Дело № 2-489/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего – судья Микитюк О.А., при секретаре ФИО3 с участием прокурора - ФИО4, представителя ответчика ФИО5 и ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО6 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО7, ФИО8 индивидуальному предпринимателю ФИО1, 3 лицо – ФИО9 о понуждении совершить действия,
установил:
ФИО6 обратился в суд с иском и просит запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО7, ФИО8 перевозить учащихся школы автобусами, не соответствующими требованиям федерального законодательства, а именно: п.п. 1.16.1.2, 1.16.1.4, 1.16.1.5, 1.16.1.6, 1.16.2.5.1, 1.16.2.5.2, 1.16.2.8, 1.16.3, 1.16.4 Технического регламента. А также, просит возложить обязанность на ФИО7, ФИО8» организовать перевозку детей до места учебы и обратно на школьных автобусах, соответствующих требованиям федерального законодательства.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Феодосия, по результатам которой установлено ИП ФИО1 согласно договора перевозки детей № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8 осуществляет подвоз детей от места жительства к учебным заведениям.
В ходе проверки установлено, что автобус, осуществляющие подвоз детей к образовательным учреждениям, не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В нарушение п.1.16.1.4 Технического регламента на наружных боковых сторонах кузова, а также впереди и сзади по оси симметрии автобуса <данные изъяты> не нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высотою.
В нарушение п.1.16.1.5 Технического регламента кузов автобуса <данные изъяты> не имеет окраску желтого цвета.
Согласно п. 1.16.1.6 Технического регламента, автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
В нарушение п. 1.16.1.6 Технического регламента, автобус <данные изъяты> не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
В соответствии с п.п. 1.16.2.5.1, 1.16.2.5.2 ТР, рабочее место водителя должно быть оборудовано: звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей; внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
В нарушение вышеуказанных требований, в автобусе <данные изъяты> рабочее место водителя не оборудовано звуковыми и световыми сигналами о необходимости остановки, включаемых с мест размещения детей, а также автобус не оборудован внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
Пунктом 1.16.2.8 ТР предусмотрено, что в автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм3 на каждое место пассажира.
В автобусе <данные изъяты>, в нарушение п.1.16.2.8 Технического регламента, отсутствует отсек в задней части и полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и багажа.
Сидения в автобусе <данные изъяты> не соответствуют требованиям п. 1.16.3 ТР.
Кроме того, в автобусе <данные изъяты> не выполнены требования к обеспечению входа и выхода, предусмотренные п. 1.16.4 Технического Регламента. По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверки в адрес директора ФИО8», индивидуальному предпринимателю ФИО1ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, о безопасности дорожного движения, однако до настоящего времени нарушения не устранены, автобус не соответствует требования федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные исковому заявлению, добавив, что на день рассмотрения дела в суде недостатки, указанные в акте проверки, частично устранены, однако не в полном объеме. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФИО8 исковые требования признал частично, указав, что ИП ФИО1 действительно подвозит детей и на день рассмотрения дела в суде большинство недостатков устранено, однако не в полном объеме. Указанный автобус подвозит детей из <адрес> и в случае удовлетворения иска дети вынуждены будут добираться пешком либо на рейсовом автобусе за наличный расчет. Договор с ИП ФИО1 заключен только на 6 мес., поскольку администрация и управление образования обещали выделить ь автобус для школы, однако произошла задержка. Он неоднократно просил обеспечить школу автобусом, однако на сегодня этот вопрос остался открытым.
ИП ФИО1 требования признал частично, указав, что действительно перевозит детей к месту учебы и обратно, частично устранил недостатки, указанные в акте проверки, однако считает нецелесообразным перекрашивать автобус в желтый цвет, поскольку срок действия договора на перевозку детей скоро закончиться, а перекрашивание автобусу потребует дополнительных материальных затрат и перерегистрации в МРЭО данного автобуса. На автобусе установлены таблички с надписью «Дети». Установлены полки и отсек, выход и вход свободны.
Представитель ФИО7 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
Абзацем 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
На основании ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе право на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 данного Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 34).
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями ст. 16 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" установлено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 20 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Согласно ст. 9 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление иных установленных данным Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно ст. 28 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 877 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР №. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"). Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
"Школьный автобус" - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1177 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Разделом 1.16 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР №. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") установлены требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет? в том числе:
В непосредственной близости к указанным надписям (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не должны наноситься какие-либо обозначения или надписи.
Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.
А также установлены иные требования к школьным автобусам.
Несоответствие автобуса, предназначенного для перевозки детей, установленным стандартам и его эксплуатация в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что является недопустимым, в связи с чем, у суда имеются основания для запрета использования транспортного средства не соответствующего требованиям безопасности дорожного движения.
Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, БК РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст. ст. 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время, относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 22 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
В силу ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ, организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Судом установлено, что согласно информации ФИО19 за ИП ФИО1 зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты>, которое согласно договора перевозки детей № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8 осуществляет подвоз детей от места жительства к учебным заведениям.
В ходе проверки установлено, что автобус, осуществляющие подвоз детей к образовательным учреждениям, не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В нарушение п.1.16.1.4 Технического регламента на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса <данные изъяты> не нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высотою.
В нарушение п.1.16.1.5 Технического регламента кузов автобуса <данные изъяты> не имеет окраску желтого цвета.
В нарушение п. 1.16.1.6 Технического регламента, автобус <данные изъяты> не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
В нарушение требований п.п. 1.16.2.5.1, 1.16.2.5.2 ТР, в автобусе <данные изъяты> рабочее место водителя не оборудовано звуковыми и световыми сигналами о необходимости остановки, включаемых с мест размещения детей, а также автобус не оборудован внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
В автобусе <данные изъяты>, в нарушение п.1.16.2.8 Технического регламента, отсутствует отсек в задней части и полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и багажа.
Согласно п. 1.16.3 ТР установлены требования к сидениям автобуса.
Сидения в автобусе <данные изъяты> не соответствуют требованиям п. 1.16.3 ТР.
Кроме того, в автобусе <данные изъяты> не выполнены требования к обеспечению входа и выхода, предусмотренные п. 1.16.4 Технического Регламента.
Выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения являются недопустимыми, поскольку автобусы предназначены для перевозки детей и являются источниками повышенной опасности. При наличии вышеуказанных нарушений, эксплуатация автобусов может повлечь за собой неблагоприятные последствия, как в целом, так и в отношении несовершеннолетних граждан, обучающихся, образовательной организации.
По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверки в адрес директора ФИО8», индивидуальному предпринимателю ФИО1ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании ответчик ФИО1 пояснил, что частично недостатки устранены, однако не в полном объеме. Однако бесспорных допустимых и надлежащих доказательств устранения недостатков суду не представлено.
Поскольку статьей 16 Федерального закона №131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования относится к вопросам местного значения городского округа, а также ФИО22 является учредителем ФИО8 и собственником имущества образовательного учреждения, исковое заявление предъявлено к ФИО7.
Полный текс решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,-
Решил:
Иск удовлетворить частично.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 с момента вступления решения суда в законную силу перевозку детей - учащихся ФИО8 автобусами, не соответствующими требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР №. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
Возложить на ФИО7, ФИО8» обязанность с момента вступления решения суда в законную силу организовать перевозку детей (школьников в образовательное учреждение) до места учебы и обратно на школьных автобусах, соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР №. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) О.А. Микитюк
Копия верна: судья- секретарь-