Дело № 2- 4889/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего судьи Залуцкой А.А.
при секретаре Ломовцевой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» филиал «Метэнергосбыт» о возложении обязанности опломбировать прибор учета электрической энергии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» филиал «Метэнергосбыт» (далее по тексту – ПАО «Челябэнергосбыт»), в котором просит возложить обязанность опломбировать прибор учета электрической энергии, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.
В обоснование требований указал, что является председателем общего собрания собственников многоквартирного дома № 48 по ул. Сталеваров г. Челябинска. В указанном доме в подъезде №2 установлен прибор учета электрической энергии. Полагает, что указанный прибор учета должен быть опломбирован ответчиком и введен в эксплуатацию для расчета общедомового потребления электроэнергии. Полагает, что ответчик чинит препятствия во введении в эксплуатацию указанного прибора учета, в связи с чем производит незаконное начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды по нормативу.
ФИО1, его представитель ФИО2, действующий по устному ходатайству, в ходе судебного заседания настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «Челябэнергосбыт» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что истец неоднократно обращался в ПАО «Челябэнергосбыт» с заявлением о допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного на одном подъезде многоквартирного дома № 48 по ул. Сталеваров. Однако в данном случае установленный истцом прибор учета не может быть допущен к эксплуатации, поскольку законодательством не предусмотрена возможность установки счетчика ОДН на один подъезд, и использования его показаний при определении расчетов на общедомовые нужды. В законе есть понятие «общедомовой прибор учета» и «индивидуальный прибор учета». Общедомовой прибор учета в данном доме установить невозможно из-за отсутствия технической возможности, так как это не предусмотрено проектом дома. Установленный истцом П-вым во втором подъезде прибор учета не может быть принят в качестве общедомового, так как он учитывает расход электроэнергии, расходуемый только на освещение второго подъезда и части подвала жилого дома № 48 по ул. Сталеваров, а согласно Правилам предоставления коммунальных услуг: общедомовой прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. В связи с чем, полагает, что производимое ответчиком начисление стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды по нормативу, соответствующим действующему законодательству, а именно п. 48 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходя из норматива потребления, в связи с отсутствием общедомового прибора учета.
Представитель третьего лица ООО «Доверие+8» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования ФИО1 полагал не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что Правилами № 354 не предусмотрен такой вид прибора учета как «подъездный», есть «общедомовой» и есть «индивидуальный». Прибор, который установлен истцом в подъезде, нельзя отнести ни к одному из этих типов прибора. Техническая возможность для установки общедомового прибора учета в указанном доме отсутствует, что установлено актом ООО «ТЭСИС» от 20 мая 2013 года. Также пояснил, что в доме, где проживает истец, два подъезда, подвод электроэнергии к каждому из них, отдельный, поэтому невозможна установка одного общедомового прибора учета на весь дом. Если оснащать указанный дом общедомовым прибором учета, то их должно быть два, на каждый подъезд.
Представитель третьего лица ООО «ТЭСИС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником и проживает в квартире № дома 48 по ул. Сталеваров в г. Челябинске. Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Из пояснений истца ФИО1, данных в судебном заседании, следует, что в 1997 году в подвале второго подъезда дома № 48 по ул. Сталеваров, где у него была мастерская, он установил счетчик, который был опломбирован 13 июня 1997 года. Указанный счетчик был перенесен истцом из подвала и установлен в тамбуре второго подъезда дома 48 по ул. Сталеваров, к нему подключено освещение подъезда и подвала. В связи с истечением срока эксплуатации, истец установил новый счетчик, который ответчик отказывается опломбировывать.
Как следует из акта проверки от 30 июня 2016 года, проведенной прокуратурой Металлургического района г. Челябинска, в указанном доме в тамбуре второго подъезда рядом с вводным рубильником установлен однофазный прибор учета, который учитывает потребленную электроэнергию в местах общего пользования второго подъезда, а также подвального помещения второго подъезда. Общее количество электроэнергии, поставленной на дом, данный прибор не учитывает (л.д.30-31).
13.05.2016 года ФИО1 обратился в ООО «ТЭСИС» с заявлением об установке общедомового (коллективного) прибора учета по адресу: Челябинск, ул. Сталеваров, 48.
Согласно ответу на указанное обращение, ООО «ТЭСИС» ссылается на п. 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года, в соответствии с которым приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Согласно комиссионного обследования дома № 48 по ул. Сталеваров и составленного акта обследования от 20 мая 2013 года на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, данный дом не может быть оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета по причине отсутствия места его установки, не предусмотренного по проекту. ООО «ТЭСИС» как сетевая организация готова при условии предоставления протокола общего собрания собственников многоквартирного дома № 48 по ул. Сталеваров с решением об установке общедомового прибора учета электрической энергии, установить таковой прибор на вводе в указанный жилой дом. Установка общедомового прибора учета отдельно на подъезд жилого дома невозможна, так как не соответствует действующему законодательству (л.д.27-28,29).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила), в соответствии с п. 81 которых, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено установление двух видов прибора учета "индивидуальный прибор учета" и "коллективный (общедомовый) прибор учета", при этом под "коллективным (общедомовым) прибором учета" понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предусмотрена обязанность лица, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 указанного Федерального закона, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно пунктам 146, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 (далее по тексту - Основные положения № 442), под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений № 442, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Пунктом 153 Основных положений № 442 предусмотрено, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
Пунктом 154 Основных положений № 442 предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Исходя из изложенных правовых норм, обязанность по опломбированию прибора учета возложена законом на сетевую организацию или на гарантирующего поставщика, но только при соблюдении предусмотренной законом процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
Как установлено в судебном заседании, прибор учета, установленный истцом во втором подъезде дома № 48 по ул. Сталеваров в г. Челябинске не учитывает общее количество электроэнергии, поставленной на многоквартирный дом, к эксплуатации в установленном законом порядке не допущен, его установка не соответствует требованиям Основных положений № 442, в связи с чем, на ответчика не может быть возложена обязанность по опломбированию указанного прибора учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» филиал «Метэнергосбыт» о возложении обязанности опломбировать прибор учета электрической энергии, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий А.А. Залуцкая