ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4897/2023 от 29.09.2023 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-4897/2023

УИД 65RS0001-01-2023-002063-07

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2023 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ли Э.В.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,

с участием истца ФИО, представителя истца ФИО, представителя ответчика ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Муниципальному автономному учреждению «Городской парк культуры и отдыха имени Ю. Гагарина» о взыскании задолженности по заработной плате и расходов по уплате государственной пошлины,

у с т а н о в и л:

13 марта 2023 года истец ФИО обратился в суд с данным исковым заявлением к ответчику Муниципальному автономному учреждению «Городской парк культуры и отдыха имени Ю. Гагарина» (далее – МАУ «ГПКиО»), указав следующие обстоятельства. 03 июня 2015 года между сторонами заключен трудовой договор, по условиям которого истец принят к ответчику на должность ведущего инженера сектора аттракционов. В соответствии с приказом от 06 мая 2016 года истец допущен к работе и ему определено рабочее место на лодочной станции озера Верхнее в должности ведущего инженера (матрос-спасатель по совмещению). В соответствии с приказом от 08 октября 2015 года ФИО переведен в сектор по обслуживанию аттракционов инженерно-технического отдела. На основании приказов от 26 ноября 2019 года , от 30 декабря 2019 года , от 19 мая 2021 года от 19 мая 2021 года от 02 августа 2021 года от 25 апреля 2022 года , от 25 апреля 2022 года от 25 мая 2022 года в обязанности истца вменены дополнительные обязанности – составление плана работы по подготовке к летнему сезону 2020 года аттракционов, лодочной станции, прокатов спортивного и развлекательного инвентаря и прочих пунктов предоставления платных услуг, включен в составы комиссий по проверке уровня воды озера Верхнее и обследованию плавсредств, причала и нежилого здания, возложена ответственность за работу плавсредств и содержание ФИО станции до закрытия навигации, обеспечение работы пунктов, предоставляющих платные услуги, в том числе лодочной станции, а также в отношении него проведена служебная проверка по факту опрокидывания катамарана с людьми на озере Верхнее, что свидетельствует о совмещении истцом в период с 26 ноября 2019 года по настоящее время должностей в инженерно-техническом отделе сектора по обслуживанию аттракционов и вменена ответственность за работу плавсредств и содержание ФИО станции. При этом данный период работодателем как за совмещение не оплачен. В связи с чем, ФИО просит суд взыскать с МАУ «ГПКиО» задолженность по заработной плате за период с 26 ноября 2019 года по 25 апреля 2023 года, из них за период с 25 апреля 2022 года по 25 апреля 2023 года в размере 1 799 423 рубля 26 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 29 сентября 2023 года производство по делу в части требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с 26 ноября 2019 года по 24 апреля 2022 года прекращено в связи с отказом истца от требований в данной части.

В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству ФИО на исковых требованиях настаивали.

Истец пояснил, что лодочная станция не относится к водным аттракционам, расположена на открытом водоеме без выхода в открытое пространство, тогда как занимаемая им должность не имеет отношения к воде, вместе с тем допущен работодателем к работе на лодочной станции без выходных дней. В обязанности входили: контроль за работой персонала, обслуживание и подготовка плавсредств к сезону и во время сезона, ремонт плавсредств, обеспечение безопасности в части прохождения обучения матросами-спасателями, подготовка документов о допуске на лодочную станцию, режим работы установлен с 09 часов до 21 часа. Зимой лодочная станция работает как прокат зимнего инвентаря, в межсезонье занимались завозом и вывозом инвентаря, из которых одних жилетов насчитывалось около 500 штук. Тогда как основное место работы определено в административном здании, в должностные обязанности входили обслуживание механизированных аттракционов, веревочный парк, прокат велосипедов, гольфа и спортивного инвентаря, электрон, обеспечивал безопасности посетителей при эксплуатации аттракционов. В связи с чем, ответчик обязан производить доплату за совмещение профессий – основной и инженера по эксплуатации оборудования согласно тарифно-квалификационному справочнику в размере не менее 10% от оклада по основной должности из расчета 4 рабочих часа в день. Данная доплата ранее работодателем производилась, впоследствии отменена.

Представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, по исковым требованиям возражала по изложенным в отзыве основаниям, пояснила, что обязанность по эксплуатации аттракционов предусмотрена должностной инструкцией истца, лодочная станция, как структурное подразделение, в парке отсутствует, фактически является водным аттракционом, работу которого истец также должен был обеспечивать. Согласно штатному расписанию в отделе истца предусмотрено 4 единицы матросов-спасателей, при этом работодатель имеет право давать распоряжения работнику в пределах трудовой функции. Ссылалась на решение Городской думы Южно-Сахалинска, согласно которому катамараны отнесены к аттракционам. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении требований.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На основании ст.56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу ст.135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.129.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Положениями ст.60.2 ТК РФ предусмотрено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

В соответствии со ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Судом установлено, что 03 июня 2015 года между сторонами заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО принят в МАУ «ГПКиО Ю.Гагарина» на должность ведущего инженера в сектор по обслуживанию аттракционов отдела по содержанию территорий и сооружений.

Согласно п.14 трудового договора истцу установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя с 09-00 часов до 18-00 часов, перерыв на обед с 12-00 часов до 13-00 часов двумя выходными днями (понедельник, вторник), рабочий день ненормированный.

29 мая 2017 года ответчик переведен на должность заведующего отделом по эксплуатации аттракционной техникой, начиная с 01 июня 2017 года.

На основании пунктов 3.1., 3.2., 3.8., 3.9. должностной инструкции заведующего отделом по эксплуатации аттракционной техникой, в обязанности данного должностного лица, в числе прочего, входит:

- оказание безопасных и качественных услуг по работе аттракционов;

- принимает участие в наладке, настройке, регулировку и опытной проверке оборудования и систем аттракционов, следит за их исправным состоянием;

- принимает участие в техническом обслуживании и ремонте аттракционов.

С данной инструкцией истец ознакомлен 01 июня 2017 года.

01 января 2017 года утверждено Положение об отделе по эксплуатации аттракционной техники МАУ «ГПКиО» (далее – Положение).

Согласно пунктам 1.6, 2.2 Положения отдела по эксплуатации аттракционной техники возглавляется заведующим отделом, отдел имеет в своем составе механические, надувные, водные, аэробные аттракционы, электромобили, спортивный инвентарь (велосипеды, ролики и т.д.).

Пунктом 4.1. определены функции отдела:

- организация работы по обслуживанию механических, надувных, водных, аэробных аттракционов, электромобилей, спортивного инвентаря (велосипеды, ролики и т.д.);

- предотвращение и устранение нарушений работы аттракционной техники;

- организация ежедневного технического осмотра аттракционной техники с заполнением журналов о допуске аттракционов к эксплуатации;

- обеспечение работы и эксплуатации аттракционной техники, спортивного инвентаря;

- обеспечение безопасности посетителей при посещении аттракционов;

- руководство работниками других структурных подразделений, привлекаемых для ремонтно-восстановительных работ аттракционной техники;

- обеспечение своевременного освидетельствования аттракционной техники;

- осуществление оперативного контроля за эксплуатацией аттракционной техники, спортивного инвентаря (велосипеды, ролики и т.д.);

- участие в работе комиссии по расследованию аварийных ситуаций и несчастных случаев аттракционов.

С данным положением истец ознакомлен 27 марта 2017 года.

Заявляя исковые требования, истец считает, что Лодочная станция с плавсредствами не относится к аттракционам, поэтому работодатель фактически возложил на него функции, не предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией.

Как установлено судом, соглашение о выполнении истцом в период с апреля 2022 года какой-либо дополнительной работы, кроме функций заведующего отделом по эксплуатации аттракционной техникой, не заключалось, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с приказом от 25 апреля 2022 года создана комиссия, куда входил истец, в целях проведения 18 мая 2022 года обследования плавсредств, причала и нежилого здания, по результатам которого составить соответствующие акты.

Приказом от 25 апреля 2022 года в связи с открытием летнего сезона истец назначен ответственным за работу плавсредства и содержания лодочной станции до закрытия навигации. На период работы с 07 мая 2022 года до закрытия навигации установлен график работы: понедельник-пятница – с 12-00 часов до 20-00 часов, суббота, воскресенье и праздничные дни – с 11-00 часов до 21-00 часов с техническими перерывали по 15 минут каждый час работы. Также указано, что в период работы Лодочной станции возможны изменения графика работы в связи с погодными условиями.

На основании приказа от 25 мая 2022 года на период с 26 мая 2022 года по 31 августа 2022 года установлено время работы пунктов, предоставляющих платные услуги на территории МАУ «ГПКиО», в частности, лодочной станции – с понедельника по воскресенье и в праздничные дни с 12-00 часов до 21-00 часов. На ФИО возложена обязанность, обеспечить работы данных пунктов.

16 мая 2022 года инициирована служебная проверка в отношении истца, как заведующего отделом по эксплуатации аттракционной техникой, а также четырех матросов-спасателей по факту опрокидывания катамарана с людьми, произошедшего 15 мая 2022 года.

Суд не может согласиться с доводом истца о том, что обеспечение работы лодочной станции не входило в его должностные обязанности.

По штатному расписанию МАУ «ГПКиО» от 28 декабря 2022 года отдел по эксплуатации аттракционной техникой состоит из 1 единицы заведующего отделом, 8 единиц контролера-посадчика, 2 единиц техника, 2 единиц кассира билетного и на период с 01 апреля по 31 октября 4 единиц матроса-спасателя.

Лодочная станция, как отдельное структурное подразделение в штатном расписании не значится, исходя из приказа от 25 мая 2022 года является одним из пунктов, предоставляющих платные услуги на территории МАУ «ГПКиО», в том числе с использованием плавательных средств – катамаранов.

По сведениям ГИМС ГУ МЧС России по Сахалинской области МАУ «ГПКиО» подано заявление-декларация соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в РФ и зарегистрирована под .

На основании заявления-декларации МАУ «ГПКиО» от 03 апреля 2023 года база-стоянка расположена по <адрес>, максимальное количество, базирование которых предусмотрено на базе-стоянке – 19, максимальная длина маломерного судна – 3 метра, максимальная осадка маломерного судна – 0,5 метра.

В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Положениями п.1 ст.6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2019 года № 1732 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов», в котором приведены следующие понятия:

«аттракцион механизированный» - аттракцион, перемещающий пассажирские модули по заданной траектории или в пределах ограниченного пространства посредством использования энергии различных видов, за исключением мускульной энергии человека;

«аттракцион» - оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия;

«аттракцион водный немеханизированный» - аттракцион с использованием воды для аквапарков, бассейнов и водоемов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссииот 18 октября 2016 года № 114 принят технический регламент «О безопасности аттракционов», который распространяется на аттракционы, впервые выпускаемые в обращение на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз), а также на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы и стационарные аттракционы (собранные на фундаментах или без фундаментов), при пользовании которыми на пассажиров оказывается биомеханическое воздействие степени потенциального биомеханического риска RB-1, или RB-2, или RB-3 и которые подразделяются на следующие виды:

а) аттракционы механизированные поступательного движения (в том числе с использованием воды);

б) аттракционы механизированные вращательного движения;

в) аттракционы механизированные сложного движения;

г) автодромы и картинги;

д) аттракционы надувные;

е) аттракционы водные немеханизированные;

ж) немеханизированные аттракционы;

з) аттракционы для детей.

В приложении № 1 вышеуказанного технического регламента указаны виды и типы аттракционов, в том числе:

- механизированные поступательного движения (в том числе с использованием воды) – катальные горы, башни свободного падения, катальные горы водные на лодках или плотах, катапульты, поезда парковые на рельсах, монорельсовые и канатные парковые дороги;

- водные немеханизированные – водные спуски прямые и с виражами, трамплины, плавающие платформы, частично погруженные в воду, с выливанием воды на посетителей.

По ГОСТ Р 52603-2011 Национальный стандарт РФ «»Аттракционы водные. Безопасность конструкции» (далее – ГОСТ Р 52603-2011) водный аттракцион – аттракцион, конструкция, эксплуатация и развлекательный эффект которого обусловлены использованием воды и ее влиянием на человека (п. 3.3).

По примечанию 2 к вышеприведенному п. 3.3. ГОСТ Р 52603-2011 водный аттракцион (один или наряду с другими водными аттракционами), как правило, непосредственно связан с соответствующим бассейном или в ряде случаев функционирует как отдельное устройство, не связанное ни с одним бассейном.

К водным аттракционам относятся водные горки, волновые бассейны, аттракционы для катания в потоке воды, интерактивные аттракционы, развлекательно-игровые бассейны (примечание к разделу 3 «Термины и определения» ГОСТ Р 52603-2011).

В таблице 1 «Классификация водных аттракционов по степени воздействия на человека и ограничению пользования» п. 5.2 ГОСТ Р 52603-2011 аттракцион для катания в потоке воды имеет следующие характеристики – движение пользователя в различном скоростном режиме, в том числе и с использованием вспомогательных средств.

Из пояснений сторон следует, что на Лодочной станции в период навигации оказывались услуги по прокату катамаранов.

Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 23 декабря 2014 года утвержден Порядок материально-технического оснащения муниципальных бюджетных и автономных организаций культуры, где в пункте 76 приложения № 9 к нормативам оснащения отнесены аттракционы различной модификации (в том числе детские батуты, электромобили, катамараны, электропоезда).

Исходя из вышеприведенных положений и требований, суд приходит к выводу о том, что лодочная станция является базой-стоянкой маломерных судов, где размещены катамараны, имеющие статус маломерного судна, которое относится к немеханизированному водному аттракциону, поскольку частично погружено в воду – водоем, расположенный на территории городского парка. Данное плавательное средство осуществляет движение за счет мускульной энергии человека без использования энергии различных видов, используется для перевозки пассажиров с целью отдыха и развлечения, за плату.

При этом нормы действующего законодательства не содержат указание на невозможность квалификации маломерного судна, к числу которых относятся, катамараны, в качестве аттракциона.

В связи с чем, истец, занимая должность ведущего инженера отдела по эксплуатации аттракционной техники, имеющем в своем составе, в числе прочего, водные аттракционы, наделен полномочиями по обеспечению и организации безопасной, исправной работы аттракционов, а также участию в работе комиссии по вопросам эксплуатации аттракционов, куда включается подготовка документов в целях допуска лодочной станции, как одного из видов аттракциона, к работе, контроль за работой матросов-спасателей в числе штатных единиц отдела с установлением их явки на работу и наличия всех необходимых допусков, вследствие чего ссылку истца на вменение ему дополнительных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией, суд признает несостоятельной.

Судом также учитывается, что по условиям трудового договора истцу установлены повышающие коэффициенты за специфику работы (0,3), премия за качественное выполнение увеличенного объема работ в период подготовки и проведения мероприятий, участие в благоустройстве территории учреждения.

При таких обстоятельствах, когда обеспечение работы лодочной станции входит в круг должностных обязанностей истца, что не требует заключения соглашения на выполнение дополнительного вида работ, поэтому основания для дополнительной оплаты за выполнение такой работы у суда отсутствуют.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Вместе с тем, в силу положений подпункта 1 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В связи с чем, на основании ст. 333.40 НК РФ уплаченная истцом по чеку-ордеру от 06 марта 2023 года пошлина в размере 300 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО к Муниципальному автономному учреждению «Городской парк культуры и отдыха имени Ю. Гагарина» о взыскании задолженности по заработной плате и расходов по уплате государственной пошлины – отказать.

Вернуть ФИО из бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья Э.В. Ли

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Э.В. Ли