ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4895/2022 от 03.10.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-4895/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 03 октября 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Конышева К.Е.,

при секретаре Аюповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Республики Марий Эл к ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО3, несовершеннолетним ФИО4, ФИО9 в лице законного представителя ФИО8, несовершеннолетней ФИО5 в лице законного представителя ФИО7 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Республики Марий Эл обратилась в суд с иском к указанным ответчикам, в котором просила о признании ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, выселении.

В обоснование иска указано, что ответчик ФИО6 работал в органах прокуратуры с 16.01.1989 по 22.04.2022, в том числе в должности заместителя прокурора Республики Марий Эл. 17.12.2008 данному ответчику предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>. Поскольку в настоящее время ответчик прекратил прохождение службы в органах прокуратуры Республики Марий Эл, право пользования жилым помещением у него и членов семьи прекратилось, они подлежат выселению.

В судебном заседании представитель истца ФИО11 исковые требования поддержал.

Ответчики ФИО6, ФИО2 возражали против удовлетворения иска.

Ответчики ФИО7, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО8, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО9, ответчик ФИО3, в суд не явились, извещены.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО6 работал в органах прокуратуры с <дата> том числе в должности заместителя прокурора Республики Марий Эл в период с <дата>

<дата>ФИО6, занимая должность заместителя прокурора Республики Марий Эл, обратился с заявлением к Прокурору Республики Марий Эл о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении служебного жилья в составе семьи из 4 человек.

<дата>ФИО6 поставлен на учет нуждающегося в предоставлении служебного жилья в г.Йошкар-Оле (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Республики Марий Эл <номер> от <дата>).

<дата> зарегистрировано право оперативного управления прокуратуры Республики Марий Эл квартирой общей площадью 82,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

<дата> жилищно-бытовой комиссией прокуратуры республики принято решение <номер> выделить заместителю прокурора республики ФИО6, поставленному на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилья в г.Йошкар-Оле, на семью из 4 человек трехкомнатную <адрес> (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Республики Марий Эл <номер> от <дата>).

<дата> прокуратурой Республики Марий Эл на основании решения о предоставлении жилого помещения от <дата><номер> с
ФИО6 заключен договор найма <номер> жилого помещения по адресу: <адрес>.

В соответствии с пункта 13 вышеуказанного договора он имел силу до принятия Положения о порядке предоставления жилых помещений работникам прокуратуры.

<дата> прокуратурой Республики Марий Эл и ФИО6 подписан акт приема-передачи указанной квартиры, согласно которому указанная квартира передана в пользование данного ответчика для временного проживания в нем.

<дата> зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение.

<дата> ТУ Росимущества в Республике Марий Эл принято распоряжение <номер> о включении в служебный жилищный фонд Прокуратуры Республики Марий Эл служебной квартиры по указанному адресу (на основании решения о предоставлении жилого помещения от <дата><номер>). Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в прокуратуре Республики Марий Эл.

<дата> прокуратурой Республики Марий Эл с ФИО6 в связи с прохождением службы в прокуратуре Республики Марий Эл заключен договор найма <номер> служебного жилого помещения.

В силу пункта 3 и 4 пункта 4.3 названного договора он прекращается в связи с окончанием срока службы в органах прокуратуры Республики Марий Эл, с истечением срока трудового договора.

<дата> приказом Генерального прокурора Российской Федерации от <номер>ФИО6 освобожден от должности заместителя прокурора Республики Марий Эл, назначен на должность заместителя прокурора Чувашской Республики, <дата> по новому месту службы ему предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес> по договору найма служебного жилого помещения от <дата><номер>.

<дата> истец письмом предложил ответчику ФИО6 освободить жилое помещение по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>.

<дата>ФИО6 письмом отказа истцу в освобождении квартиры по причине отсутствия иного жилья для проживания, пояснил, что в случае приобретения иного жилья квартиры будет освобождена.

<дата> приказом Генерального прокурора Российской Федерации от <номер>ФИО6 освобожден от должности заместителя прокурора Чувашской Республики и уволен <дата> из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

<дата> между Прокуратурой Чувашской Республики и ФИО6 заключено соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> от <дата>.

Согласно поквартирной карточке, адресным справкам на момент рассмотрения спора в указанной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО6, ФИО2 (его супруга), ФИО7 (сын), ФИО8 (сын), ФИО3 (жена сына), ФИО4 (внучка), ФИО9 (внук), ФИО2 (внучка).

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения,

В силу частей 1, 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным данным кодексом основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» абзац 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» был изложен в новой редакции: «Обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.».

Порядок обеспечения прокуроров жилыми помещениями был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» согласно которому до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

В целях реализации прав прокуроров на обеспечение жилыми помещениями, предусмотренных пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 №616 было утверждено временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений.

Исходя из пункта 13 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений право безвозмездно получить жилое помещение в собственность один раз за весь период службы прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет при условии нуждаемости в жилом помещении в соответствии с настоящим Положением.

Федеральным законом от 31.12.2017 №492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» дополнен статьей 44.1, устанавливающей порядок обеспечения прокуроров жилыми помещениями, согласно которой обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 1).

В определенных случаях на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 2).

Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений установлен Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 №624.

Вместе с тем, ответчик ФИО6 на учете указанных лиц не состоял и не состоит, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

Аналогичное положение закреплено в пункте 1.3 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность.

Из материалов дела следует, что ответчику ФИО6 ранее уже была предоставлена в собственность квартира по адресу: <адрес> (на основании договора уступки требования от <дата>, заключенному между Прокуратурой Республики Марий Эл и ФИО6, договора купли-продажи квартиры от <дата>, заключенному между продавцом ОАО «Волжский ПСК» и покупателем Прокуратурой Республики Марий Эл).

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением ФИО6 ранее уже было реализовано, в связи с чем ответчик ФИО6 не может претендовать на получение единовременной социальной выплаты, и соответственно на получение жилья в собственность.

В силу пункта 3.11 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 №624 служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам на время прохождения службы. Расторжение трудового договора с прокурорским работникам является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Прокурорский работник и проживающие совместно с ним члены его семьи, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и в пунктах 23 и 24 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны освободить служебное жилое помещение в течение одного месяца после расторжения трудового договора.

В случае перевода прокурорского работника на службу в другой орган прокуратуры Российской Федерации или институт (филиал) Университета, в том числе другую местность, договор найма служебного жилого помещения по прежнему месту службы также подлежит расторжению. Обеспечение служебным жилым помещением по новому месту службы осуществляется в соответствии с Положением. При этом право проживания в служебном жилом помещении по прежнему месту службы сохраняется за членами семьи прокурорского работника, не имеющими права пользования иными жилыми помещениями, до даты получения прокурорским работником служебного жилого помещения по новому месту службы (пункт 3.13).

При освобождении служебных жилых помещений прокурорские работники и лица, указанные в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны сдать их в надлежащем состоянии по актам приема-передачи служебного жилого помещения согласно приложению N 5 к Положению с представлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (пункт 3.14).

В случае отказа освободить служебное жилое помещение прокурорские работники и лица, указанные в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проживающие (проживавшие) совместно с ними члены семьи, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце втором пункта 3.11 и абзаце втором пункта 3.13 Положения (пункт 3.15).

При таких обстоятельствах, поскольку ответчик ФИО6 прекратил прохождение службы в органах прокуратуры договор найма служебного жилого помещения в силу приведенных нормативных положений а также части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчиков следует признать прекратившими право пользования жилым помещением и выселить из него.

Ссылка на то, что жилое помещение предоставлено ответчику ФИО6, на условиях социального найма, отклоняется судом как несостоятельная.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42.

Действительно, спорная квартира отнесена к служебному жилому фонду 04.04.2014 – уже после заключения первого договора найма жилого помещения от 17.12.2008.

Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.03.2005 (то есть уже действовал на момент заключения первого договора между сторонами), решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, такое решение уполномоченным органом не предпринималось, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчик ФИО6 и члены его семьи не состояли, доказательств обратного не представлено.

Договор от 17.12.2008 не может быть квалифицирован как договор социального найма, поскольку он был заключен с ответчиком ФИО6, как лицом, состоящим на учете в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилья, из пункта 13 договора, а также акта приема-передачи квартиры следует, что она передана во временное пользование. Кроме того, в последующем между ними фактически вместо указанного договора от 17.12.2008 был заключен договор найма <номер> служебного жилого помещения договор от 14.12.2017.

Отсутствие сведений о направлении решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как то предусмотрено пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42, и, соответственно, отсутствие таких сведений в ЕГРН не свидетельствует о том, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, а договор найма служебного жилого помещения в таком случае становится договором социального найма, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий. В данном случае государственная регистрация выполняет функцию учета, но не является основанием для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокуратуры Республики Марий Эл к ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО3, несовершеннолетним ФИО4, ФИО9 в лице законного представителя ФИО8, несовершеннолетней ФИО5 в лице законного представителя ФИО7 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении удовлетворить.

Признать ФИО6 (паспорт <номер><номер>), ФИО2 (паспорт <номер><номер>), ФИО7 (паспорт <номер><номер>), ФИО8 (паспорт <номер><номер>), ФИО3 (паспорт <номер><номер>), несовершеннолетних ФИО4 (свидетельство о рождении I-EC <номер>), ФИО9 (свидетельство о рождении I-EC <номер>), несовершеннолетнюю ФИО5 (свидетельство о рождении I-EC <номер>) утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить ФИО6 (паспорт <номер><номер>), ФИО2 (паспорт <номер><номер>), ФИО7 (паспорт <номер><номер>), ФИО8 (паспорт <номер><номер>), ФИО3 (паспорт <номер><номер>), несовершеннолетних ФИО4 (свидетельство о рождении I-EC <номер>), ФИО9 (свидетельство о рождении I-EC <номер>), несовершеннолетнюю ФИО5 (свидетельство о рождении I-EC <номер>) из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для снятия ФИО6<дата> г.р., ФИО2<дата> г.р., ФИО7<дата> г.р., ФИО8<дата> г.р., ФИО3<дата> г.р., ФИО4<дата> г.р., ФИО9<дата> г.р., ФИО5<дата> г.р., с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е.Конышев

Мотивированное решение составлено 10.10.2022.

Решение11.10.2022