ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4895/20 от 25.12.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

дело №2-4895/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2020 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,

при секретаре Стрениной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о восстановление срока на подачу заявления о предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о восстановление срока на подачу заявления о предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки, ссылаясь на то, что ФИО1 является собственником квартиры по адресу: (адрес). По данному адресу также проживают ФИО2, ФИО4 и несовершеннолетняя ФИО3, (дата) года рождения. Распоряжением Правительства Хабаровского края от (дата)(№)-рп, установлен режим ЧС. В результате наводнения указанный жилой дом попал в зону чрезвычайно ситуации и признан непригодным для проживания. Истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении денежных средств на строительство или приобретения другого жилого помещения взамен утраченного, однако, уведомлением № Z28_2020-09-15_29 от (дата) им было отказано во включении в список пострадавших, так как отсутствовало решение суда о признании ФИО4 членами семьи нанимателя. Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от (дата)ФИО4 признан членом семьи ФИО1 После этого истцы повторно обратились к ответчику с заявлением о предоставлении денежных средств на строительство или приобретения другого жилого помещения взамен утраченного, однако, уведомлением № Z28_2020-10-16_8 от (дата) им было отказано во включении в список пострадавших, поскольку заявление подано после (дата). С данным решением истцы не согласны, поскольку первоначально с заявлением в защиту своих прав обратились в установленный срок. В связи с чем, истцы просят восстановить им срок для обращения с заявлением о предоставлении денежных средств на строительство или приобретения другого жилого помещения взамен утраченного, признать за ними право на получением меры социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайно ситуации, возложить на уполномоченный орган обязанность включить их в список граждан, имеющих право на получение данной меры социальной поддержки, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Истцы ФИО1 и ФИО2, ФИО4, представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть гражданское дело без его участия и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку прием заявление от граждан на получение выплаты завершен (дата).

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, которые надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела установлено, что ФИО1 с 06.06.2012является собственником жилого помещения – трехкомнатной квартиры по адресу: (адрес)

Согласно выписки из поквартирной карточки, представленной МУП «ЕРКЦ г. Комсомольска-на-Амуре», в указанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО1 с (дата), с (дата)- ФИО2 и несовершеннолетняя ФИО3, а также с (дата)- ФИО4

Из свидетельства о рождении серии I-ДВ (№) от (дата), усматривается, что ФИО1 и ФИО2 являются отцом и матерью несовершеннолетней ФИО3, (дата) года рождения.

Распоряжением Правительства Хабаровского края № 623-рп от 29.07.2019 в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «г. Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 1688-па от 01.08.2019 на территории муниципального образования городского округа «г. Комсомольск-на-Амуре» введен режим ЧС.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в следствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 № 1826-па с учетом изменений, внесенных постановлением № 2078-па от 30.09.2019, включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в перечень затопленных жилых домов, подтопление улично-дорожной сети.

Заключением межведомственной комиссии от (дата)(№) жилой (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре признан аварийным из-за поводковой ситуации.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 17.08.2020 № 1579-па указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

15.09.2020истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявление о включении их в список семей и граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.

Уведомлением № Z28_2020-09-15_29 от 16.09.2020 истцам было отказано во включении в список пострадавших, в связи с тем, что отсутствовало решение суда о признании ФИО4 членами семьи собственника.

Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от(дата)ФИО4 признан членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу (адрес)ФИО1

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

07.10.2020 истцы повторно обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о включении их в список семей и граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.

Уведомлением № Z28_2020-10-16_8 от 19.10.2020 истцам отказано во включение в список пострадавших в связи с отсутствием права – поскольку заявление подано после 01.10.2020.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1327.

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Цели предоставления трансфертов определены п. 5 указанных Правил № 1327, к которым, в том числе, относится цель предоставление выплат гражданам, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

В соответствии с п. 17 данных Правил перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в пп. "г" п. 6 данных Правил № 1327, по форме.

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в п. 17 Правил № 1327, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.

В целях реализации Правил № 1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края.

В соответствии с пп. «а» п. 1.2 указанного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Подпунктом «в» п. 1.2 Порядка предусмотрено, что так же право на получение мер поддержки так же имеют не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с п. 2.1 Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в п. 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 01.10.2020 подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что не подлежат включению в список граждане: указанных в пп. "а" - "в" п. 1.1 раздела 1 настоящего Порядка; не соответствующих условиям п. 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; представивших неполный пакет документов, предусмотренных п. 2.2 настоящего раздела.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, а так же несовершеннолетняя ФИО3 на момент введения режима чрезвычайно ситуации были зарегистрированы по месту жительства и фактически проживали по адресу (адрес) г. Комсомольске-на-Амуре, при этом ФИО1 является собственником указанного жилого помещения с 2012, а ФИО4 признан членом семьи собственника. При этом, согласно справкам выданным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю иного жилого помещения, пригодного для проживания в собственности у истцов не имеется, в связи с чем, исходя из буквального толкования пп. «а, в» п.1.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, суд приходит к выводу, что ФИО1, ФИО2, ФИО4 и несовершеннолетняя ФИО3 относятся к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате чрезвычайно ситуаций, вызванной паводком в июле-сентябре 2019 года.

Учитывая то, что жилой дом по (адрес) был признан аварийным и подлежащим сносу только (дата), принимая во внимание то, что истцами в период с (дата) по (дата) принимались меры для получения вышеуказанной меры социальной поддержки, при этом, срок для обращения за получением выплаты пропущен незначительно и по уважительной причине, в связи с необходимостью признания в судебном порядке ФИО4 членом семьи нанимателя, при этом, само по себе право истцов на получение вышеуказанной меры социальной поддержки ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, суд приходит к выводу, что срок обращения с заявлением для получения меры социальной поддержки подлежит восстановлению.

Решение суда является основанием для обращения истцов с заявлением о включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019. В связи с чем, требование истцов о возложении обязанности включить их в список граждан излишне заявленное и не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, в частности, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом социальной значимости данного вопроса, окончания сроков принятия заявлений от граждан на предоставлении им мер социальной поддержки, суд считает возможным допустить немедленное исполнение решения суда, поскольку замедление его исполнения может привести к нарушению прав истцов.

Руководствуясь ст. ст.194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о восстановление срока на подачу заявления о предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки – удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 и ФИО2, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 срок для подачи заявления о предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.

Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайно ситуаций, вызванной паводком в июле-сентябре 2019.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья Файзуллина И.Г.