ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-489/2014 от 19.03.2014 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Оренбург                                 19 марта 2014 года

 Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

 председательствующего судьи Манушиной М.Е.

 при секретаре Батуриной В.Г.

 с участием представителя истца ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства <данные изъяты> к ООО о возмещении вреда, причиненного в результате самовольного пользования недрами,

 установил:

 Министерство <данные изъяты> (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с иском к ООО <данные изъяты> о возмещении вреда, указав, что постановлением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик привлечен к административной ответственности за безлицензионную добычу песчано-гравийной смеси в районе <адрес> Указанное постановление Министерства оставлено без изменения решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-14781/2012 от 15.04.2013 и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по тому же делу.

 На основании заключенных Министерством договора от ДД.ММ.ГГГГ и государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств областного бюджета был определен объем незаконно добытого обществом общераспространенного полезного ископаемого и произведен расчет размера вреда, причиненного государству в результате безлицензионной добычи. Сумма причиненного ущерба составила <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей – сумма вреда, причиненного реке Урал, подлежащая перечислению в бюджет МО <данные изъяты> <данные изъяты> рубля – сумма упущенной выгоды в размере налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая перечислению в бюджет Оренбургской области; <данные изъяты> рублей – сумма реального ущерба, выраженного в стоимости добытого полезного ископаемого, подлежащая перечислению в бюджет МО <данные изъяты> <данные изъяты> рублей – сумма убытков в размере затрат на проведение маркшейдерских замеров по договору и государственному контракту, подлежащая перечислению в бюджет Оренбургской области.

 Истец просит суд взыскать с ООО <данные изъяты> сумму убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами, на общую сумма <данные изъяты> рублей, из них: <данные изъяты> рублей – сумма вреда, причиненного реке Урал, подлежащая перечислению в бюджет МО <данные изъяты> <данные изъяты> рубля – сумма упущенной выгоды в размере налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая перечислению в бюджет Оренбургской области; <данные изъяты> рублей – сумма реального ущерба, выраженного в стоимости добытого полезного ископаемого, подлежащая перечислению в бюджет МО <данные изъяты> <данные изъяты> рублей - сумму убытков в размере затрат на проведение маркшейдерских замеров по договору и государственному контракту, подлежащая перечислению в бюджет Оренбургской области.

 В судебном заседании представитель Министерства, действующая на основании доверенности № 12-17/3808 от 04.04.2013, ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила суду, что объем песчано-гравийной смеси, добытой ООО <данные изъяты> без лицензии и с нарушением действующего законодательства, определен материалами тахеометрической съемки, маркшейдерских и картографических работ, выполненных на основании заключенных Министерством государственного контракта и договора. При этом объем добычи, определенный по договору, определяется путем суммирования объемов, определенных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом 1616 куб.м., добытых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ участок находился в пользовании и владении другого лица. При этом, весь определенный материалами маркшейдерских работ объем песчано-гравийной смеси добывался ООО <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ. В зимнее время добыча ПГС не производится. Государственный контракт на проведение маркшейдерских работ заключен в ДД.ММ.ГГГГ по причине недостаточного бюджетного финансирования в ДД.ММ.ГГГГ. При этом весной специалисты не могли выйти на место для проведения маркшейдерских работ в связи с половодьем. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определен объем ПГС, добытый ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в заявлении просил суд рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, считает исковые требования законными и обоснованными.

 Ответчик ООО <данные изъяты> извещался судом по последнему известному месту нахождения.

 Согласно ст.54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

 Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью «Форпост» является действующим юридическим лицом, его адресом (местом нахождения) является <адрес>. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

 В соответствии со ст.51 Гражданского кодекса РФ, лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

 Согласно ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

 Исходя из изложенного и руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.

 Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

 Как следует из ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации).

 Исходя из положений ст.36 Конституции РФ, осуществление владения, пользования и распоряжения природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

 В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

     На основании ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

 На основании ст.6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

     Министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим, в том числе, организацию охраны окружающей среды и природных ресурсов, государственного надзора в области охраны и использования водных объектов (Положение <данные изъяты>

 На основании ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

     В соответствии с п.21 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России № 87 от 13.04.2009 (далее по тексту – Методика), исчисление размера вреда, причиненного водному объекту при его использовании для добычи полезных ископаемых (строительных материалов) с нарушением условий водопользования или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, производится по формуле N 9: Удс = Кв x Кин x Hпг, где: Удс - размер вреда, причиненного водным объектам при добыче полезных ископаемых (строительных материалов), тыс. руб.; Кв, Кин - коэффициенты, значения которых определяются в соответствии с п. 11 настоящей Методики; Hпг - такса для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам при добыче полезных ископаемых (строительных материалов) в зависимости от массы их добычи, принимается в соответствии с таблицей 13 приложения 1 к настоящей Методике, тыс. руб.

 Согласно п. 11 Методики, Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к настоящей Методике; Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 настоящей Методики.

 Коэффициент индексации Кин, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, принимается на уровне накопленного к периоду исчисления размера вреда индекса-дефлятора по отношению к 2007 году, который определяется как произведение соответствующих индексов-дефляторов по годам по строке "инвестиций (капитальных вложений) за счет всех источников финансирования" (п.11.1 Методики).

 Согласно таблице 2 приложения 1 к Методике, при учете экологических факторов р.Урал применяется коэффициент 1,60.

 В соответствии с таблицей 13 приложения 1 к Методике при Мпг > 5000 т величину Hпг следует определять по формуле: H = 4,2 (тыс. руб./т) x М (т).

 В соответствии со ст.9 Закона РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

 Согласно ст.11 названного Закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

 Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ст.49 Закона РФ «О недрах»).

 В соответствии со ст.51 Закона РФ «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Согласно распоряжению Правительства РФ от 22.1998 № 1214-р, МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

     На основании ч.2 ст.342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 5,5 процента при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии.

 В соответствии с ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

 Судом установлено, что Постановлением Министерства <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении наказания за административное правонарушение», ООО <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения в сфере недропользования по ст.11 Закона РФ «О недрах» (осуществление деятельности без лицензии) и ст.12 Закона Оренбургской области от 09.03.2005 «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области», п.1.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3341-1.

 Указанное постановление Министерства решением Арбитражного суда Оренбургской области, вступившим в законную силу, отменено только в части размера назначенного административного штрафа. В остальной части, в том числе, в части виновности ООО «Форпост» постановление оставлено без изменения.

 Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 12.12.2012 по гражданскому делу по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО признано незаконным бездействие ООО <данные изъяты> по непринятию мер, обеспечивающих безопасность реки Урал, как водного объекта и как среды обитания водных биологических ресурсов и по невыполнению требований лесного законодательства при использовании отмеченного участка лесного фонда (лесного участка), а также признаны незаконными действия по добыче вдоль береговой линии реки Урал и непосредственно на данном водном объекте общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси). ООО <данные изъяты> запрещено осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых (ПГС) до устранения всех отмеченных нарушений действующего законодательства и получения соответствующей разрешительной документации, в том числе, лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых (ПГС).

 В соответствии с Материалами тахеометрической съемки, маркшейдерских и картографических работ, составленными <данные изъяты> по договору № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение тахеометрической съемки, маркшейдерских и картографических работ, заключенному с Министерством: объем добычи песчано-гравийной смеси (водная гладь) на участке недр, расположенном в 5,7 км к югу от <адрес>, на правом берегу р.Урал. 32 квартал, выделы 7 и 8, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1598,6 куб.м.; объем добычи песчано-гравийной смеси (сухая добыча) на участке недр, расположенном в 5,7 км к югу от <адрес>, на правом берегу р.Урал. 32 квартал, выделы 7 и 8, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 14 054,8 куб.м., объем добычи песчано-гравийной смеси (сухая добыча) на участке недр, расположенном в 5,7 км к югу от <адрес>, на правом берегу р.Урал. 32 квартал, выделы 7 и 8, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1616 куб.м. Таким образом, общий объем добычи ООО <данные изъяты> песчано-гравийной смеси составляет 14 037,4 (1598,6+14 054,8-1616) куб.м.

 Из Материалов тахеометрической съемки, маркшейдерских и картографических работ, составленных <данные изъяты> по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение тахеометрической съемки, маркшейдерских и картографических работ, заключенному с Министерством: объем добычи песчано-гравийной смеси (водная гладь) горных разработок, части акватории р.Урал, примыкающей к лесному участку, расположенному в 5,7 км к югу от <адрес>, на правом берегу р.Урал, 32 квартал, <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 318 куб.м; объем добычи добычи песчано-гравийной смеси (сухая добыча) горных разработок, части акватории р.Урал, примыкающей к лесному участку, расположенному в 5,7 км к югу от <адрес>, на правом берегу р.Урал, 32 квартал, <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., составляет 6508,6 куб.м.

 Согласно Расчету размера вреда, причиненного реке Урал (правый берег реки, примыкающий к 32 кварталу <данные изъяты>), размер вреда составляет <данные изъяты>

 В соответствии с Расчетом вреда, причиненнго в результате работ по безлицензионной добыче общераспространенных полезных ископаемых, произведенной на участке недр, расположенной примерно в 5700 метрах по направлению на юг от <адрес>, на правом берегу реки Урал, <адрес>, размер вреда составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> Реальный ущерб выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого составляет <данные изъяты>

 В соответствии с условиями государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ составляет <данные изъяты> рублей. Факт оплаты Министерством государственного контракта подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ за выполняемые работы Министерство уплачивает исполнителю <данные изъяты> рублей. Факт оплаты по договору подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, убытки в размере затрат Оренбургской области (в лице Министерства) на проведение маркшейдерских замеров по договору и государственному контракту составляют <данные изъяты> рублей.

 Исходя из вышеуказанных положений законодательства и установленных обстоятельств, суд соглашается с представленным истцом Расчетом размера вреда (убытка), причиненного государству ООО <данные изъяты> в результате работ по безлицензионной добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, расположенном примерно в 5700 метрах по направлению на юг от <адрес>, на правом берегу реки Урал, <адрес>.

 В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 решил:

 Исковые требования Министерства <данные изъяты> к ООО о возмещении вреда, причиненного в результате самовольного пользования недрами удовлетворить

 Взыскать с ООО в доход бюджета муниципального образования <данные изъяты>

 <данные изъяты> – сумма убытков, причиненных реке Урал;

 <данные изъяты> – сумма реального ущерба, выраженного в стоимости добытого полезного ископаемого;

 Взыскать с общества с ООО сумму упущенной выгоды в размере налога на добычу полезных ископаемых в размере <данные изъяты>

 Взыскать с ООО <данные изъяты> рублей - сумму убытков в размере затрат на проведение маркшейдерских замеров по договору и государственному контракту, подлежащую перечислению в бюджет Оренбургской области <данные изъяты>.

 Взыскать с ООО в доход государства сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

     Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме составлено 20 марта 2014 года.

 Судья                              М.Е.Манушина