РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2019 года г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Григоренко И.П.,
при секретаре Зубиной К.В.,
с участием помощника прокурора г. Усть-Кута Горбачевой О.А.,
ответчика ИП Тарасова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-48/19 по иску прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к ИП Тарасову Владимиру Владимировичу об обязании разработать план по обеспечению транспортной безопасности,
установил:
Прокурор г. Усть-Кута обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП Тарасову В.В. об обязании произвести оценку уязвимости транспортного средства, разработать план по обеспечению транспортной безопасности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Усть-Кута проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры.
В ходе проведения проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Тарасов В.В. на основании лицензии № АСС-38-004824 от 10.06.2016 г. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на территории г. Усть-Кута по маршрутам № 13 на транспортном средстве, принадлежащем ему на праве собственности - автобусе ГАЗ-322132, идентификационный номер №, регистрационный знак ВН29538.
В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» индивидуальный предприниматель Тарасов В.В. является субъектом транспортной безопасности.
В ходе проведения проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем произведено категорирование транспортного средства, на котором он осуществляет пассажирские перевозки, в подтверждение чего имеется уведомление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.07.2018 № 08-27/27593 о включении транспортного средства - автобуса ГАЗ-322132, идентификационный номер №, регистрационный знак ВН29538 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно информации, предоставленной ИП Тарасовым В.В., оценка уязвимости принадлежащего ему транспортного средства, на котором он осуществляет пассажирские перевозки, не проводилась, паспорт безопасности транспортного средства не разрабатывался.
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры обязанности о проведении оценки уязвимости транспортного средства не позволит в дальнейшем разработать план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Прокурор просит суд обязать индивидуального предпринимателя Тарасова В.В. произвести оценку уязвимости транспортного средства: автобуса ГАЗ-322132, идентификационный номер №, регистрационный знак ВН29538 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; разработать план по обеспечению транспортной безопасности в течение трех месяцев с момента проведения оценки уязвимости транспортного средства.
Определением суда от 09.01.2019г. прекращено производство по делу в части искового требования об обязывании ИП Тарасова В.В. произвести оценку уязвимости транспортного средства – автобуса ГАЗ-322132, идентификационный номер №, регистрационный знак ВН29538 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Горбачева О.А. поддержала свои требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Тарасов В.В. в судебном заседании исковые требования признал.
Заслушав позицию прокурора, ответчика, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов деятельности в данной сфере.
В соответствии с пп. «а» п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В соответствии с п. 6 ч. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р входит оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности», порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок проведения оценки уязвимости установлен Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Согласно п. 2 Приказа Минтранса № 87, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности», оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности», на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Судом установлено, что Тарасову В.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство - автобус ГАЗ-322132, идентификационный номер №, регистрационный знак ВН29538 FST613, что подтверждается свидетельствами о регистрации ТС, ПТС.
Тарасов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14 апреля 2011 года.
Установлено, что ИП Тарасов В.В. на основании лицензии № АСС-38-004824 от 10.06.2016г. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Согласно Уведомлению зам.начальника Управления транспортной безопасности № 08-27/27593 от 19.07.2018, приказом Федерального дорожного агентства от 16.07.2018 № 2093 «О присвоении категорий транспортным средствам» транспортному средству ИП Тарасова В.В., г. Усть-Кут, присвоена категория и оно включено в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
21 ноября 2018 года между ООО «ОТБ-эксперт» (исполнитель) и ИП Тарасовым В.В. (заказчик) заключен договор на выполнение работ по проведению оценки уязвимости транспортных средств № 170-ОУ, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить работы по проведению оценки уязвимости транспортных средств согласно Перечню транспортных средств (Приложение № 1 к настоящему договору), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. В Приложении № 1 к договору значится транспортное средство – автобус ГАЗ-322132, идентификационный номер №.
Из объяснений ИП Тарасова В.В., данных в ходе судебного заседания, следует, что оценка уязвимости принадлежащего ему транспортного средства, на котором он осуществляет пассажирские перевозки, проводится в настоящее время, заключен договор. Паспорт безопасности транспортного средства будет разработан только после проведения работ по оценке уязвимости ТС.
Таким образом, судом установлено, что ИП Тарасовым В.В. оценка уязвимости принадлежащего ему транспортного средства, на котором он осуществляет пассажирские перевозки, находится в стадии проведения, паспорт безопасности транспортного средства не разрабатывался.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Непринятие субъектом транспортной инфраструктуры мер к обеспечению транспортной безопасности на источниках повышенной опасности ведет к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, в том числе от террористических актов, нарушается право пассажиров на обеспечение безопасности жизни и здоровья при осуществлении перевозок.
Учитывая данные обстоятельства, иск подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 209 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Тарасова Владимира Владимировича (ОГРНИП №, ИНН №) разработать план по обеспечению транспортной безопасности в течение трех месяцев с момента проведения оценки уязвимости транспортного средства - автобуса ГАЗ-322132, идентификационный номер №, регистрационный знак ВН29538.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 13 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.П.Григоренко