дело № 2-489/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2017 года п.Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Качковской Е.Е.,
при секретаре Анохиной В.А.,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергия» о возмещении причиненного ущерба, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, уточнил их и просит взыскать с ООО «Энергия» причинённый ущерб, исходя из рыночной стоимости груза, в размере 45400,00 руб., затраты на получение справки о рыночной стоимости имущества в размере 1500,00 руб., 1810,00 руб. за некачественно оказанную услугу по перевозке груза, компенсацию морального вреда в размере 10000,00 руб. Пояснил, что стоимость груза - спойлера, отправленного в его адрес грузоотправителем ФИО4 по экспедиторской расписке № 294-1584615, не объявлялась. Он сам лично груз не получал, о его повреждении узнал от ФИО7., который по его просьбе получил груз. По вопросу составления коммерческого акта он к ответчику не обращался, а последний не предложил ему его составить. Спойлер был оригинальный к автомобилю марки «Nissan Skyline», кузов BCNR 33. Впоследствии он пытался отремонтировать его, но это не представилось возможным. В настоящее время спойлер им утрачен, его стоимость составляет 45400,00 руб., что подтверждается справкой о рыночной стоимости имущества.
Представитель ответчика ООО «Энергия» в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. В представленных суду письменных возражениях с исковыми требованиями не согласился и просит в их удовлетворении ФИО1 отказать в полном объеме. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» если получатель не уведомил экспедитора в письменной форме о повреждении груза и не указал общий характер повреждений, считается, что он получил груз неповрежденным, если не доказано иное. В нарушение требований ст.38 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-Фз «Устава автомобильного транспорта.. ..», пп.79-86 Правил перевозок автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272, истцом не был приложен к претензнии Акт, подтверждающий повреждение груза. Экспедиторская расписка содержит указание на наименование груза «спойлер», указание на стоимость или конкретную марку, модель, или иные данные, позволяющие сделать вывод о стоимости груза, не содержит. В связи с чем нельзя сделать вывод о его стоимости, как о действительной, так и о среднерыночной. Определенная истцом стоимость груза основана на предположениях. В экспедиторской расписке не установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту уплаченное вознаграждение, в связи с чем данное требование истца необоснованно.
Свидетель ФИО5 показал суду, что истец попросил его 09.03.2017 года получить в транспортной компании ООО «Энергия» поступивший в его адрес груз – спойлер. За получение груза он расписывался от своего имени. При получении груза представитель транспортной компании обратил его внимание на то, что груз был поврежден. Была вскрыта упаковка груза – деревянная обрешетка и он увидел, что с одной стороны спойлер поврежден, он сфотографировал его и сообщил об этом ФИО1
Выслушав истца, огласив письменные возражения ответчика на иск, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правоотношения по организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов регулируются нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК Российской Федерации) и Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ).
Статьей 801 ГК РФ предусмотрено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (подпункт 4).
Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (пункт 6 ст.7 Закона).
Аналогичные положения предусмотрены статьей 796 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, вопросы возмещения ущерба при перевозке груза урегулированы нормами, являющимися специальными по отношению к нормам Закона «О защите прав потребителей», и поэтому подлежащими применению в данном деле.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 87-ФЗ в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Предметом доказывания по настоящему делу является факт передачи грузоперевозчику груза определенного рода (вида) и его стоимости, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04.02.2017 года ООО «Энергия» приняло от отправителя ФИО4 по экспедиторской расписке № 294-1584615 груз: спойлер, в обрешетке, количеством 1 место, весом 8,00 кг., стоимость груза, заявленная клиентом 100 руб. за кг, для направления в адрес получателя ФИО1 в г.Советская Гавань. Стоимость организации перевозки указанного груза составила 1100,00 руб., дополнительный сервис на сумму 700,00 руб., итого к оплате получателем: 1810,00 руб.
Из экспедиторской расписки № 294-1584615 также следует, что Клиент уведомлен о необходимости изготовления упаковки, соответствующей типовым требованиям экспедитора и подтверждает, что принимает все права и обязанности, определенные правилами оказания транспортно-экспедиционных услуг, расположенных на обороте расписки.
Таким образом, в соответствии с Правилами транспортной экспедиции ответственность за подготовку груза к перевозке в соответствии с требованиями, предъявляемыми Экспедитором в «Типовых требованиях к таре (упаковке) груза, передаваемого для перевозки» и возможные последствия несоблюдения таких требований, несет Клиент, в данном случае таковым является отправитель груза - ФИО4
Вышеуказанной экспедиторской распиской зафиксировано, что груз в обрешетке 1 место, имеет механические повреждения (трещина на спойлере).
Из искового заявления, пояснений истца и свидетеля ФИО5 в суде следует, что груз был доставлен ООО «Энергия» в г.Советская Гавань 09.03.2017 года и в этот же день выдан ФИО5, с согласия истца.
Ответчиком суду представлена экспедиторская расписка, свидетельствующая о получении груза ФИО1, что подтверждается его подписью.
Каких-либо отметок о повреждении груза и претензиях получателя при его получении, экспедиторская расписка не содержит.
Из пояснений истца и показаний свидетеля ФИО5 следует, что при получении груза было установлено, что левая ножка спойлера существенно повреждена, фактически сломана.
Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (ред. от 22.12.2016) регламентирован порядок составления актов и оформления претензий.
Подпунктом "в" пункта 79 Правил перевозок предусмотрено, что акт составляется в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза.
Согласно пункта 80 Правил перевозок акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
На основании подпукта «г» пункта 82 Правил перевозок в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза в акте должны содержаться их описание и фактический размер.
В случае, указанном в подпункте «г» пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (пункт 83 Правил перевозок).
В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что о необходимости составления акта повреждения груза сотрудники транспортной компании его не предупреждали, в связи с чем акт повреждения (порчи) груза ни в момент его обнаружения, ни в течение следующих суток, не составлялся.
Указанные доводы истца суд признает несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше положений Правил перевозок, препятствий для составления указанного акта у него не было и доказательств невозможности его составления истцом суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что истец, как грузополучатель, в случае повреждения груза, имел реальную возможность составить соответствующий акт и провести экспертизу для определения размера и причины его повреждения и возможности/невозможности его дальнейшего использования по назначению, что последним сделано не было, в связи с чем доводы истца о том, что полученный им по экспедиторской расписке спойлер не подлежал ремонту, суд признает голословными, не подтвержденными объективными доказательствами.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика полной стоимости имущества, которое с его слов было повреждено, являются необоснованными, так как доказательств повреждения груза и полной его утраты вследствие невозможности его дальнейшего использования, истец суду не представил.
Заявленные истцом требования о взыскании с ответчика причиненного ущерба в размере рыночной стоимости имущества, спойлера от автомобиля марки «Nissan Skyline», кузов BCNR, в сумме 45400,00 руб., истцом необоснованны и ничем не подтверждены.
Из экспедиторской расписки не представляется возможным определить род (вид) груза и его стоимость.
Представленные истцом фотографии также не несут никакой информации об этом, так как из них невозможно сделать вывод о месте и времени съемки груза и идентифицировать изображенный на них спойлер с грузом, указанным в экспедиторской расписке.
Представленную истцом справку о рыночной стоимости имущества от 03.07.2017 года № 015-17, из которой следует, что среднерыночная стоимость спойлера от автомобиля марки «Nissan Skyline», кузов BCNR, составляет 45400,00 руб., суд признает недопустимым и недостоверным доказательством, поскольку в ней не указано из каких достоверных данных и представленных Заказчиком документов, исходил оценщик, выполняя оценку, каким образом он определил род (вид) имущества (спойлера), принадлежность его к определенной марки автомобиля, каким образом произвел расчет рыночной стоимости объекта.
В судебное заседание истец поврежденное имущество не представил, пояснив суду, что спойлер им утрачен.
Тот факт, что 04.02.2017 года отправителем ФИО4 груз был передан к экспедированию без повреждений, не свидетельствует о невозможности его повреждения в результате его ненадлежащей упаковки Клиентом, в процессе перевозки.
Доказательств того, что груз (спойлер) к перевозке был предъявлен Клиентом - грузоотправителем ФИО4 в соответствии с Правилами транспортной экспедиции, предъявляемыми Экспедитором в «Типовых требованиях к таре (упаковке) груза, передаваемого для перевозки», в надлежащей упаковке, обеспечивающей его сохранность в процессе перевозки, истцом суду не представлено.
Таким образом, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о повреждении груза (спойлера) ООО «Энергия» и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства, по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит исковые требования истца, о взыскания с ответчика ООО «Энергия» причинённого ущерба в размере 45400,00 руб., необоснованными и не подлежащими удовлетворению, как и производные от них требования о возмещении расходов за некачественно оказанную услугу по перевозке груза, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергия» о возмещении причиненного ущерба, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Е.Е.Качковская
мотивированное решение
изготовлено 11.07.2017 года