ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4896/2021 от 16.02.2022 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-600/2022 (2-4896/2021)

УИД 59RS0001-01-2021-006932-68

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 16 февраля 2022 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Даниловой Ю.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием истца, являющегося одновременно представителем ответчика, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Фонду «Гражданское действие» о ликвидации фонда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Фонду «Гражданское действие» (далее – Фонд) о ликвидации фонда, с исключением Фонда из Единого государственного реестра юридических лиц с момента вступления в законную силу решения суда о его ликвидации.

В обоснование иска указано, что Дата правлением Фонда принято решение об обращении в суд с иском о ликвидации Фонда по причине недостаточности его финансирования, поручить обратиться в суд с соответствующим заявлением президенту Фонда ФИО1, а также просить назначить его ликвидатором. Основная деятельность Фонда связана с поддержкой общественных инициатив, направленных на развитие добровольчества, благотворительности, социальной защиты населения и защиты прав человека, но в настоящее время имущества Фонда для осуществления данных целей недостаточно, вероятность получения необходимого имущества нереальна, количество жертвователей сократилось, Фонд был вынужден отказаться от аренды помещения и значительной части работников.

Истец, действующий от своего имени и от имени ответчика, ФИО1 исковые требования поддержал, просил ликвидировать Фонд без проведения процедуры ликвидации путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи в связи с отсутствием денежных средств у Фонда не только для осуществления своей деятельности, но и для проведения процедуры ликвидации.

Третье лицо Управление Минюста России по Пермскому краю представителя в суд не направило, ранее в заявлении указывало об отсутствии возражений относительно заявленных исковых требований (л.д. 34).

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст. 61, 123.20 ГК РФ ликвидация Фонда возможна по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна.

В силу ч. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом, в целях данного Кодекса, признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Статьей 18 Федерального закона о некоммерческих организациях, предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно п.п. 2-3 ст. 18 Федерального закона о некоммерческих организациях решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

В статье 19 Федерального закона о некоммерческих организациях предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в ст. 63 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 13.1 указанного Федерального закона внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что Фонд «Гражданское действие» создан 09.03.2005 года, является действующим юридическим лицом (л.д. 23-28). Последние изменения в Устав Фонда зарегистрированы на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес-р от Дата.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц президентом Фонда является ФИО1

Согласно Уставу Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, преследующей цели, определенные уставом.

Целями Фонда в соответствии с п. 3.1 Устава являются: поддержка общественных инициатив, направленных на развитие добровольчества, благотворительности, социальной защиты населения и защиты прав человека; содействие развитию и укреплению гражданского общества; содействие конструктивному диалогу общества, бизнеса и власти в достижении указанных выше целей.

Для достижения своих целей Фонд осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности): организует консультирование граждан и организаций по вопросам развития и укрепления организации гражданского общества, взаимодействия общества, бизнеса и власти, защиты прав человека; организует и проводит конференции, форумы, выставки, ярмарки, семинары в уставных целях; создает и использует различные механизмы, в том числе конкурсные, для стимулирования и отбора идей, инициатив и проектов, направленных на достижение уставных целей; в уставных целях использует и стимулирует применение механизмов общественной экспертизы, общественного контроля; стимулирует развитие различных источников финансирования некоммерческой деятельности со стороны населения, бизнеса, международных фондов, государственных и муниципальных бюджетов; создает временные и постоянно действующие творческие коллективы для анализа, экспертизы и поиска решений по проблемам развития гражданского общества; содействует формированию и развитию гражданского экспертного сообщества; содействует развитию взаимопонимания и равноправного сотрудничества между некоммерческими организациями, действующими в сфере развития гражданского общества, путем обмена информацией между организациями, «ноу-хау», разработки и осуществления совместных проектов (пункт 3.2 Устава).

Пунктом 4.1 устава определены источники формирования имущества Фонда: финансовые и материальные средства, переданные Фонду учредителями; пожертвования, в том числе носящие целевой характер (гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению финансовых ресурсов; иные не запрещенные законом поступления.

Высшим органом управления Фонда является коллегиальный орган – Собрание Фонда (пункт 6.1 Устава), который может рассмотреть на своем заседании любой вопрос, в том числе принять решение об обращении в суд за ликвидацией Фонда в порядке, установленном законодательством (пункт 6.3.12).

Фонд может быть ликвидирован, в том числе, если средства Фонда недостаточны для осуществления его уставной деятельности и вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 9.4.1).

Протоколом № 25 заседания Правления Фонда «Гражданское действие» от 25.10.2021 приняты решения:

- признать обоснованным вывод о недостаточности имущества Фонда для осуществления его целей и нереальности получения необходимого имущества;

- обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации Фонда по причине недостаточности его имущества для осуществления целей и нереальности получения необходимого имущества;

- утвердить в качестве кандидатуры ликвидатора Фонда, которая будет предложена суда для утверждения – ФИО1

В подтверждение отсутствия имущества и денежных средств у Фонда истцом представлены пять справок, выданных АКБ «Авангард» об отсутствии денежных средств на расчетных счетах Фонда, из которых следует, что на четырех счетах по состоянию на 24.01.2022 денежные средства отсутствуют, на одном счете имеется остаток в размере 1 900 рублей; а также окончательный ликвидационный бухгалтерский баланс на 15.02.2022, согласно которому на отчетную дату баланс составляет 00 рублей, на Дата составлял ..., на Дата... рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу о возможности ликвидации Фонда «Гражданское действие», поскольку его баланс на 15.02.2022 составляет ... рублей, денежных средств на счетах по состоянию на 24.01.2022 явно недостаточно для осуществления его целей, то есть дальнейшая деятельность Фонда нецелесообразна и невозможна, вероятность получения необходимого имущества, исходя из пояснений истца, нереальна.

Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

На основании изложенного, принимая во внимание ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с учетом разъяснений, содержащихся в п. п. 2, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64, суд полагает, что на истца ФИО1, как на Президента Фонда, на которого решением учредителей возложены обязанности по ликвидации Фонда, следует возложить обязанности по осуществлению ликвидационных мероприятий. При этом суд учитывает, что в соответствии со ст. 325 ГК РФ учредитель, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным учредителям за вычетом доли, падающей на него самого.

Оснований для ликвидации Фонда путем принятия судом решения об его исключении из ЕГРЮЛ с момента вступления решения в законную силу во избежание нарушения прав кредиторов юридического лица суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Ликвидировать Фонд «Гражданское действие» (...), юридический адрес: Адрес.

Назначить ликвидатором Фонда «Гражданское действие» ФИО1.

На решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья Ю.И. Данилова

Мотивированное решение составлено 28.02.2022.