Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В., с участием представителя истца - ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО1, ответчика ФИО2, его представителя адвоката Середы Н.А., при секретаре Петренко А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к Сафояну ФИО8 о взыскании задолженности за потребленный газ, установил: ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» обратилось в суд с иском к ФИО2, просит взыскать с ответчика задолженность за природный газ за период с 02.07.2018 по 29.08.2018 в размере 113377,44 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 3467,55 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что истец на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 12.10.2009 и в соответствии с ч. 2 ст. 548 ГК РФ, ч. 1 ст. 540 ГК РФ осуществляет поставку газа в принадлежащее ответчику домовладение, расположенное по адресу: с. <адрес> 29.08.2018 в ходе проверки по снятию контрольных показаний домовладений контролером ФИО4 было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа – механические повреждения на газовом приборе ВК-G4Т, заводской №, срыв пломбы-поверителя, о чем составлен акт проверки и произведена фотофиксация. В связи с выявленным несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответчику было произведено начисление за потребленный газ без надлежащего учета за период с 02.07.2018 по 29.08.2018 на основании нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 10 в размере 113377,44 рублей, исходя из следующего расчета: - июль 2018 года: (15+15) * 10 / 31 * 28 * 5,76 + 8,2 * 10 *126 / 31 *28 * 5,57 = 53540,74 рублей; - август 2018 года: (15+15) * 10 / 31 * 29 * 5,76 + 8,2 * 10 *126 / 31 *29 * 5,76 = 57289,33 рублей, где: - 8,2 – норма отопления на 1 м3; - 10 – коэффициент при вмешательстве в работу прибора учета газа; - 15 м3 – норма потребления на газовую плиту/проточный водонагреватель; - 126 м2 – отапливаемая площадь абонента; - 1 – количество проживающих; - 28, 29 – количество дней; - 5,57 – цена 1м3 газа до 10.07.2018, 5,76 – цена 1 м3 газа с 10.07.2018. Всего 110830,07 рублей. Абонент был предупрежден о наличии задолженности, но задолженность не оплатил. В судебном заседании представитель истца ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО1 пояснила, что в связи с возражениями ответчика относительно отапливаемой площади, учтенной в расчете, 14.12.2018 была проведена инвентаризация его жилого дома, составлен акт, согласно которому общая площадь жилого дома ответчика составила 105,48 кв.м., площадь внутренних перегородок – 7,08 кв.м, площадь дверных проемов – 8,5 кв.м., площадь дома без внутренних перегородок – 98,4 кв.м. В связи с этим истец уменьшает размер исковых требований и просит взыскать с ответчика задолженность за потребленный газ в сумме 98526,14 рублей, исходя из отапливаемой площади 105,48 кв.м. Считает, что площадь дома должна быть определена в соответствии с Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 13.07.2006 № 83, в п. 2.3 которой сказано, что отапливаемая площадь здания определяется как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемых цокольного и подвального) здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. Ответчик ФИО2 иск признал частично, заявил, что не оспаривает факт несанкционированного вмешательства в прибор учета газа, участвовал в измерении площади принадлежащего ему жилого дома 14.12.2018, с результатами замеров согласен, с произведенными истцом расчетами согласен, за исключением применения площади жилого дома, в которую включены внутренние перегородки. Считает, что в расчет должна быть принята площадь без площади внутренних перегородок. Представитель ответчика адвокат Середа Н.А. также заявил, что ответчик в целом признает иск, но не согласен с тем, что в площадь жилого дома включена площадь внутренних перегородок и дверных проемов. Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденная Приказом Минрегиона РФ от 13.07.2006 № 83, относится к определению площади многоэтажных зданий и не может быть применена в данном деле. Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с п. 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 № 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения" общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей. При определении общей площади жилого помещения, жилого дома надлежит: площадь ниш высотой 2 метра и более включать в общую площадь помещений, в которых они расположены. Площади арочных проемов включать в общую площадь помещения, начиная с ширины 2 метра; площадь, занятую выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, а также находящуюся в пределах дверного проема, в общую площадь помещений не включать. Таким образом, в отапливаемую площадь жилого дома ФИО2 не должны включаться площади внутренних перегородок и дверных проемов. Им произведен расчет задолженности, исходя из площади 89,9 кв.м., то есть 105,48 кв.м. - 7,08 кв.м. (площадь внутренних перегородок) – 8,5 кв.м. (площадь дверных проемов). Сумма задолженности ответчика составляет 85299,10 рублей. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на совершение ряда процессуальных действий, в том числе и на полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом. Такие полномочия в доверенности, выданной ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО1, не оговорены, в связи с чем суд исходит из первоначально заявленного истцом размера исковых требований, то есть 113377,44 рублей. В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязан оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. По смыслу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через соединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. На основании ст. 153, п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, в состав которых входит и газоснабжение. Положением ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 1); установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (подпункт "б" пункта 2); полномочиями давать разъяснения по применению Правил, утвержденных данным Постановлением, до 08.04.2014 обладало Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) (пункт 3). Письмом Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 разъяснено, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части - Правилами предоставления коммунальных услуг. С учетом того, что Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не урегулированы действия исполнителя в случае несанкционированного вмешательства в прибор учета, следует применять Правила предоставления коммунальных услуг. Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В судебном заседании установлено, что истец на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 12.10.2009 осуществляет поставку газа в принадлежащее ответчику домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. 29.08.2018 в ходе проверки по снятию контрольных показаний домовладений контролером ФИО4 было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа – механические повреждения на газовом приборе ВК-G4Т, заводской №, срыв пломбы-поверителя, о чем составлен акт проверки. Предыдущая проверка производилась ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются представленными истцом доказательствами: договором поставки газа от 12.10.2009, актом проверки от 29.08.2018, материалами фотофиксации. При предъявлении искового заявления истцом был представлен расчет начисления платы за газ по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента, составленный в соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, исходя из отапливаемой площади жилого дома ответчика 126 кв.м. В связи с возражениями ответчика относительно общей площади его жилого дома, представителем истца, ответчиком с привлечением специалиста администрации муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края 14.12.2018 совместно был произведен обмер общей площади жилого дома ответчика, составлен и подписан всеми участниками акт инвентаризации, также составлен и подписан представителями истца и ответчиком акт проверки от 14.12.2018, согласно которым общая отапливаемая площадь жилого дома абонента составляет 105,48 кв.м., в том числе площадь внутренних перегородок 7,08 кв.м., площадь дверных проемов 8,5 кв.м. В акте проверки также отражены состав и тип газоиспользующего оборудования абонента: одна газовая плита, один проточный водонагреватель, один отопительный котел. В судебном заседании представитель истца и ответчик подтвердили свое согласие с правильностью изложенных в названных актах от 14.12.2018 сведений. На основании установленной и согласованной сторонами 14.12.2018 общей площади жилого дома ответчика 105,48 кв.м. истцом представлен новый расчет начисления платы за газ по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента, составленный в соответствии с п. 81 (11) Правил, согласно которому абоненту за период с 02.07.2018 по 29.08.2018 начислено: - июль 2018 года: (15+15) *2 * 10 / 31 * 28 * 5,76 + 8,2 * 10 *105,48 / 31 *28 * 5,57 = 46636,19 рублей; - август 2018 года: (15+15) * 2 * 10 / 31 * 29 * 5,76 + 8,2 * 10 *105,48 / 31 *29 * 5,76 = 49839,12 рублей. Всего - 96475,31 рублей. Где: - 8,2 – норма отопления на 1 м3; - 10 – коэффициент при вмешательстве в работу прибора учета газа; - 2 – количество проживающих; - 28, 29 – количество дней; - 5,57; 5,76 – цена 1м3 газа. Примененная при расчете цена на природный газ соответствует Постановлениям региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28.06.2017 № 37/7 и от 27.06.2018 № 25. Норматив потребления газа для отопления жилых помещений в 8,2 м3 на 1 м2 общей площади жилых помещений установлен приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016 № 87. Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 83. Согласно п. 2.3. данной Методики отапливаемая площадь здания определяется как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемых цокольного и подвального) здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду. Ответчик с представленным истцом расчетом задолженности согласен, за исключением значения принятой для расчета общей площади его жилого дома 105,48 м2, полагая, что из этой площади должны быть исключены площадь внутренних перегородок (7,08 м2) и площадь дверных проемов (8,5 м2), поскольку Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа относится к определению площади только многоэтажных зданий, а при определении площади жилого дома ответчика следует руководствоваться Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. N 531. Вместе с тем, оснований согласиться с доводами ответчика в этой части суд не находит. Ссылки представителя ответчика на Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения" не могут быть приняты во внимание, поскольку данный приказ утратил силу с 01.01.2017 (п. 22 Приказа Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 733 "О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельного положения приказа Минэкономразвития России в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество") Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 утверждены новые требования к определению площади здания, сооружения и помещения, в соответствии с п. 8 которых площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания. В площадь жилого здания включаются площади ниш высотой 2 метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более. В площадь жилого здания не включаются площади подполья для проветривания жилого здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов, а также площадь, занятая выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, и площадь, находящуюся в пределах дверного проема. Письмом Минэкономразвития России от 07.03.2017 N Д23и-1186 "О рассмотрении обращения" разъяснено, что площадь жилого здания, определяемая для целей кадастрового учета, не исключает площади, занятые внутренними стенами. Кроме того, указанные нормативные акты Минэкономразвития России устанавливают требования к определению площади здания только в целях кадастрового учета. Методика же расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 83, является специальным нормативно-правовым актом, предназначена для расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, а также в случае их неисправности или истечения межповерочного периода (п. 1 Мектодики), принята в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа". При этом указанная Методика распространяется как на многоэтажные многоквартирные жилые дома, так и на индивидуальные одноэтажные жилые дома. Таким образом, отапливаемая площадь жилого дома ответчика для расчета нормы потребления природного газа подлежит определению именно в соответствии с указанной Методикой, то есть как площадь этажа здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. Соответственно, суд считает необходимым при расчете норматива по потреблению газа на отопление жилого дома ответчика исходить из площади дома, включая площадь дверных проемов и внутренних стен, то есть 105,48 м2. В остальной части представленный истцом расчет начисления платы за газ по нормативам потребления за период с 02.07.2018 по 29.08.2018 ответчиком не оспаривается. Истцом также представлен расчет задолженности ответчика за потребленный газ за период с 30.08.2018 по 10.09.2018, сумма которой составила 2050,83 рублей. Вместе с тем, исковые требования предъявлены лишь о взыскании задолженности за период с 02.07.2018 по 29.08.2018, в связи с чем расчет задолженности за период с 30.08.2018 по 10.09.2018 судом не принимается, оснований для удовлетворения иска в части взыскания с ответчика суммы 2050,83 рублей не имеется, что не лишает истца права на обращение в дальнейшем в суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности за период с 30.08.2018 по 10.09.2018. Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за потребленный газ за период с 02.07.2018 по 29.08.2018 в размере 96475,31 рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части (на сумму 16902,13 рублей) суд считает необходимым отказать. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Исковые требования удовлетворены в размере 96475,31 рублей, то есть на 85%. Согласно платежному поручению от 22.10.2018 № 22830, истцом уплачена государственная пошлина за подачу искового заявления в размере 3467,55 рублей. 85% от этой суммы составляет 2947,42 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к Сафояну ФИО9 о взыскании задолженности за потребленный газ удовлетворить частично. Взыскать с Сафояна ФИО10 в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» задолженность за потребленный природный газ в размере 96475,31 рублей. Взыскать с Сафояна ФИО11 в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2947,42 рублей. В удовлетворении исковых требований ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к Сафояну ФИО12 в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2018 года. Судья А.В. Щербин |