ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4895/2013 от 23.10.2013 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №№

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Штукиной Н.В.,

при секретаре Ряховской П.В.,

с участием прокурора Семенова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО9 <данные изъяты> к Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по <адрес> о признании права на индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, взыскании суммы денежной компенсации,

установил:

  ФИО10.Н. обратился в суд с иском к Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании права на индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, взыскании суммы денежной компенсации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «<данные изъяты>» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в период с сентября 1958 года по декабрь 1958 года на территории производственного объединения «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «<данные изъяты>» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и с данного момента он получил право на льготы и компенсации, предусмотренные для лиц данной категории, в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлены меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 200 рублей в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ г., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 300 рублей в соответствии со ст. 40 указанного закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г., предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством РФ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом социальной защиты были произведены ежегодная индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров из базовой суммы 200 рублей, которая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 470,23 руб. и ежегодная индексация за вред здоровью в размере 300 руб., которая с ДД.ММ.ГГГГ составляет 470,23 руб.

Истец проиндексировал с сентября 1995 г. по май 2004 г. базовый размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров 200 руб., установленной с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действовавшим законодательством в твердой сумме двух МРОТ, на индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по <адрес> за 1995-2004 г. и базовый размер ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью 300 руб. на индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по <адрес> за 1999 -2004 г. и просит суд признать за ним право на индексацию с учетом указанных индексов потребительских цен денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров из базовой суммы 200 руб. и ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 300 руб., взыскать с КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» в его пользу сумму индексации, рассчитанную с учетом этих индексов потребительских цен, в размере 92537,25 руб.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство Финансов РФ, УФК по <адрес>, произведена замена ненадлежащего ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» на надлежащего - Казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», привлечено в качестве 3 лица КУВО «УСЗН <адрес>».

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, просил удовлетворить, пояснив, что его требования изложены правильно и грамотно, на основании представленных им документов.

Представитель ответчика КУВО «УСЗН <адрес>» по доверенности ФИО1 требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать, указала, что индексация выплат истцу производилась в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчиков Министерства финансов РФ, УФК по <адрес> по доверенности ФИО2 требования истца также не признал, в суд ответчиком представлены письменные возражения.

Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития по доверенности ФИО3 требования истца не признала, пояснила, что с учетом уточненной КУВО «УСЗН <адрес>» справки о производимых истцу выплатах оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется. В суд третьим лицом представлен письменный отзыв.

Представитель третьего лица КУВО «УСЗН <адрес>» по доверенности ФИО4 просила оставить иск без удовлетворения.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, обозрев личное дело истца, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец является участником ликвидации в 1958 году последствий произошедшей в 1957 году аварии на производственном объединении «<данные изъяты>» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" на него как ликвидатора последствий аварии в 1957 году на ПО «<данные изъяты>» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча распространено действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (базовый закон), в части предоставления мер социальной поддержки, в перечень которых обеспечение продовольственными товарами, ежегодная компенсация на оздоровление.

Согласно редакции базового закона, действовавшего на дату обращения истца в орган социальной защиты населения за получением социальных выплат в соответствии с Законом № от ДД.ММ.ГГГГ г., (14.09.1995г.), истцу полагалась денежная компенсация в размере 50 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (МРОТ), который на день обращения истца в КСЗН в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» составлял 43700,00 руб. Соответственно, истцу полагалась ежемесячная сумма выплаты на приобретение продовольственных товаров в размере 21850,00 руб. (43700,00 руб. /2).

Далее уровень данной выплаты изменялся в связи с изменением МРОТ:

с ДД.ММ.ГГГГ ос составил 57750,00 руб., выплата истцу - 28875,00 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ – 60500,00 руб., выплата истцу – 30250,00 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ – 63250,00 руб., выплата истцу – 31625,00 руб. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ, внесены изменения в базовый закон, и установлены ежемесячные выплаты на продовольственные товары в размере двукратного МРОТ. С марта 1996 г. размер выплат истцу составил 126500,00 руб.(63250,00х2), с ДД.ММ.ГГГГ из МРОТ 75900,00 руб. – 151800,00 руб., с ДД.ММ.ГГГГ из МРОТ 83490,00 руб. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» - деноминированная сумма 166,98 руб. (83490,00х2).

В связи с принятием в 1998 <адрес> закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»», содержащим отсылочные нормы к базовому закону (ст. 4), меры социальной поддержки также предоставлялись в размерах, кратных МРОТ.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ г., размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в РФ, определенные законодательством РФ в зависимости от МРОТ, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении), исходя из базовой суммы МРОТ в 100 руб.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, внесены изменения в базовый закон, и с ДД.ММ.ГГГГ установлена индексация выплат, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Частью 3 статьи ДД.ММ.ГГГГ-1 от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе, в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с ДД.ММ.ГГГГ - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 847, от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ N 246, от ДД.ММ.ГГГГ N 171, от ДД.ММ.ГГГГ N 914, от ДД.ММ.ГГГГ N 1024, от ДД.ММ.ГГГГ N 1079, от ДД.ММ.ГГГГ N 1019 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен. Так, названные компенсации индексируются путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы в редакции закона, действующей с 01.07.2000г., а именно: в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 847, от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ N 246, от ДД.ММ.ГГГГ N 171, от ДД.ММ.ГГГГ N 914, от ДД.ММ.ГГГГ N 1024, от ДД.ММ.ГГГГ N 1079, от ДД.ММ.ГГГГ N 1019.

Согласно справке КУВО «УСЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2004 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была проведена индексация выплат на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства РФ проиндексированные КУ ВО УСЗН выплаты денежной компенсации продовольственных товаров выплачивались истцу с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 244,20 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 266,18 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 287,47 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 317,65 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 358,94 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 394,83 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 420,49 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 445,72 руб. Аналогично производилась индексация выплат на ежегодное оздоровление.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсацией и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "<данные изъяты>" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемая истцу с ДД.ММ.ГГГГ г., составляет 470,23 руб., ежегодная компенсация на оздоровление – 705,39 руб.

Таким образом, Постановлениями Правительства РФ определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, индексация полагающихся истцу выплат из базовых сумм в размерах 200 руб. и 300 руб., уже произведена в соответствии с ранее действовавшим законодательством, предусматривающим увеличение указанных выплат с учетом увеличения базового уровня МРОТ.

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с КСЗН и труда администрации <адрес> в пользу ФИО5 также взыскана индексация за несвоевременную выплату денежных средств на приобретение продовольственных товаров и ежегодное оздоровление за период с мая по июль 2004 г.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. В судебном заседании истец не смог обосновать заявленные требования, критерии индексации данных сумм, применяемые им индексы, пояснив лишь, что его требования изложены правильно и грамотно, на основании представленных им документов, в ходе судебного разбирательства требования не уточнил.

При вышеизложенных обстоятельствах, требования истца о признании права на индексацию полагающихся выплат из установленного с ДД.ММ.ГГГГ размера выплат в твердой сумме ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары в 200 руб. (2 МРОТ) с учетом индексов потребительских цен по <адрес> за предшествовавший период – с сентября 1995г. по май 2004 г. и ежегодной компенсации 300 руб. (3 МРОТ) - с января 1999 г. по май 2004 г., основанные на ошибочном толковании норм материального права и неверных расчетах, не соответствующих закону, суд находит не подлежащими удовлетворению, как не подлежащими удовлетворению и требования о взыскании суммы индексации, полученной на основании этих расчетов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО12 в иске к Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по <адрес> о признании права на индексацию с учетом индексов потребительских цен по <адрес> за период с сентября 1995 г. по май 2004 г. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров из базовой суммы 200 рублей, за период с января 1999 года по май 2004 года ежегодной компенсации на оздоровление из базовой суммы 300 рублей, взыскании суммы денежной компенсации в размере 92537,25 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Штукина