по гражданскому делу № 2-488/2022
24RS0060-01-2022-000518-02 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 г. г. Бородино
Бородинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Феськовой Т.А.,
с участием пом. прокурора г. Бородино Михайлова А.Н.,
представителя ответчика администрации г. Бородино по доверенности Радаева К.В.,
при секретаре Киреёнок О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бородино в интересах неопределённого круга лиц к администрации г. Бородино Красноярского края об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путём очистки земельного участка в районе ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Бородино обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к ответчику администрации г. Бородино Красноярского края с иском об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путём очистки земельного участка, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Бородино по сообщению в СМИ проведена проверка соблюдения администрацией города Бородино требований законодательства об охране окружающей среды в районе .
В ходе осмотра, проведенного 25.08.2021 совместно с главным специалистом - государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Бабуриным А.В., представителями экспертной организации – КГБУ «ЦРМПиООС» установлен факт загрязнения почвы на территории по адресу:, земельный участок не разграничен, находится в кадастровом квартале №.
На момент обследования названной территории установлено, что плодородный слой почвы в границах вышеназванной территории перемещён, производились работы по закапыванию бесхозной ямы с жидким гудроном.
Специалистами привлеченной экспертной организации отобраны пробы почвы и размещенных на участке нефтепродуктов, произведено измерение части площади земельного участка с размещенными на нем нефтепродуктами.
В результате выявлены нарушения, выразившиеся в загрязнении почвы или почвенной толще путем разлива нефтепродуктов.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, утвержденной приказом МПР России от 08.07.2010 № 238 (в ред. Приказа Минприроды России от 11.07.2018 № 316), вред, причиненный почве, как компоненту природной среды составляет 847275 рублей.
Прокурор г. Бородино просит суд обязать администрацию г. Бородино Красноярского края устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем очистки земельного участка, расположенного в районе , земельный участок не разграничен, находится в кадастровом квартале №, от нефтепродуктов в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию г. Бородино разработать проект рекультивации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию г. Бородино провести рекультивацию указанного земельного участка в соответствии с проектом в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании пом. прокурора г. Бородино Михайлов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что земельный участок, на котором необходимо устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путём очистки расположен в районе
Представитель администрации г. Бородино Радаев К.В. исковые требования признал частично, не согласен со сроками, в которые необходимо выполнить возлагаемые на ответчика обязательства, поскольку работы по разработке проекта займут около 1 года, рекультивация указанного земельного участка в соответствии с проектом займёт около полутора лет.
Представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлён.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с ч.2 ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В п. 1, п. 2. ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Исходя из положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приведены следующие понятия: отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Вместе с тем земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения ими, за установленными законом изъятиями, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Бородино по сообщению в СМИ проведена проверка соблюдения администрацией города Бородино требований законодательства об охране окружающей среды в районе .
В ходе осмотра, проведенного 25 августа 2021 г. прокуратурой г. Бородино совместно с главным специалистом - государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Бабуриным А.В., представителями экспертной организации – КГБУ «ЦРМПиООС» установлен факт загрязнения почвы на территории по адресу:, земельный участок не разграничен, находится в кадастровом квартале №.
При обследовании названной территории установлено, что плодородный слой почвы в границах территории перемещён, производились работы по закапыванию ямы с жидким гудроном.
Специалистами привлеченной экспертной организации отобраны пробы почвы и размещённых на участке нефтепродуктов, произведено измерение части площади земельного участка с размещёнными на нём нефтепродуктами.
В результате выявлены нарушения, выразившиеся в загрязнении почвы или почвенной толще путём разлива нефтепродуктов.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, утверждённой приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (в ред. Приказа Минприроды России от 11.07.2018 № 316), вред, причинённый почве, как компоненту природной среды составляет 847275 рублей.
С учётом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Бородино обоснованы и подлежат удовлетворению.
Исходя из того, что устранение нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления затрагивает существо конституционных прав неопределённого круга лиц, учитывая, что достаточных доказательств установления иных реальных в исполнении сроков устранения выявленных нарушений, ответчиком не представлено, суд правовых оснований для установления решением суда иных, нежели указано в исковом заявлении, сроков не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требование прокурора г. Бородино в интересах неопределённого круга лиц к администрации г. Бородино Красноярского края удовлетворить. Обязать администрацию г. Бородино Красноярского края устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем очистки земельного участка, расположенного в районе , земельный участок не разграничен, находится в кадастровом квартале №, от нефтепродуктов в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию г. Бородино разработать проект рекультивации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию г. Бородино провести рекультивацию указанного земельного участка в соответствии с проектом в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Феськова
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2022 г.