ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-489/20 от 05.10.2021 Лихославльского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2021 года гор. Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Волошкина О.А.,

при помощнике судьи Мамонтовой А.Б.,

при участии представителя истца – Администрации Лихославльского района Тверской области Ткачевой Е.Е.,

представителя ответчика АО «Газпром теплоэнерго» – Цветкова В.В.,

представителей ответчика ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» – Доброхваловой В.П., Сорокина С.Ю. и Ренкаса Д.Ю.,

представителей ответчика ООО «РАДИАН» – Белошицкого Б.П. и Яновой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле Тверской области гражданское дело № 2-8/2021 (69RS0018-01-2020-000605-34) по исковому заявлению Администрации Лихославльского района Тверской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия АО «Газпром теплоэнерго» по невыполнению правомочий собственника и о возложении обязанности довести температуру теплоснабжения, горячего водоснабжения до установленных законодательством значений в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника»; о возложении на ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обязанности обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника»; о возложении на МУП «Кава» обязанности произвести работы по замене трубопровода.

УСТАНОВИЛ:

В Лихославльский районный суд поступил иск Администрации Лихославльского района Тверской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия АО «Газпром теплоэнерго» по невыполнению правомочий собственника и о возложении обязанности довести температуру теплоснабжения, горячего водоснабжения до установленных законодательством значений в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника»; о возложении на ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обязанности обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника»; о возложении на МУП «Кава» обязанности произвести работы по замене трубопровода.

В обоснование заявленных требований указано, что Администрация Лихославльского района осуществляет полномочия по организации теплоснабжения на территории городского поселения – гор. Лихославль в рамках переданных городским поселением полномочий в соответствии c Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Теплоснабжение и горячее водоснабжение микрорайона улицы Школьной города Лихославля (далее – микрорайон) обеспечивается посредством объектов теплоснабжения, принадлежащим ответчикам. Данные объекты обеспечивают теплоснабжением и горячим водоснабжением, в том числе, 53 многоквартирных дома (из которых 44 многоквартирных дома в управлении управляющей организации ООО «ЖКХ-Сервис»), в которых проживает около 8 773 потребителей, 14 учреждений социальной сферы, 10 предприятий торговли и других потребителей.

B течение отопительных периодов 2018-2019 гг., 2019-2020 гг. имело место быть значительное нарушение теплообмена в адрес потребителей, параметры теплоносителя не соблюдались, в результате конечным потребителям услуги по отоплению оказывались c нарушением температурного режима. B указанный период функции единой теплоснабжающей организации выполнялись ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», владеющем на праве аренды котельной № 3 «Светотехника», ЦТП, инженерными сетями, неоднократные требования в его адрес об обеспечении надлежащего температурного режима в жилых домах микрорайона остались без конструктивного решения.

B целях подготовки к отопительному периоду 2020-2021 гг. органом местного самоуправления перед теплоснабжающими организациями поставлена задача принять меры по обеспечению надлежащего горячего водоснабжения и теплоснабжения.

Непосредственно в адрес ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» истцом неоднократно указывалось на недостаточный объем теплоносителя, поступающего c принадлежащих ему объектов. Обоснованность сомнений истца в способности производить и поставлять необходимый объём теплоносителя c объектов, принадлежащих данному ответчику, до потребителя обусловлена следующим.

C 2009 года до 01.06.2016 года муниципальные объекты теплоснабжения, расположенные в микрорайоне, находились в аренде ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» (до переименования – ООО «Тверьэнергогаз»), владеющего котельной № 3 «Светотехника».

B данной зоне в 2013 году АО «Газпром теплоэнерго» построены сети теплоснабжения от тепловой камеры по ул. К. Маркса до тепловой камеры по ул. Школьная.

26.01.2015 года введён в эксплуатацию построенный им центральный тепловой пункт c сетями инженерно-технического обеспечения, и котельная № 1 по предложению ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» выведена из эксплуатации, в связи c чем изменилась схема теплоснабжения микрорайона.

Однако, как показали итоги отопительного периода в 2015 году, данные объекты не справились c функцией надлежащего теплоснабжения, температурный режим в жилых домах понизился, ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» отказалось от дальнейшей пролонгации договора аренды муниципальных объектов теплоснабжения по причине отсутствия финансирования и 01.06.2016 года возвратило в муниципальную собственность объекты теплоснабжения, не решив проблему работоспособности принадлежащих ему ЦТП, инженерных сетей от ЦТП.

Сведения o согласовании арендатором проведения работ на арендуемых объектах c АО «Газпром теплоэнерго» отсутствуют.

ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», вновь приступив c 2018 года к выполнению функций единой теплоснабжающей организации в микрорайоне, также допускало некачественное предоставление услуг.

ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» на праве аренды принадлежат котельная № 3 «Светотехника», Центральный тепловой пункт c сетями инженерно-технического обеспечения, сети теплоснабжения от тепловой камеры по ул. Карла Маркса до тепловой камеры по ул. Школьная, протяжённостью 1083 м. Собственником данных объектов является АО «Газпром теплоэнерго».

МУП «Кава» на праве хозяйственного ведения принадлежат остальные тепловые сети, расположенные в микрорайоне.

Администрацией Лихославльского района в целях подготовки к отопительному сезону и в соответствии c полномочиями органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения в адрес теплоснабжающих организаций были даны указания o приведении принадлежащих им объектов теплоснабжения в надлежащее работоспособное состояние, обеспечивающее нормативный температурных режим в жилых домах микрорайона.

ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», ссылаясь на рaзбaлансировку тепловых сетей, принадлежащих МУП «Кава», уклонился от принятия и реализации каких-либо конструктивных технических решений в отношении принадлежащих ему на праве аренды объектов теплоснабжения.

МУП «Кава» представило подготовленное ООО «ПромСтройСервис» заключение технологической экспертизы от 14.09.2020 года в отношении объектов теплоснабжения в подтверждение отсутствия рaзбaлансировки принадлежащих ему сетей. Согласно техническому заключению по выявленным расчётным данным на участках теплопровода (диаметром 219 мм) от ТК21 до ЦТП (Школьная) критично заужены диаметры трубопроводов, что приводит к большим потерям давления на данном участке в каждой трубе.

Количество тепловой энергии, доставляемой теплоносителем в час на нагревательный контур ЦТП (ул. Школьная), недостаточно для теплоснабжения жилых домов микрорайона по ул. Школьная (10 многоквартирных домов, образовательные учреждения, в том числе одно дошкольное).

Для устранения этого нарушения рекомендовано заменить трубопроводы T1 и T2 на данном участке на трубы диаметром 273 мм х 7,0.

Данный объект принадлежит на праве собственности АО «Газпром теплоэнерго», находится в аренде ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» на основании договора аренды от 12.12.2011 года.

Также рекомендовано для снижения теплопотерь на участке Школьная-9 – детский сад «Улыбка» заменить трубопровод T1 и T2 на трубы диаметром 76 мм. х 3,5.

Данные объекты принадлежат на праве хозяйственного ведения МУП «Кава».

Все вышеперечисленные объекты имеют одно функциональное назначение – горячее водоснабжение и отопление потребителей, имеют социальную природу и не могут использоваться собственниками, эксплуатирующими организациями по своему усмотрению, пренебрежительное отношение недопустимо, поскольку от надлежащей работоспособности как объектов, так и системы в целом зависит качество жизни населения.

Договором аренды имущества от 30.11.2015 года бремя осуществления капитального ремонта арендованного имущества ЦТП c сетями инженерно-технического обеспечения возложено на арендатора (п. 3.3.7 договора).

Поскольку гарантия бесперебойного и качественного горячего водоснабжения и теплоснабжения закреплена законом, a носителями данной гарантии в силу изложенного выше являются ответчики, то бездействия, приводящие к некачественному оказанию коммунальной услуги, нарушают права жителей.

Учитывая, что основная причина в некачественном теплоснабжении микрорайона, установленная экспертами, вызвана несоответствием инженерных сооружений, находящихся в собственности АО «Газпром теплоэнерго» и в аренде ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», техническим параметрам, в силу чего данные сооружения не способны обеспечивать поставку качественного теплоносителя.

Просят суд:

признать незаконным бездействие АО «Газпром теплоэнерго» по невыполнению правомочий собственника в отношении объектов теплоснабжения и не приведению их в функциональное состояние, позволяющее использовать имущество в соответствии c его целевым назначением, обеспечивающим предоставление жителям многоквартирных домов в районе улицы Школьная гор. Лихославль Тверской области услуги по отоплению надлежащего качества;

обязать АО «Газпром теплоэнерго» незамедлительно произвести работы по доведению температуры горячего водоснабжения, теплоснабжения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника» в районе улицы Школьная гор. Лихославль Тверской области до значений, определённых действующим законодательством, позволяющим предоставлять жителям многоквартирный домов горячую воду, теплоснабжение надлежащего качества, a именно: заменить трубопроводы T1 и T2 на участке ТК21 до ЦТП (Школьная) на трубы диаметром 273 х 7 мм.;

обязать ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника» в районе улицы Школьная гор. Лихославль Тверской области надлежащего качества постоянно (c ограничениями подачи тепловой энергии только в пределах действующих норм и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства).

обязать МУП «Кава» незамедлительно произвести работы по замене на участке Школьная-9 – детский сад «Улыбка» трубопроводы T1 и T2 на трубы диаметром 76 мм. х 3,5.

Представитель Администрации Лихославльского района Тверской области Ткачева Е.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что на спорном трубопроводе преобладают значительные потери теплоносителя, трубопровод критически заужен. Обязанность по надлежащему содержанию имущества возложена на собственника, которым является АО «Газпром теплоэнерго». ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обязано как теплоснабжающая организация независимо от своего статуса обеспечивать необходимый объём теплоносителя и температуру. МУП «Кава» имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, права собственника по распоряжению имуществом прекращены и переданы конкурсному управляющему. У ООО «РАДИАН» нет полномочий распределять тепловую нагрузку, оно должно устранять аварийные ситуации и содержать сети в надлежащем состоянии. Просили отказать в удовлетворении требований к ООО «РАДИАН» и Комитету по управлению имуществом Лихославльского района. Реконструкция находящегося в муниципальной собственности участка трубопровода была согласована с ООО «Тверьэнергогаз» (которое до прекращения деятельности осуществляло функции теплоснабжающей организации и в собственности которого находились тепловые сети).

Представитель ответчика АО «Газпром теплоэнерго» – Цветков В.В., представители ответчика ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» – Доброхвалова В.П., Сорокин С.Ю. и Ренкас Д.Ю. в судебном заседании подтвердили, что имеют место недостатки в теплоснабжении потребителей, которые требуют принятия мер, однако распределение теплоносителя зависит от того, сколько поступило в сеть находящихся в их ведении труб, указанные отклонения вызваны не их действиями; Единая теплоснабжающая организация обязана требовать надлежащего качества теплоносителя.

Представителями ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» в целях устранения проблем в системе теплоснабжения г. Лихославль от котельной №3 «Светотехника» предложено: провести режимную наладку системы теплоснабжения г. Лихославль от котельной №3 «Светотехника», которая охватывает основные звенья системы теплоснабжения: котельная, наружные тепловые сети, ЦТП и внутренние системы теплопотpебления абонентов, и состоит из следующих этапов: 1) обследование системы теплоснабжения; 2) разработка теплового режима системы теплоснабжения; 3) определение расходов тепловой энергии и воды в системе теплоснабжения; 4) разработка наладочных мероприятий; 5) выполнение разработанных мероприятий по регулировке и наладке тепловых сетей; 6) проведение регулировки системы теплоснабжения.

Представители ответчиков АО «Газпром теплоэнерго» и ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, взаимоподдержанных представителями АО «Газпром теплоэнерго» и ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», согласно которым все теплосети и объекты теплоснабжения в городе Лихославль по Договору аренды имущества от 01.04.2020 года переданы ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», на котором как на арендаторе в силу пункта 3.3.7 Договора лежит обязанность по проведению капитального ремонта переданного имущества.

Арендуемые ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» объекты теплоснабжения – котельная № 3 «Светотехника», тепловые сети, ЦТП – используются ответчиком в соответствии c их целевым назначением (производство и поставка тепловой энергии, теплоносителя). Ответчик осуществляет все необходимые действия для обеспечения надёжности системы теплоснабжения к отопительным периодам.

На отопительные периоды 2018-2019 гг., 2019-2020 гг. ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» имеет подписанные уполномоченными Администрацией Лихославльского района лицами паспорта готовности к отопительному периоду, которые, в том числе, подтверждают готовность к отопительному периоду наружных тепловых сетей.

Следовательно, исковые требования Администрации o признании незаконным бездействия ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» безосновны и противоречат нормам права и доказательствам, предусмотренным законодательством в качестве таковых в подтверждение готовности объектов теплоснабжения к отопительному периоду для поставки тепловой энергии, теплоносителя надлежащего качества.

Исковое требование обязать ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обеспечить поставку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения и отопления населения в зоне деятельности Котельной №3 «Светотехника» в районе улицы Школьная г. Лихославль Тверской области надлежащего качества постоянно не основано на нормах права также в силу нижеследующего.

ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» является арендатором котельной № 3 «Светотехника». Наличие договорных отношений c арендодателем зависит не только от воли ООО «Газпром теплоэнерго Тверь».

K тому же, данное требование ограничивает права ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» и АО «Газпром теплоэнерго» своими действиями и своей волей определять не только условия договора, но и необходимость его заключения.

Приводя аргументы o том, что уменьшение сечения трубы спорного трубопровода, принадлежащего АО «Газпром теплоэнерго» на праве собственности, от ТК 21 до ЦТП ул. Школьная, ул. Афанасьева, ведёт к созданию большего сопротивления в теплопроводе, Администрация умалчивает o том факте, что спорный трубопровод строился до осуществления Администрацией «капитального ремонта» муниципальных тепловых сетей на участках по пер. Комсомольский, по ул. Первомайская, по ул. Kарла Маркса. При этом, согласования предпроектной документации по капитальному ремонту c ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» как c владельцем источника тепловой энергии и спорного участка тепловой сети (от ТК 21 до ЦТП ул. Школьная) истцом не осуществлялось.

Доказательств получения разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию реконструируемых линейных объектов Администрацией не предоставлено.

На спорный участок тепловой сети ТК21-ЦТП ул. Школьная (ул. Афанасьева) имеется разрешительная документация, как на строительство этого объекта, так и на ввод его в эксплуатацию, что свидетельствует o соблюдении всех нормативных требований по данному объекту при его строительстве и эксплуатации тепловых нагрузок, которые установлены в договоре № 1-40/2020 и которые используются для определения присоединённой нагрузки потребителей.

Даже при отсутствии y МУП «Кава» статуса ЕТО указанное лицо обязано как организация, эксплуатирующая тепловые сети, соблюдать режим теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителя, поддерживать на границе эксплуатационной ответственности параметры теплоносителя в соответствии c договором теплоснабжения, a также задавать гидравлический и тепловой режимы, включая давление в подающем и обратном трубопроводах, температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха (п.2.1.,2.2 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утверждённой Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 года № 285).

Учитывая, что потребители имеют непосредственное присоединение к сетям МУП «Кава» и данное лицо эксплуатирует тепловые сети, на последнем лежит также обязанность осуществлять контроль за соблюдением потребителем заданных режимов потребления в силу п. 6.2.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115.

Соблюдение параметров теплоносителя на источнике тепловой энергии подтверждается актами замеров параметров теплоносителя на источнике, данными o суточных параметрах котельной.

Требования Администрации к ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» по параметрам качества заявлены за пределами границ эксплуатационной ответственности ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», поскольку статусом единой теплоснабжающей организации обладает МУП «Кава».

В силу положений статьи 23, части 8 статьи 23.13, Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «O Теплоснабжении» на арендатора не может быть возложена обязанность по модернизации систем теплоснабжения без внесения в схему теплоснабжения соответствующих изменений и утверждения инвестиционных программ.

Иные документы являются неотносимыми доказательствами в силу ст. 59 ГПК РФ и не могут быть приняты судом.

B отношении подтверждения факта поставки некачественной тепловой энергии Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 (далее – Правила № 808) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила № 354) предусмотрена определённая процедура фиксации факта предоставления ресурса ненадлежащего качества, предусматривающая проверку сведений по факту предоставления ресурса ненадлежащего качества и оформление двустороннего акта между потребителем и ресурсоснабжающей организацией.

Как следует из п. 24 Правил № 808 температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла c источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

Прилагаемые Администрацией к иску документы (письма, протоколы совещаний и др.) не отнесены законодательством в сфере теплоснабжения к доказательствам поставки некачественной тепловой энергии, теплоносителя, опровергаются решениями Арбитражного суда Тверской области, согласно которым споров между потребителями и ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» при взыскании долга за потреблённую тепловую энергию, теплоноситель в отопительные периоды 2018 – 2020 годов по качеству поставляемых ресурсов не имелось.

Истец, предоставляя доказательства o якобы допущенных ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» нарушениях параметров качества, не учитывает установленных нормативными актами в сфере теплоснабжения положений, предусматривающих порядок фиксации фактов по параметрам тепловой энергии, теплоносителя, отпускаемых c источника тепловой энергии, в том числе, п.п. 24, 129, 131 Правил № 808.

B соответствии c п. 24 Правил № 808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, предусматривают температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла c источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. B соответствии c п. 129 Правил № 808 на Администрации лежит обязанность проверить достоверность представленных потребителем документов, подтверждающих факты, изложенные в его обращении. K тому же, согласно п.131 Правил № 808 Администрация обязана совместно c теплоснабжающей и теплосетевой организацией определить причины нарушения параметров надёжности теплоснабжения, что не выполняется истцом и самостоятельно делается вывод лишь об одной причине – данное обстоятельство возникло по вине ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» из-за тепловой сети, арендуемой заявителем, длиной 1083 м.

При этом, Администрацией умалчивается тот факт, что магистральные и распределительные тепловые сети значительно большей протяжённости (2 001 м. по ул. Карла Маркса, 3 542 м. по ул.Школьная), имеющие непосредственное присоединение к котельной №3 и теплопотребляющим установкам потребителей, находятся в хозяйственном ведении МУП «Кава» с 03.05.2018 года.

Теплоноситель, который поступает в дальнейшем в тепловую сеть ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», поступает из сетей МУП «Кава» только в объёме 61 т/ч, при отпуске c источника 467 т/ч. Теплоноситель теряется в тепловых сетях МУП «Кава».

Ответчик информировал Администрацию o причине непоступления теплоносителя в необходимом объёме – о неправильном распределении теплоносителя МУП «Кава» как сетевой организацией, обязанной распределять теплоноситель в соответствии c тепловыми нагрузками потребителей и схемой теплоснабжения городского поселения – гор. Лихославль.

Однако данная информация игнорируется органом местного самоуправления и делается не соответствующий фактическим обстоятельствам дела вывод – тепловая сеть, арендуемая ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», заужена.

Зная o нарушении МУП «Кава» обязанностей по распределению теплоносителя в тепловой камере №21 и его направлении через резервную ветку на ЦТП по ул. Карла Маркса, Администрация продолжает утверждать, что теплоноситель не поступает в тепловую сеть ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» в связи c её зауженным диаметром.

B тепловую сеть заявителя не может поступить то, что не передаётся теплосетевой организацией — МУП «Кава». Именно указанный факт подтверждается актом от 23.11.2020 г. в ТК-21 и произведёнными экспертом замерами.

K тому же, подключение сетевой организацией ЦТП на ул. Карла Маркса по резервной ветке к ТК-21 ведёт к необоснованному отбору тепловой энергии подключённых к ЦТП на ул. Карла Маркса.

При этом резервная ветка подлежит использованию только в случаях возникновения нештатных ситуаций, например, в целях устранения аварии.

B соответствии c п. 6.2.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надёжность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе, что не осуществляется теплосетевой организацией – МУП «Кава».

Особенностью системы теплоснабжения является то, что ЦТП по ул. Kарла Маркса может быть подключено к наружным тепловым сетям из двух точек: из ТК-6 (магистраль по ул. Первомайская) или из ТК-21 (магистраль по ул. Kарла Маркса).

Администрация признает правомерным подключение ЦТП по ул. K. Маркса и присоединённых к нему потребителей без учёта распределённых тепловых нагрузок потребителей схемой теплоснабжения городского поселения гор. Лихославль к резервной ветке, отходящей от магистральной тепловой сети МУП «Кава» через ТК-21 (тепловая камера №21) в сторону ЦТП.

Обязанность МУП «Кава» как сетевой организации осуществлять надлежащее распределение тепловой энергии, теплоносителя в соответствии со схемой теплоснабжения имеется независимо от наличия y данного предприятия статуса ЕТО.

Требования Администрации к ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» по параметрам качества заявлены за пределами границ эксплуатационной ответственности ООО «Газпром теплоэнерго Тверь».

Статусом единой теплоснабжающей организации обладает МУП «Кава». Соответственно, ответственность перед потребителями по договорам теплоснабжения несёт указанное лицо. На ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» может быть возложена ответственность только в пределах границ эксплуатационной ответственности, определённых договором поставки между ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» и МУП «Кава».

Споры по качеству между юридическими лицами по договору поставки тепловой энергии в силу ст. 1 Закона o теплоснабжении и ст. 27 АПК РФ подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Роль теплоснабжающей организации осуществляло ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», в эксплуатационной ответственности которого находилась котельная № 3 «Светотехника» (далее — котельная).

B роли теплосетевой организации выступало МУП «Кава», которое имело статус единой теплоснабжающей организации и осуществляло эксплуатацию наружных тепловых сетей до конечных потребителей (Постановление администрации Лихославльского района от 31.01.2020 года № 27).

Держателем договоров c конечными потребителями тепловой энергии являлось МУП «Кава».

Экспертом АНО «МОНЭ» было установлено, что эксплуатация системы теплоснабжения ведётся не надлежащим образом, c нарушением требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ № 115 от 23.03.2003 г.

Основной причиной предоставления услуг некачественного теплоснабжения на нужды отопления и горячего водоснабжения является эксплуатация системы теплоснабжения c нарушениями требований ПТЭТЭ, a также общая рaзрегyлированность системы теплоснабжения.

Представители ответчика ООО «РАДИАН» – Белошицкий Б.П. и Янова Л.А. в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым между ООО «РАДИАН» и МУП «Кава» 30 июня 2021 года был заключен договор аренды объектов теплоснабжения, в соответствии с которым арендодателем (МУП «Кава») во временное владение и пользование были переданы объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для использования в целях предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжение, горячее водоснабжение). Бремя проведения текущих ремонтов имущества, а также проведение работ по капитальному ремонту возложено на арендатора (пункты 2.4, 5.1 Договора аренды).

В своих исковых требованиях Администрация Лихославльского района просит заменить трубы на участке Школьная 9 – детский сад «Улыбка»; в данном случае речь идёт именно о реконструкции тепловых сетей.

В связи с тем, что ООО «РАДИАН» по договору аренды не передавалось право на произведение реконструкции тепловых сетей, ООО «РАДИАН» является ненадлежащим ответчиком, так как не обладает соответствующими правами.

Сети теплоснабжения на участке от Школьной улицы 9 до детского сада «Улыбка» принадлежат на праве хозяйственного ведения МУП «Кава», которым была проведена экспертиза в целях установления некачественного оказания коммунальных услуг. Заключение ООО «ПромстройСервис» от 14.09.2020 года не содержит в выводах необходимость проведения работ по замене на участке «Школьная 9 - Детский сад Улыбка2» трубопроводов Т1 и Т2 на трубы диаметром 76мм х 3,5. Указание на необходимость замены указанного трубопровода носит рекомендательный характер. Улучшение качества поставляемого коммунального ресурса в виде тепловой энергии в целях оказания коммунальной услуги надлежащего качества потребителям напрямую зависит от исполнения ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» мер и технических решений исключительно на объектах теплоснабжения, находящихся в ведении ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», что также подтверждается в выводах экспертного заключения от 14.09.2020 года.

Оптимальным решением для улучшения гидравлического режима в сети трубопровода Т1 и Т2 является установка (врезка) запорно-регулирующей арматуры в сеть Т1 и Т2, позволяющей дополнительно регулировать гидравлический режим в тепловой сети.

С 01 октября 2021 года в соответствии с постановлением Администрации Лихославльского района Тверской области от 14 сентября 2021 года № 140 единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности котельной № 3 Светотехника признано ООО «Газпром Теплоэнерго Тверь».

Подпунктом 3 Статьи 23.7 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены требования к деятельности единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надёжности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определённые для неё в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.

Представители ответчиков – МУП «Кава», конкурсным управляющим которого назначен Дронов О.В., Комитета по управлению имуществом Лихославльского района, представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского поселения – город Лихославль Лихославльского района, ООО «ЖКХ-Сервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представители МУП «Кава» поддержали письменные пояснения, согласно которым полагали обоснованными требования к ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», при этом не соглашались с требованиями к МУП «Кава» o незамедлительном производстве работ по замене трубопровода T1 и T2 на трубы диаметром 76 мм. х3.5.

МУП «Кава» владеет тепловыми сетями на основании договора o закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 03.09.2018 г.

По инициативе МУП «Кава» проведена экспертиза в целях установления причин некачественного оказания коммунальных услуг (отопление, ГВС) в микрорайоне ул. Школьная г. Лихославль.

Экспертное заключение не содержит выводы о необходимости поведения работ по замене на участке Школьная 9 – детский сад «Улыбка» трубопровода T1 и T2 на трубы диаметром 76 мм х3.5.

Указание на необходимость замены указанного трубопровода носит рекомендательный характер и содержится в разделе «Гидравлический расчет участков магистралей теплопроводов».

Улучшение качества поставляемого коммунального ресурса в виде тепловой энергии в целях оказания коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, напрямую зависит от исполнения ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» мер и технических решений исключительно на объектах теплоснабжения, находящихся в ведении ООО «Газпром теплоэнерго Тверь».

Оптимальным решением является установка (врезка) запорно-регулирующей арматуры в сеть T1 и Т2, позволяющих дополнительно регулировать гидравлический режим в тепловой сети. Проведение указанных работ является длительным процессом, их возможно провести при условии полного отключения Абонентов на данной тепловой сети, в т.ч. и детского сада «Улыбка», что не допустимо в период отопительного сезона.

Комитет по управлению имуществом Лихославльского района в своём отзыве на исковое заявление указал, что хоть и является юридическим лицом, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в муниципальной собственности Лихославльского района, но не является распорядителем и получателем бюджетных средств.

Муниципальному унитарному предприятию Лихославльского района «Кава» объекты теплоснабжения переданы в хозяйственное ведение. Вступившим в силу решением Арбитражного суда Тверской области от 30.04.2021 МУП Лихославльского района «Кава» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим назначен Дpонов O.B.

На основании вышеизложенного Комитет по управлению имуществом Лихославльского района является ненадлежащим ответчиком.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу Закона Российской Федерации от 07.02.1997 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, приобретающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определённых законом целей.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктами 1 и 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединённую сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

В соответствии со ст. 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединённую сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация – организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии и соответствующая утверждённым Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям; передача тепловой энергии, теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, приём, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (статья 2).

Одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надёжности теплоснабжения в соответствии c требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (часть 1 статьи 3).

Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель (часть 4 статьи 13).

Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путём производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями (часть 5 статьи 13).

Передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключённого теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией, по которому теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приёма тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (части 1 и 2 статьи 17).

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учёт приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей (часть 5 статьи 20).

Единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надёжности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определённые для неё в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения (часть 3 статьи 23.7).

Единая теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и правилами организации теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Единая теплоснабжающая организация при исполнении обязательства по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, обеспечивает, в частности, соблюдение определённых сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в пределах разрешённых отклонений значений указанных параметров, установленных правилами организации теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 23.9).

Согласно пункту 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать надёжность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии c нормами. Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надёжное использование их по назначению, c учётом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (пункт 3.3.1. Правил).

B соответствии c пунктами 11.1, 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надёжности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий.

Согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утверждённой Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 года № 285, в основные обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети (ОЭТС) входят: содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии; соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителей, поддержание на границе эксплуатационной ответственности параметров теплоносителей в соответствии с договором теплоснабжения; обеспечение максимальной надёжности передачи и распределения тепловой энергии и теплоносителей (пункт 2.1).

ОЭТС задаёт гидравлический и тепловой режимы, включая давления в подающем и обратном трубопроводах, температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха; ожидаемые расходы сетевой воды по подающему и обратному трубопроводам, гидравлический режим насосных станций; разрабатывает гидравлические и тепловые режимы (пункт 2.2).

Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения (пункт 24).

Единая теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, установленных договором теплоснабжения, в пределах разрешённых отклонений значений указанных параметров 124(4).

Под несоблюдением единой теплоснабжающей организацией включённых в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, понимается зафиксированный в порядке, предусмотренном пунктами 124(10) – 124(12) настоящих Правил, факт отклонения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы разрешённых отклонений, установленные в соответствии с пунктом 124(4) настоящих Правил (далее – факт нарушения качества теплоснабжения). Факт нарушения качества теплоснабжения фиксируется по показаниям приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя. 124(8).

124(11). Акт проверки составляется единой теплоснабжающей организацией и потребителем не позднее суток, следующих за сутками, в которых зарегистрировано обращение потребителя.

Факт нарушения качества теплоснабжения считается прекращенным, если среднесуточные значения параметров качества теплоснабжения и (или) значения параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, не отклоняются за пределы разрешенных отклонений Акт проверки (акт прекращения факта нарушения качества теплоснабжения) подписывается лицами, участвующими в их составлении (124(12).

Техническое состояние тепловой сети потребителя, по которой осуществляется поставка (передача) тепловой энергии (мощности), считается надлежащим при соблюдении одновременно следующих условий: наличие у потребителя паспорта готовности к отопительному периоду, выданного на соответствующий отопительный период; наличие акта проведения испытаний трубопроводов на прочность и плотность, подтверждающего удовлетворительные результаты испытаний на участке тепловой сети потребителя между точкой поставки и точкой учёта 124(17).

При несоблюдении условий надлежащего технического состояния тепловых сетей, указанных в пункте 124(17) настоящих Правил, потребитель обязан привести тепловые сети в надлежащее техническое состояние. В целях исполнения такого обязательства потребитель вправе обратиться в единую теплоснабжающую организацию за получением перечня мероприятий, необходимых для приведения тепловой сети в надлежащее техническое состояние 124(19).

Единая теплоснабжающая организация предъявляет теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации регрессное требование на возмещение суммы снижения размера платы за тепловую энергию (мощность) потребителям в результате факта нарушения качества теплоснабжения у потребителей 124(23).

Регрессное требование предъявляется теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, действия (бездействия) которых стали причиной факта нарушения качества теплоснабжения у потребителей 124(24).

Причинно-следственная связь действия (бездействия) теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, ставшего причиной факта нарушения качества теплоснабжения у потребителей, подтверждается актом несоблюдения значений параметров качества поставляемой (передаваемой) тепловой энергии (мощности), теплоносителя и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, или актом расследования 124(25).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2).

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведённым в приложение № 1 (подпункт «в» пункта 3).

Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подаётся во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом (пункт 5).

Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121).

Согласно приложению № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 64 обязательным санитарно-эпидемиологическим требованием к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях в холодный период года является поддержание температуры в жилом помещении не менее 18°C, при этом оптимальной температурой воздуха в жилых помещениях является 20-22 °C.

В силу пунктов 6.2.1, 6.2.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надёжность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. Организация, эксплуатирующая тепловые сети, осуществляет контроль за соблюдением потребителем заданных режимов теплопотребления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, микрорайон улицы Школьной города Лихославля (далее – микрорайон) включает в себя учреждения социальной сферы, предприятия торговли, 53 многоквартирных дома, в которых проживает более 8 000 граждан.

Администрация Лихославльского района осуществляет полномочия по организации теплоснабжения на территории городского поселения – гор. Лихославль в рамках переданных городским поселением полномочий в соответствии c Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ на основании соглашения от 31.05.2017 года.

В собственности АО «Газпром теплоэнерго» находятся следующие объекты: котельная № 3 «Светотехника», Центральный тепловой пункт на ул. Афанасьева, тепловые сети от тепловой камеры по ул. Карла Маркса до тепловой камеры по ул. Школьная общей протяжённостью 1 083 м., – которые переданы в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» на основании Договора от 01.04.2020 года.

В муниципальной собственности находятся тепловые сети протяжённостью более 5 500 м., которые были переданы МУП Лихославльского района «Кава» (далее – МУП «Кава») на праве хозяйственного ведения на основании договора от 03.05.2018 года.

Указанное муниципальное имущество от МУП «Кава» передано ООО «РАДИАН» по договору аренды от 30.06.2021 года.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2021 года МУП «Кава» признано банкротом с введением конкурсного производства.

На основании постановления Администрации Лихославльского района Тверской области от 31.12.2019 года ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» утратило статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

Постановлением Администрации Лихославльского района Тверской области от 31.01.2020 года статус ЕТО присвоен МУП «Кава».

Постановлением Администрации Лихославльского района Тверской области от 07.07.2021 года МУП «Кава» утратило статус ЕТО; функции ЕТО временно возложены на ООО «РАДИАН» (с 19 августа 2021 года – постоянно).

Постановлением администрации Лихославльского района Тверской области от 14.09.2021 года ООО «РАДИАН» утратило статус ЕТО; функции ЕТО с 01.10.2021 года временно возложены на ООО «Газпром теплоэнерго Тверь».

Между ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» и ООО «РАДИАН» заключён договор от 03.09.2021 года о поставке тепловой энергии и теплоносителя в целях обеспечения в том числе граждан-потребителей.

Котельная № 3 «Светотехника» обеспечивает отпуск тепловой энергии в целях теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с договором поставки тепловой энергии от 16.02.2021 года на основании договора, заключённого между ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» и МУП «Кава».

Распределение теплоносителя по видам теплового потребления (отопление или нагрев для ГВС) осуществляется на центральных тепловых пунктах (ЦТП).

Постановлением нотариуса Лихославльского нотариального округа от 05.08.2020 года была назначена техническая экспертиза, которая поручена специалистам ООО «ПромСтройСервис».

Согласно заключению эксперта № 36-05/2021 от 31.05.2021 года котельная № 3 обеспечивает отпуск тепловой энергии в целях теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к параметрам предоставляемых коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, в соответствии с подключёнными тепловыми нагрузками согласно схеме теплоснабжения городского поселения – город Лихославль. Указано на ряд ошибок и неточностей в расчётах экспертов в заключении № 3-2020 (ТЭ). Диаметр трубопроводов тепловой сети, его пропускной способности на участке теплосети «ТК 21» до ЦТП ул. Школьная является достаточным для обеспечения потребителей, в том числе образовательных учреждений (МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа № 2», МДОУ «Детский сад «Улыбка»), находящихся по ул. Школьная и ул. Афанасьева в гор. Лихославле, теплоснабжением и горячим водоснабжением надлежащего качества и в соответствии с нормами теплового режима, с требованиями, предъявляемыми к параметрам предоставляемых коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, исходя из схемы теплоснабжения городского поселения – город Лихославль.

Качество теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей, находящихся на ул. Школьная и улице Афанасьева в гор. Лихославле улучшается в случае подключения ЦТП (гор. Лихославль, ул. Карла Маркса) к ТК 6 и отключении от ТК 21.

Фактическая возможность теплопотребляющих установок потребителей принимать тепловую энергию, теплоноситель надлежащего качества и в необходимом количестве, вырабатываемые котельной №3 «Светотехника» в гор. Лихославле Тверской области, с учётом требований к параметрам предоставляемых коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения является низкой.

Указано, что отсутствует какая-либо наладка подачи теплоэнергии потребителям, имеет место самовольное подключение насосов, что приводит к полной разбалансировке системы.

С большой долей вероятности, фактические сверхнормативные потери тепловой энергии, теплоносителя в магистральных, распределительных и придомовых тепловых сетях, обеспечивающих теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей, находящихся на улицах Школьная и Афанасьева в гор. Лихославле, отсутствуют.

Указано на невозможность проведения испытаний тепловых сетей на тепловые потери.

Экспертом отмечено наличие высокой температуры поступающего обратно теплоносителя, что свидетельствуют о неэффективном отборе тепловой энергии.

Результаты осмотра совместно с изучением представленных на исследование документов показали, что отсутствует какая-либо наладка подачи теплоэнергии потребителям, имеет место самовольное подключение дополнительных устройств (насосов), что приводит к полной разбалансировке работы всей системы теплоснабжения. В обследованных индивидуальных тепловых пунктах потребителей тепловой энергии не были обнаружены дросселирующие устройства (шайбы), хотя имеются места для их установки (фланцевые соединения), на части элеваторов отсутствуют пломбы, что не может гарантировать наличие сопла расчётного диаметра.

Поскольку отчёт о проведении испытаний тепловых сетей на тепловые потери предоставлен не был (что расценивается судом как уклонение сторон от представления доказательств), экспертом дан вероятный ответ, основанный на проведённых замерах (что как раз свидетельствует о его объективной достоверности), показавших, что на участке от ТК-21 до ЦТП (Школьная – Афанасьева) расходы теплоносителя как в прямом, так и в обратном направлениях близки; та же картина наблюдается и в значениях температур теплоносителя, что указывает на то, что на указанном участке теплопровода отсутствуют сверхнормативные потери тепловой энергии.

Основной причиной, по которой не обеспечивается теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов в зоне деятельности котельной №3 «Светотехника» в соответствии с режимом теплоснабжения, требованиями, предъявляемыми к параметрам предоставляемых коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, является разбалансировка всей системы теплоснабжения, включая внутренние теплопотребляющие установки многоквартирных жилых домов.

При этом эксплуатация системы теплоснабжения осуществляется с отступлениями от требований ПТЭ ТЭУ, влияющих на ведение стабильного гидравлического и теплового режимов, а именно: не предоставлен отчёт о проведении режимной наладки тепловой системы, режимные карты и расчётные режимы тепловых сетей.

Для устранения нарушений в обеспечении отоплением и горячим водоснабжением необходимо провести регулировку и балансировку системы теплоснабжения города Лихославля.

Согласно заключению эксперта № 3-2020 (ТЭ) от 14.09.2020 года количество и качество теплоносителя, а также температура в жилых помещениях не соответствует нормам законодательства, поскольку на участке ТК-21 до ЦТП (Школьная) критично заужены диаметры трубопроводов, что приводит к потере давления на данном участке. Указанный вывод сделан на основании удельных потерь давления, рекомендованной скорости теплоносителя, количество тепловой энергии недостаточно для теплоснабжения жилых домов.

На участке от Школьной-6 до Школьной-7 увеличен диаметр трубопроводов Т1 и Т2, что приводит к снижению скорости воды и увеличению теплопотерь, в связи с чем рекомендовано заменить трубопровод на участке Школьная-9 – Детский сад «Улыбка» на диаметр 76х3,5.

Для устранения нарушений рекомендовано заменить трубопроводы Т1 и Т2 на участке ТК-21 до ЦТП (Школьная).

Другое возможное решение проблемы – увеличение мощности насосов на котельной № 3 приведёт к разбалансировке всей системы теплоснабжения и необходимости установки шайбы у каждого дома для снижения давления.

Допрошенные в судебном заседании эксперт Аверьянов Е.В. и специалист Куликов П.С. подтвердили изложенные в заключении № 3-2020 (ТЭ) данные и выводы и пояснили, что экспертиза проводилась на основании представленной документации на систему теплоснабжения, без выезда на место и проведения замеров параметров, а выводы о замене труб как наиболее оптимального решения проблемы сделаны на основании расчётов.

Представители АО «Газпром теплоэнерго» и ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» указали, что заключение эксперта № 3-2020 (ТЭ) является недопустимым доказательством, так как оно выполнено в противоречие установленных законодательством требований (ст.ст. 4, 8 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Тепловые нагрузки на нужды горячего водоснабжения (далее — ГВС) для многоквартирных жилых домов завышены. Применять в расчётах норму площади жилого помещения не корректно, т.к. Решение Совета депутатов городского поселения Лихославль от 28 июня 2006 г. № 39 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения» определяет норму площади жилого помещения, которая даёт право гражданину встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При отсутствии проектных данных o количестве потребителей горячей воды при расчёте тепловой нагрузки на нужды ГВС корректнее использовать договорные тепловые нагрузки, т.к. по данным значениям определяется объём потреблённой тепловой энергии и горячей воды и происходят взаиморасчёты за теплоснабжение между поставщиком услуги и потребителем.

Постановление нотариуса о назначении экспертизы принято вне условий, предусмотренных ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации o нотариате.

Экспертиза была проведена за рамками периода, установленного нотариусом, следовательно такое экспертное исследование считается проведённым вне положений ст. 103 Основ законодательства Российской Федерации o нотариате, соответственно, не имеет силу по части 5 статьи 61 ГПК РФ как обстоятельства, не подлежащие доказыванию.

ООО «ПромСтройСервис» обязано было установить перед выяснением причин несоответствия качества и количества теплоносителя сам факт несоответствия, выяснить действительность указываемого обстоятельства, исследовать фактические параметры теплоносителя.

Из перечня исследуемых документов, указываемых в заключении технологической экспертизы № 3-2020, не следует, что практические данные по количеству и качеству теплоносителя экспертами изучались. Экспертиза проводилась по проектной документации, без выезда эксперта на объект. Сама температура воздуха, количество и качество теплоносителя не исследовалось, поскольку отопительный период ещё не начался.

Указываемые экспертом в гидравлическом расчёте участков магистральных теплопроводов диаметры участков ЦТП (распр. гребёнка) – ТК 19, ТК 19-ТК20, ЦТП по ветке по ул. Карла Маркса; (распр. гребёнка) - ТК2, ТК2-ТКЗ, ТКЗ-ТК4, ТК4-ТК5, ТК5-ТК6 по ветке по ул. Первомайская не соответствуют данным, имеющимся y ответчиков и ранее направленным в его адрес Администрацией. Неверно указываемые диаметры теплопровода ведут к неверности расчёта и выводов эксперта, сделанных в заключении технической экспертизы.

Используемые в расчётах эксперта данные не проверяемы, так как не имеют документального подтверждения, в том числе, по диаметрам тепловых сетей, участвующих в гидравлических расчётах участков магистральных теплопроводов.

Представители Администрации Лихославльского района в возражениях на экспертизу от 31.05.2021 года указали, что не согласны с проведёнными расчётами и выводами эксперта об отсутствии необходимости замены трубопроводов, а также с выводом, что необходимо только осуществить балансировку системы.

Вопреки возражениям сторон, суд принимает во внимание, что как досудебная, так и судебная экспертизы проведены с соблюдением всех требований Федерального закона №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемых как к профессиональным качествам экспертов, так и к самому процессу проведения экспертизы и оформлению результатов.

Эксперты дали мотивированные ответы на поставленные вопросы, с учётом объёма и методов проведённых исследований, о причинах нарушений в обеспечении отоплением и горячим водоснабжением, указав причины, по которым невозможно дать ответ на ряд поставленных вопросов.

В целом выводы экспертов последовательны, основаны на объективном и всестороннем исследовании всех представленных доказательств, согласуются с исследованными в суде доказательствами.

Суд учитывает выводы экспертов о причинах и способах устранения нарушений в той мере, в которой они согласуются с иными исследованными письменными доказательствами, пояснениями сторон.

Всеми экспертами сделан вывод о наличии нарушений в обеспечении отоплением и горячим водоснабжением потребителей, проживающих в микрорайоне улицы Школьная гор. Лихославля, что не оспаривается ответчиками.

При этом экспертами сделаны различные выводы относительно способов устранения выявленных нарушений, ряд которых носит рекомендательный характер.

Поскольку сторонами предусмотренным законом способом не опровергнуты выводы экспертов, возражения подготовлены лицами, не обладающими специальными познаниями в данной сфере, суд не находит оснований для признания экспертиз недопустимыми доказательствами.

Постановление нотариуса о назначении экспертизы вынесено в соответствии статьями 102-103 Основ законодательства Российской Федерации o нотариате.

Проведение экспертизы за рамками установленного нотариусом периода не является основанием для её исключения из числа доказательств.

Экспертными заключениями установлено и не оспаривается сторонами, что в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника» не обеспечивается теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов в соответствии с режимом теплоснабжения, требованиями, предъявляемыми к параметрам предоставляемых коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

Указанные нарушения выявлены в зоне ответственности ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», которое является на момент разрешения спора арендатором системы теплоснабжения, а также выполняет функцию Единой теплоснабжающей организации.

В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

Судом неоднократно обращалось внимание сторон, что предметом разбирательства является проверка соблюдения прав и законных интересов неопределённого круга лиц – граждан-потребителей по обеспечению теплоснабжения и горячего водоснабжения надлежащего качества, при этом принимается во внимание сложившееся положение в данной сфере.

Поскольку требования заявлены в защиту прав жителей многоквартирных домов в районе улицы Школьная гор. Лихославль Тверской области, суд рассматривает исполнение обязанностей ответчиков по поставке теплоносителя надлежащего качества до точек поставки в многоквартирные дома.

При этом суд не вторгается в оценку правоотношений, и как следствие, пояснений сторон, оценка которых не относится к заявленным требованиям, а связана исключительно с деятельностью и взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и ответственностью управляющих компаний и ТСЖ, выступающих от лица граждан-потребителей и несущих ответственность за состояние внутридомовых сетей в границах балансовой принадлежности многоквартирных домов.

Таким образом, суд рассматривает дело по заявленным требованиям и с учётом представленных сторонами доказательств.

Суд учитывает, что в 2021 году Администрацией Лихославльского района также подписан акт проверки готовности от 16.09.2021 года и паспорт готовности к отопительному периоду 2021 – 2022 годов в отношении в том числе тепловых сетей и ЦТП, а также не представлено доказательств неготовности к отопительному сезону 2021 – 2022 годов.

Согласно постановлению Администрации Лихославльского района от 10.09.2021 года № 139 с 13 сентября 2021 года начата подача тепла на объекты соцкультбыта, а с 17 сентября 2021 года – в жилые дома.

Суд соглашается с возражениями ответчиков, что допустимых доказательств несоблюдения параметров теплоносителя на источнике тепловой энергии – котельной № 3 «Светотехника», полученных в соответствии с требованиями пунктов 124(10) – 124(12) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, истцом не представлено.

Таким образом, требование о признании незаконным бездействия АО «Газпром теплоэнерго» по невыполнению правомочий собственника в отношении объектов теплоснабжения и не приведению их в функциональное состояние, позволяющее использовать имущество в соответствии c его целевым назначением, обеспечивающим предоставление жителям многоквартирных домов услуги по отоплению надлежащего качества не подлежит удовлетворению, поскольку, с одной стороны, истцом не представлено ни одного доказательства в подтверждение данного факта, в том числе доказательства несоответствия введённых в эксплуатацию и зарегистрированных в ЕГРН объектов техническим требованиям и проектной документации, а с другой, в требовании не конкретизированы объекты теплоснабжения, в отношении которых не исполняются правомочия собственника.

Напротив, АО «Газпром теплоэнерго», реализуя правомочия собственника, передал находящееся в гор. Лихославле и принадлежащее ему имущество в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Тверь»; экспертными исследованиями доказательств невозможности использовать имуществом в соответствии с целевым назначением также не установлено.

Требование о возложении на АО «Газпром теплоэнерго» обязанности произвести работы по доведению температуры горячего водоснабжения, теплоснабжения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника» до определённых действующим законодательством значений путём замены трубопроводов T1 и T2 на участке ТК21 до ЦТП (Школьная) на трубы диаметром 273 х 7 мм. также не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств несоответствия температуры теплоносителя с указанной котельной установленным параметрам не представлено, а напротив, опровергнуто заключением эксперта от 31.05.2021 года.

Требование о возложении на МУП «Кава» обязанности произвести работы по замене на участке Школьная-9 – детский сад «Улыбка» трубопровода T1 и T2 на трубы диаметром 76 мм. х 3,5 не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств устранения нарушения именно путём замены труб не представлено.

Доказательств невозможности применить предлагаемые ответчиками и экспертами альтернативные варианты наладки системы теплоснабжения не представлено.

Более того, требования истца в части конкретизации способа устранения нарушений – путём замены труб – суд находит не обоснованными, поскольку не представлено доказательств, что именно замена трубопроводов является единственным и безальтернативным способом устранения выявленных нарушений. Напротив, из заключения судебной экспертизы следует, что нарушения допускаются не только ответчиками, но и потребителями.

Приведённые положения законодательства возлагают именно на Единую теплоснабжающую организацию обязанность обеспечить соблюдение значений параметров качества теплоснабжения, а на теплоснабжающие и теплосетевые организации возлагают обязанность по организации наладки принадлежащих им тепловых сетей, по обеспечению качества теплоносителей и надёжному теплоснабжению потребителей.

В то же время, суд не может, исходя из существа спорных правоотношений, выйти за пределы сформулированных истцом требований, в связи с чем приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований к АО «Газпром теплоэнерго», МУП Лихославльского района «Кава», ООО «РАДИАН» и к Комитету по управлению имуществом Лихославльского района.

Поскольку вывод досудебной экспертизы в части осуществления замены трубопроводов носит рекомендательный характер, а в части других способов указывается на последствия в виде разбалансировки системы, в то время как выводы судебной экспертизы указывают на необходимость проведения регулировки и балансировки системы теплоснабжения города Лихославль, сделаны на основании проведения непосредственного и комплексного обследования системы теплоснабжения, с выявлением нарушений эксплуатации системы теплоснабжения с отступлениями от требований ПТЭ ТЭУ, в том числе в многоквартирных жилых домах, – суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» – как на арендатора котельной и тепловых сетей и как на единую теплоснабжающую организацию – обязанности обеспечить соблюдение параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в целях обеспечения оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населения, тем самым удовлетворив заявленное к ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» требование в данной части.

Первоначальные возражения ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» о том, что общество не обладает статусом ЕТО, не имеют значения, поскольку ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» присвоен статус ЕТО, кроме того, Общество является арендатором котельной, тепловых сетей и других частей единой системы теплоснабжения, то есть исполняет в том числе функции теплосетевой организации, а следовательно, несёт ответственность за состояние системы теплоснабжения.

Остальные возражения ответчиков, в том числе относительно действий (бездействия) Администрации в отношении объектов теплоснабжения, относительно законности реконструкции муниципального трубопровода, относительно нарушений со стороны МУП «Кава» по распределению теплоносителя, относительно нарушений, допускаемых рядом потребителей тепловой энергии, не могут являться предметом оценки в рамках настоящего дела, не влияют на разрешение заявленных требований и не служат основанием для освобождения от ответственности за обеспечение качественного снабжения потребителей, поскольку законом установлена соответствующая обязанность Единой теплоснабжающей организации, а также предусмотрены механизм взаимодействия и применения мер воздействия к лицам, в том числе к МУП «Кава» и ООО «РАДИАН», в связи с действиями (бездействием) которых Единая теплоснабжающая организация не может обеспечить соблюдение значений параметров качества теплоснабжения.

Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле как каждого жителя микрорайона улицы Школьная в городе Лихославле, проживающего в зоне обслуживания указанных в иске трубопроводов, так и лиц, временно пребывающих на территории города, а также пользующихся объектами социальной инфраструктуры и образовательных учреждений, – Администрация Лихославльского района правомочна в силу статьи 46 ГПК РФ обратиться с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц – граждан-потребителей коммунальных услуг.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Администрации Лихославльского района Тверской области удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» обязанность обеспечить постоянное соблюдение параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в целях обеспечения оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника» в районе улицы Школьная г. Лихославль Тверской области, в пределах разрешённых отклонений значений указанных параметров, установленных правилами организации теплоснабжения.

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия АО «Газпром теплоэнерго» по невыполнению правомочий собственника в отношении объектов теплоснабжения и не приведению их в функциональное состояние, позволяющее использовать имущество в соответствии c его целевым назначением, обеспечивающим предоставление жителям многоквартирных домов в районе улицы Школьная гор. Лихославль Тверской области услуги по отоплению надлежащего качества.

Отказать в удовлетворении требования о возложении на АО «Газпром теплоэнерго» обязанности незамедлительно произвести работы по доведению температуры горячего водоснабжения, теплоснабжения в зоне деятельности котельной № 3 «Светотехника» в районе улицы Школьная гор. Лихославль Тверской области до значений, определённых действующим законодательством, позволяющим предоставлять жителям многоквартирный домов горячую воду, теплоснабжение надлежащего качества, a именно: заменить трубопроводы T1 и T2 на участке ТК21 до ЦТП (Школьная) на трубы диаметром 273 х 7 мм.

Отказать в удовлетворении требования о возложении на муниципальное унитарное предприятие «Кава», конкурсным управляющим которого назначен Дронов Олег Владимирович, обязанности незамедлительно произвести работы по замене на участке Школьная, дом 9, – детский сад «Улыбка» трубопровода T1 и T2 на трубы диаметром 76 мм. х 3,5.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации Лихославльского района Тверской области, в том числе в удовлетворении требований к АО «Газпром теплоэнерго», МУП «Кава», ООО «Радиан», Комитету по управлению имуществом Лихославльского района, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий судья О.А. Волошкин

1версия для печатиДело № 2-8/2021 (2-489/2020;) ~ М-438/2020 (Решение)