ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-489 от 29.03.2012 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

                                                                                    Михайловский районный суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Михайловский районный суд Волгоградской области  — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-489/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2012 года

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В.,

с участием прокурора Кибиткиной И.В., истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителей ответчика инспекции ФНС России № 6 по Волгоградской области ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Михайловка Волгоградской области гражданское дело по иску ФИО5 к Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Волгоградской области о восстановлении на работе,

установил:

ФИО1 обратился с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Волгоградской области о восстановлении на работе.

В обоснование исковых требований истец указал, что с Дата работал в различных должностях в налоговой службе. Приказом от Дата он уволен в связи с сокращением должностей государственных гражданских служащих. Данное увольнение считает не законным, поскольку при увольнении ему не предлагались все имевшиеся вакантные должности, не учтено его преимущественное право оставления на работе.

Истец просит суд восстановить его на работе в МИ ФНС РФ № 6 по Волгоградской области в должности государственной гражданской службы ...

В судебном заседании истец ФИО5, его представитель ФИО2 исковые требования поддержали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнили, что расчеты критериев оценки деятельности работы ФИО5 произведены не верно, он имел преимущественное право на оставление на работе, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика инспекции ФНС России № 6 по Волгоградской области ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, в возражениях указали, что истцу были предложены все вакантные должности, которым он соответствовал по квалификационным требованиям, вакантная должность старшего государственного налогового инспектора отдела предпроверочного анализа и истребования документов не была предложена истцу, поскольку он не соответствовал квалификационным требованиям по образованию, так как истец имел высшее инженерно-строительное образование, а данная должность предполагала высшее образование экономического направления или иное, соответствующее функциям и задачам отдела, т.е. юридическое. Данная должность была предложена ФИО8, имеющему высшее юридическое образование. Кроме того, за время работы в налоговом органе ФИО5 имел очень низкие показатели в работе, в том числе результативности проводимых проверок, повышения квалификации, большое количество дней нетрудоспособности. Преимущественного права оставления на работе истец не имел. Просили в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив обоснованность их доводов, суд считает исковые требования ФИО5 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом Государственной налоговой инспекции по г. Михайловке Волгоградской области от Дата Номер ФИО5 принят на должность ... (л.д. 55).

Приказом от Дата Номер ФИО5 назначен на должность ... (л.д. 60).

Приказом УФНС по Волгоградской области от Дата Номер утверждена новая структура Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Волгоградской области, в соответствии с которой, отдела оперативного контроля не имеется.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области от Дата Номер утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым имелась 1 вакансия должности старшего государственного налогового инспектора в отделе предпроверочного анализа и истребования документов.

Приказом от ДатаНомер ФИО5 уволен с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (л.д. 14).

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 (в редакции от 28.09.2010 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33, 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Отношения, связанные с гражданской службой, при ликвидации или реорганизации государственной органа либо сокращении должностей гражданской службы регулируются статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено:

1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В силу ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше норм закона следует, Федеральный закон "О государственной гражданской службе" не возлагает на представителя нанимателя предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность. Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.

Толкование указанных норм права, регулирующих вопросы сокращения работников, позволяет сделать вывод о том, что государство, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, а процедура увольнения государственного служащего в связи с сокращением должности предусмотрена Федеральным законом "О государственной гражданской службе".

Между тем, суд так же считает заслуживающими внимание доводы представителей ответчика о том, что вакантная должность ... не была предложена ФИО5 и потому, что он не отвечал квалификационным требованиям, предъявляемым к претенденту на нее.

Так согласно п. 2.1 должностного регламента ..., претендент должен иметь высшее профессиональное образование экономического направления, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на структурное подразделение.

Из положения об отделе предпроверочного анализа и истребования документов, утвержденного Дата следует, что в задачи и функции отдела входит, в том числе, отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, предпроверочный анализ и планирование данных проверок, взаимодействие с правоохранительными органами, отбор налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений, анализ схем уклонения от налогообложения планирование выездных налоговых проверок, проведение анализа эффективности проведения выездных налоговых проверок, ведение делопроизводства.

Должностным регламентом старшего государственного налогового инспектора отдала оперативного контроля МИ ФНС № 6 по Волгоградской области, т.е. должности, которую занимал ФИО5 до увольнения, предусматривались и альтернативные квалификационные требования, в том числе, дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности (п. 2.1 л.д. 68 т. 1).

Согласно таблице показателей, характеризующих квалификацию гражданского служащего на Дата, ФИО5 имел высшее образование по специальности ... и дополнительное профессиональное образование по специализации ...

Таким образом, довод представителей ответчика о том, что кандидатура ФИО5 не соответствовала квалификационным требованиям вакантной должности ... подтверждается приведенными доказательствами, поскольку данное лицо не имело соответствующего высшего профильного образования, а имеющееся у ФИО5 высшее образование по специальности ... не соответствует функциям и конкретным задачам, возложенным на отдел ...

Суд так же не может согласиться с доводами истца о нарушении его преимущественного права на оставление на работе по следующим основаниям.

Так положения ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ, согласно которым при реорганизации государственного органа преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, применяются при разрешении вопроса о преимущественном праве государственного служащего на оставление именно на прежней (той же) должности, при условии, если в результате реорганизации и (или) сокращения штата сокращены не все однородные должности, тогда как в результате организационно-штатных мероприятий, проводимых в МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области сокращался весь отдел оперативного контроля, в котором работал истец.

Представленные истцом и ответчиком доказательства не позволяют отнести ФИО5 к категории работников, перечисленных в ст. 179 ТК РФ, т.к. при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией в случаях, когда разрешается вопрос об оставлении на работе сотрудников, занимающих одинаковые должности, поэтому преимущественного права на оставление на работе по сравнению с другими работниками отдела ... он не имел.

Представленными доказательствами подтверждается, что ФИО5 за два месяца предупрежден о предстоящем увольнении, имеющиеся вакантные должности, в том числе временные ... работодателем были предложены, от данных предложений он отказался (л.д. 10, 11-13 т. 1).

Указанные доказательства позволяют сделать вывод о том, что предусмотренные законодательством условия, предусматривающие общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы работодателем МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области соблюдены, трудовых прав ФИО5 при увольнении не нарушено, вследствие чего в удовлетворении его требований о восстановлении на работе необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО5 к Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Волгоградской области о восстановлении на работе отказать.

Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме принято 30 марта 2012 г.

Судья: Шевлякова Н.В.