ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-488/17 от 13.10.2017 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2017 года г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кулеш Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Смирновой А.З.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-488/2017 по иску ФИО3, ФИО4, действующего за себя и от имени несовершеннолетнего С., к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко о признании решения об исключении семьи из списка претендентов на предоставление социальной выплаты в рамках Окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» незаконным, возложении обязанности включить семью в список участников подпрограммы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4, действующий за себя и от имени несовершеннолетнего С., обратились в суд с иском к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко (далее – УМИ Администрации г.Муравленко) о признании решения об исключении семьи из списка претендентов на предоставление социальной выплаты в рамках Окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» незаконным, возложении обязанности включить семью в список участников подпрограммы. В обоснование указали, что на основании их заявления от ДД.ММ.ГГ., семья Б-вых был признана участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. В письме от ДД.ММ.ГГ. ответчик сообщил об исключении семьи Б-вых из списка окружной подпрограммы «Молодая семья» - претендентов на получение социальных выплат, в связи с достижением 35-летнего возраста. Полагали, что такое основание для исключения из участников подпрограммы действующим законодательством не предусмотрено, поскольку при подаче документов для участия в подпрограмме их семья отвечала установленным требованиям, предъявляемым к молодой семье. Просили признать незаконным решение УМИ Администрации г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ об исключении из списка окружной подпрограммы «Молодая семья»; обязать УМИ Администрации г.Муравленко устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем включения семьи Б-вых в список молодых семей – участников окружной подпрограммы, по дате первоначального обращения.

Определением суда от 20 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебном заседании истцы Б-вы свои требования поддержали.

Представители истцов, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом; представитель третьего лица просил о рассмотрении дела в его отсутствие, причины неявки представителей истцов и ответчика неизвестны.

Ответчик и третье лицо представили возражения на исковое заявление, ссылаясь на законность принятого решения об исключении семьи Б-вых из списков претендентов на получение социальной выплаты на основании пп.«в» п.1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 № 535-П.

Суд, заслушав пояснения истцов, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Жилищные субсидии – это помощь гражданам в виде денежной выплаты из средств местного либо федерального бюджета.

Базовые принципы успешной реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусматривают добровольное участие молодых семей; соответствие молодой семьи требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы; единовременную возможность воспользоваться своим законным правом на получение государственной поддержки для приобретения жилья.

Реализация подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.11.2010 г. № 383-П, а затем подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 27 декабря 2010 года № 535-П, в последующих редакциях (далее – Порядок).

Согласно п.1.1, настоящий Порядок определяет механизм предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2020 годы», а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе списков молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы», изъявивших желание получить социальные выплаты.

Пунктом 1.1-1 предусмотрено, что молодые семьи имеют право принять участие в одной из подпрограмм – Окружной либо Федеральной.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГ Б-вы подали в УЖКХ Администрации г.Муравленко заявление о включении их семьи в составе: ФИО4, ДД.ММ.ГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГ г.р., в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. К заявлению приложили копии паспортов, копию свидетельства о заключении брака, справки о доходах, справку с места жительства, копию лицевого счета, копии документов на занимаемое жилое помещение, справки органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество (л.д.69-100).

Решениями УЖКХ Администрации г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ молодая семья Б-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемых социальных выплат в рамках мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы; участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» (л.д.63-65).

Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГ. № семья Б-вых под № была включена в Окружной сводный список молодых семей на 2016 год, и в Окружной резервный список на 2016 год, утвержденный приказом Департамента от ДД.ММ.ГГ. № , под № (л.д.123-127).

Решением УМИ Администрации г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ. после проведения экспертизы представленных документов молодая семья Б-вых не признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы (л.д.56).

Письмом от ДД.ММ.ГГ. ответчик, ссылаясь на положения п.1.3 Порядка, уведомил Б-вых, что поскольку на день принятия Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, ФИО2 будет более 36 лет, их семья не соответствует одному из условий действующего Порядка, а именно критериям, предъявляемым к возрасту обоих супругов. Семья подлежит исключению из списка молодых семей – участниц подпрограммы (л.д.28, 57-58).

На основании п.1.3 Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям: б) постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; в) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет); г) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.4.2 Порядка, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа до 01 октября года, предшествующего планируемому, на основании списков молодых семей – участников Окружной программы, изъявивших желание получить социальную выплату, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом объема средств, которые планируется выделить из окружного бюджета, утверждает Окружной сводный список молодых семей – участников Окружной подпрограммы на получение социальных выплат в разрезе муниципальных образований по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку. Окружной сводный список утверждается приказом департамента.

Департамент на основании уточненного Окружного сводного списка и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на очередной финансовый год для соответствующего муниципального образования, подлежащих направлению на предоставление социальных выплат молодым семьям, до 25 февраля текущего года формирует и утверждает: список молодых семей – претендентов Окружной подпрограммы на получение социальных выплат в планируемом году в разрезе муниципальных образований по форме согласно приложению № 8 к настоящему Порядку; список молодых семей, включенных в резерв муниципальных образований, по форме согласно приложению № 9 к настоящему Порядку. В Окружной резервный список включаются молодые семьи, не вошедшие в Окружной список претендентов. Окружной список претендентов и Окружной резервный список утверждаются приказом департамента (п.4.3 Порядка).

На основании п.4.4-1 Порядка в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не подлежат включению молодые семьи, не соответствующие требованиям, установленным подпунктом «в» пункта 1.3 настоящего Порядка (пп.«а»).

Такие семьи органами местного самоуправления не подлежат включению в список молодых семей – участников Окружной и Федеральной подпрограмм при уточнении данных списков в следующем финансовом году.

С учетом изложенного, право молодой семьи – участницы Федеральной или Окружной подпрограмм на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в Федеральный или Окружной список претендентов.

Поскольку ФИО4, ДД.ММ.ГГ рождения, в силу положений ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГ достиг возраста 36 лет, с ДД.ММ.ГГ семья Б-вых перестала соответствовать критериям молодой семьи, согласно пп.«в» п.1.3 Порядка.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3, ФИО4, действующего за себя и от имени несовершеннолетнего С., к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко о признании решения об исключении семьи из списка претендентов на предоставление социальной выплаты в рамках Окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» незаконным, возложении обязанности включить семью в список участников подпрограммы, не имеется.

Доводы истцов о том, что их семья соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям, на дату подачи заявления от ДД.ММ.ГГ. о включении их семьи в составе: ФИО4, ДД.ММ.ГГр., ФИО3, ДД.ММ.ГГ г.р., в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, поэтому достижение ФИО2 в последствие возраста 36 лет учитываться не должно, а также ссылку истцов на то, что они не успели получить социальную выплату из-за недостаточного финансирования подпрограммы, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона.

Реализация данной подпрограммы производится с учетом объема средств, которые планируется выделить из окружного бюджета на планируемый год; безусловное право молодой семьи – участницы Окружной подпрограммы на получение социальной выплаты действующим законодательством не предусмотрено, такое право у молодой семьи возникает только после ее включения в Окружной список претендентов.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений Порядка, проверка соответствия молодой семьи требованиям, указанным в п.1.3 Порядка, должна осуществляться каждый раз при формировании Окружного списка претендентов и Окружного резервного списка, поскольку Порядком предусмотрены основания, по которым молодые семьи не подлежат включению в эти списки, в том числе по возрастным критериям.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4, действующего за себя и от имени несовершеннолетнего С., к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко о признании решения об исключении семьи из списка претендентов на предоставление социальной выплаты в рамках Окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» незаконным, возложении обязанности включить семью в список участников подпрограммы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы, через Муравленковский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ Л.Ю. КУЛЕШ

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 октября 2017 года.