используемой ООО «Гидроспецстрой» акватории составляет 103000 квадратных метров, объем извлекаемого грунта составляет 115,58 тысяч кубических метров. По мнению прокурора решение, выданное Министерством, является правовым актом, которое незаконно и подлежит отмене. Реализуемые ООО «Гидроспецстрой» на основании решения работы проводятся для расчистки, углубления, увеличения пропускной способности русла р.Чита с целью предотвращения негативного воздействия вод. Таким образом, Министерством исполняются два полномочия, предусмотренные ст. 26 ВК РФ – предоставление части водного объекта на основании решения и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод. Проверкой установлено, что в решении не соблюдены условия предоставления водного объекта, а именно: отсутствует описание границ водного объекта, в пределах которых разрешено водопользование, не указаны и не определены место проведения работ на р. Чита с указанием географических координат границ части предоставляемого водного объекта, акватория. Данные требования не соблюдены, поскольку границы водного объекта – р. Чита (в том числе в предоставляемой части) по обеим береговым линиям с учетом среднемноголетнего уровня вод не определены, соответственно не могут быть установлены и географические координаты границ р.Чита. В решении приведены только географические координаты двух точек – верхней и нижней части русла реки, которые позволяют лишь отделить участок реки от водного объекта вверх и вниз по течению. В проекте имеется выкопировка из генплана, в которой обозначено месторасположение реки на местности, но без указания границ водного объекта с учетом среднемноголетнего уровня вод, их координат. Кроме того, согласно проекту, техническому заданию от 23.09.2009 года на выполнение проекта планировалось проведение только работ по расчистке и углублению русла р.Чита. Однако из генерального плана, проекта следует, что на пикетах п-10, п-15 фактически производится спрямление русла реки вне границ водного объекта на землях муниципального образования, что на основании решения о предоставлении водного объекта недопустимо. Требуется оформление соответствующих земельных правоотношений. Отсутствие в решении и в иных документах перечисленных обязательных условий способствует исключению возможности их проверки, может способствовать проведению мероприятий по расчистке, дноуглублению, спрямлению русла реки на основании решения за границами водного объекта, что недопустимо по изложенным основаниям. В свою очередь неправомерное использование земель иных категорий может привести к необоснованному вмешательству в компоненты окружающей природной среды и причинить ей вред.

В решении содержится ссылка на то, что складирование грунта осуществляется за пределами прибрежной полосы в буртах на территории баз, расположенных по адресу: г.Чита, ул.Геодезическая, 50 и ул.Трактовая, 57/59. Весь вынимаемый при расчистке грунт вывозится во временный отвал (кавальер) на левом берегу. Для размещения всего вынимаемого грунта кавальеры должны занимать площадь 4,4 га. Вышеназванные места складирования извлекаемых грунтов, донных отложений должны быть согласованы с отделом водных ресурсов Амурского Бассейнового Водного Управления по Забайкальскому краю, однако такого согласования у ООО «Гидроспецстрой» не было.

Министерством при выдаче данного Решения не определены площади территорий, подверженных затоплению паводками 5%, 10 %, 25 % обеспеченности с определением количества населения, проживающего на территории проведения работ, а также четко не определены объекты экономики и культуры, попадающие в зону затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения с определением причиняемого материального ущерба гражданам, юридическим лицам в случае затопления вышеназванной территории. Полного списка таких объектов не имеется, соответственно Министерство не располагает исчерпывающей информацией о таких объектах.

В связи с отсутствием полной исчерпывающей информации (их полного списка) и исходя из принципа приоритета охраны водных объектов перед любой хозяйственной деятельностью Министерством не принято решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу в отношении каждого объекта, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушению на участке проведения работ совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций. Не располагая полной информацией об указанных объектах подобные решения принять невозможно.

По смыслу п. 6 Методических рекомендаций до утверждения указанной схемы мероприятия по расчистке русла р.Чита, проводимые на реке Чита ООО «Гидроспецстрой», должны быть рассмотрены Росводресурсами по предложению Забайкальского края, согласованного с территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейнового совета Амурского бассейнового округа.

В настоящее время Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р.Амур не принята. В отсутствие указанной схемы выполнение мероприятий из перечня мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод (в том числе реализуемых ООО «Гидроспецстрой»), составленного в отсутствие рекомендаций может способствовать нерациональному использованию водного объекта – р.Чита, нарушить режим его охраны, что также противоречит принципу приоритета охраны водного объекта.

В нарушение п.20 Правил № 844 Министерство не рассмотрело представленные ООО «Гидроспецстрой» документы на предмет их соответствия требованиям указанных правил, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий требованиям водного законодательства, не определило условия использования водного объекта, не рассмотрело и не оценило возможность использования водного объекта для заявленной цели, что является самостоятельным основанием для признания решения незаконным.

Нарушение Министерством норм федерального законодательства при предоставлении водного объекта в пользование влечет за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в данном случае населения, проживающего на территории городского округа «Город Чита», а также прав РФ как собственника водного объекта.

В судебном заседании помощник прокурора Раднаев Т.В. требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края Слепцов В.И., Турушев Н.П., действующие на основании доверенностей, требования прокурора не признали, суду пояснили, что ссылка на Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 337 неправомерна, так как подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляются в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке подголовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и полномочие по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края - это отдельные полномочия, определенные ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, реализация которых предполагает различные мероприятия. Согласно разъяснениям, данными Федеральным агентством водных ресурсов (письмо от 23 ноября 2011 № ВН-02-25/5587 «О порядке предоставления водных объектов в пользование»), Методические указания, применяются лишь при реализации органом государственной власти полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края в случае выполнения подрядными организациями работ за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций. При реализации указанного полномочия, работы могут проводиться как юридическими и физическими лицами (за счет средств внебюджетных источников), так и подрядной организацией (в случаях, если мероприятия выполняются за счет финансирования из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций). Только в этом случае выбор подрядной организации осуществляется путем проведения торгов в соответствии с Федеральным законом « О размещении заказов па поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При выдаче оспариваемого Решения Министерство осуществляло переданное Российской Федерацией полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке и подготовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Водное законодательство Российской Федерации не содержит оснований для отказа юридическим, физическим лицам в предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (за счет собственных средств), в связи с наличием у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

В Решении в соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса РФ и типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, определено положение створов, отграничивающих предоставленную в пользование часть водного объекта, с приведением географических координат. В приложении к Решению имеются материалы в графической форме и пояснительная записка к ним, которые содержат копию генплана осуществляемых мероприятий на топографическом плане участка реки Чита на текущий момент. Сведения, представленные в Решении, в копии генплана, содержат достаточную информацию о месте проведения работ. Так же в Решении указана информация о площади акватории, в пределах которой проводятся дноуглубительные работы (подпункт 8 пункта 2.3 Решения).

Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.09.2010 года № 425 разработаны для реализации иного переданного полномочия Российской Федерации – осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края.

В проектной документации указаны предварительные места складирования вынимаемых при расчистке русла руки Чита грунтов. В решении о предоставлении в пользование водного объекта указаны точные адреса мест складирования.

Как следует из разъяснений, данных в письме Федерального агентства водных ресурсов «О согласовании мест извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ», федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на Федеральное агентство водных ресурсов не возложена функция по согласованию места складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных работ.

Перечень документов, представляемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, установленный Правилами, не содержит требования о предоставлении отдельного согласования местоположения мест осуществления складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения по предоставлению прав пользования водными объектами, не определяют процедуру согласования. Территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов осуществляют данное согласование в процессе рассмотрения материалов, представленных заявителем, и осуществляют его в форме, установленной нормативными правовыми актами по организации документооборота и делопроизводства.

Таким образом, согласование, было осуществлено Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Забайкальскому краю в процессе рассмотрения материалов, представленных для регистрации Решения в государственном водном реестре. В соответствии с Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей но договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными приказом МПР России от 22 августа 2007 г. № 216. проверку документов для регистрации Решения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов. В связи с этим Министерством в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю было направлено рассматриваемое Решение (с приложением обосновывающих материалов). В данном случае на представленное Министерством в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю Решение было получено положительное заключение о его соответствии требованиям законодательства. Решение было зарегистрировано в государственном водном реестре с присвоением регистрационного номера. Просили в удовлетворении требований прокурора отказать.

Кроме того, представителем Слепцовым В.И. заявлено ходатайство о применении судом последствий пропуска срока обращения в суд со ссылкой на то, что оспариваемое решение принято 29 сентября 2011 года, доведено до сведения прокурора в октябре 2011 года. Однако с заявлением о признании незаконным решения прокурор обратился 22 мая 2012 года, пропустив трехмесячный срок обращения в суд по делам об оспаривании решений органов власти, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ.

Представитель Амурского бассейнового водного управления Чеснова А.Н. с заявленными требованиями прокурора не согласилась.

Представитель ООО «Гидроспецстрой» Масюкова К.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что оспариваемое решение было выдано для обеспечения возможности производства работ по государственному контракту № 01/В-4 от 28.04.2010 года на выполнение водохозяйственного мероприятия «Расчистка и углубление русла реки Чита от района «Пески» до мкр.Солнечный г.Читы Забайкальского края». В соответствии с техническим заданием к указанному контракту результатом выполнения работ на указанном объекте будет являться углубленное и расчищенное от наносов русло реки Чита с увеличенной пропускной способностью согласно проекту. Проект на производство дноуглубительных работ прошел государственную экспертизу, что означает соответствие проектной документации всем предъявляемым требованиям. Решение о предоставлении водного объекта в пользование предоставлялось ООО «Гидроспецстрой» для выполнения работ на объекте в рамках заключенного государственного контракта. Т.е. условия использования водного объекта, объемы подлежащих выполнению работ и места выполнения заранее были известны как заказчику, так и подрядчику. Доводы заявителя о том, что при выдаче оспариваемого решения Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края не определило условия использования водного объекта, не рассмотрело и не оценило возможность использования водного объекта для заявленной цели, надуманы. Федеральный бюджет выделил для нужд Забайкальского края денежные средства на выполнение водохозяйственных мероприятий, а заявитель ставит под сомнение целесообразность проведения работ в русле. Доводы заявителя носят формальный характер, следовательно, не влекут за собой недействительность оспариваемого решения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, представитель считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный п.1 ст.256 ГПК РФ на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Забайкальскому краю Вольнова О.С., Козлова С.А., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании представители пояснили, что в их полномочия входит только проверка переданных Министерству полномочий на основании ст. 26 ВК РФ. Государственный контракт с «Гидроспецстрой» был заключен в 2008 году, еще до вступления в силу Методических указаний. В 2011 году была проведена выборочная проверка 20 принятых решений.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

Водным законодательством РФ установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ).

В силу ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод. Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

На основании ст. 7.1. ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В силу ст. 11 ч. 2 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования (ст. 22 ВК РФ).

В судебном заседании установлено, что 29 сентября 2011 года Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края принято решение о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Гидроспецстрой» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта.

Проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта проводится с целью увеличения пропускной способности русел рек и предотвращения таких негативных воздействий вод, как снижение уровня паводковых вод, а также обрушения берегов. Указанные водохозяйственные мероприятия осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку полномочие по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе судебного заседания установлено, что между Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края и ЗАО «Гидроспецстрой» заключен государственный контракт № 01/В-4 28 апреля 2010 года на выполнение водохозяйственного мероприятия «Расчистка и углубление русла реки Чита от района «Пески» до мкр.Солнечный г.Читы Забайкальского края» согласно которому заказчик (Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края) поручает, а подрядчик (ЗАО «Гидроспецстрой») обязуется в установленный срок выполнить и сдать заказчику работы, предусмотренные п.1.2. В соответствии с п.1.2 государственного контракта подрядчик в соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной заказчиком, техническим заданием и календарным планом к контракту обязуется выполнить водохозяйственное мероприятие - «Расчистка и углубление русла реки Чита от района «Пески» до мкр.Солнечный г.Читы Забайкальского края» (л.д. 19-30).

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 10 июня 2012 года к государственному контракту № 01/В-04 от 28.04.2010 года внесены изменения в главу «Юридические адреса сторон», подрядчиком указано ООО «Гидроспецстрой», в связи с реорганизацией в форме преобразования ЗАО «Гидроспецстрой» (л.д. 31).

П. 8 ст. 26 ВК РФ определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ издан Приказ № 337 от 31.08.2010 года, которым утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении ими переданных РФ отдельных полномочий в области водных отношений и направлены на выработку, реализациюмероприятийпо предотвращению негативного воздействия вод, ликвидации его последствий.

Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов РФ в виде субвенций (пункт 4 Методических указаний). Целью Методических указаний является прежде всего установление порядка выработки и принятия любого мероприятияпо предотвращению негативного воздействия вод, ликвидации его последствий, и как сопутствующие - определение порядка его финансирования за счет федерального бюджета.

Как следует из пояснений представителей министерства при выдаче оспариваемого Решения Министерство осуществляло переданное Российской Федерацией полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование. Однако в судебном заседании было установлено, что принятием оспариваемого решения Министерство осуществляло переданное РФ полномочие по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

Так, мероприятие по расчистке и углублению русла р. Чита от района Пески до микрорайона Солнечный г. Читы Забайкальского края относится к осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ (п. 4 Перечня мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений в 2010 года по Забайкальскому краю).

Пунктом 22 Методических указаний установлено, что проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, выполняемых в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, реализуется подрядной организацией с учетом требований части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Однако, Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края при вынесении решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Гидроспецстрой» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта был нарушен порядок, предусмотренный вышеназванными Методическими указаниями.

Выбор водного объекта произведен без предварительного анализа причин и сроков возможного возникновения на участке его местонахождения негативного воздействия вод.

Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края при вынесении решения не определены площади территорий, подверженных затоплению паводками 5%, 10 %, 25 % обеспеченности с определением количества населения, проживающего на территории проведения работ, а также четко не определены объекты экономики и культуры, попадающие в зону затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения с определением причиняемого материального ущерба гражданам, юридическим лицам в случае затопления вышеназванной территории.

В нарушении ст. 22 ВК РФ оспариваемое решение о предоставлении объекта в пользование не содержит описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (ст. 5 ВК РФ).

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что на территории Забайкальского края не проведена работа по определению границ водных объектов, в том числе р. Чита с учетом среднемноголетнего уровня вод.

Ссылку представителей Министерства на то, что в решении определено положение створов, отграничивающих предоставленную в пользование часть водного объекта, с приведением географических координат, суд находит несостоятельной. В решении отражены только географические координаты верхней и нижней части русла водного объекта, предоставленного в пользование, что позволяет определить участок реки от водного объекта только вверх и вниз по течению. Отсутствие при описании места проведения работ географических координат границ реки Чита на всем протяжении предоставляемого участка по обеим береговым линиям, в том числе и в поворотных точках, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Указанное обстоятельство может повлечь за собой неправомерное использование земель иных категорий за границами водного объекта.

Кроме того, суд находит несостоятельными доводы заинтересованных лиц, о том, что Читинским природоохранным межрайонным прокурором пропущен процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом установлено, что проверка прокурором законности оспариваемого решения проведена в мае 2012 года, что подтверждается актом проверки от 22 мая 2012 года, с заявлением в суд прокурор обратился 29 мая 2012 года, в связи с чем, суд полагает, что Читинским природоохранным межрайонным прокурором не пропущен процессуальный срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, и ссылка представителей заинтересованных лиц, на указанное обстоятельство как на основание в отказе в удовлетворении заявления является необоснованной.

На основании изложенного, поскольку принятое 29 сентября 2011 года Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края решение о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Гидроспецстрой» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта вынесено с нарушением действующего законодательства, оно является незаконным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 29 сентября 2011 года № 75-20.03.01.001-Р-РББК-С-2011-00187/00 о предоставлении русла реки Чита от района «Пески» до мкр. Солнечный в пользование ООО «Гидроспецстрой» для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берега водного объекта.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий Казакевич Ю.А.