ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-48/20 от 30.07.2020 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-48/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Мирный 30 июля 2020 года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Охотиной М.М.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.А.,

с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный Архангельской области гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по ВКС) в лице филиала № 1 о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении оклада в соответствии с занимаемой должностью, перерасчете заработной платы и единовременного денежного вознаграждения, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском с учетом уточненных требований к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по ВКС) в лице филиала № 1 о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении оклада в соответствии с занимаемой должностью, перерасчете заработной платы и единовременного денежного вознаграждения, компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что работает с 11 октября 2017 года в должности оператора теплового пункта в/г №3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный), его оклад по занимаемой должности составляет 6 090 рублей. Из его расчетных листков следует, что ответчиком при учете отработанного времени и установлении оклада по занимаемой должности не учитывается фактическое время занятости работника, работающего в соответствии с трудовым договором на суммированном учете, к которым относится истец. Поскольку истец находится на сменном дежурстве, не покидает свое рабочее место, из каждой его смены вычитается 2-2,5 часа, отведенное на прием пищи и отдых, в связи с чем занижается время, отработанное в дневное и ночное время, соответственно работнику не доплачивается положенная заработная плата за 2017, 2018 и 2019 годы. Просит обязать ответчика учесть фактическое рабочее время в течении суточной смены продолжительностью 24 часа, отработанное истцом в 2017, 2018 и 2019 годах. Полагает, что ему не верно установлен оклад по занимаемой должности, который в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" должен составлять 6840 рублей, поскольку он осуществляет трудовую функцию на котле ДЕ 10-14 ГМ-О, производительная мощность котельной составляет 26 Гкал/ч., в связи с чем просит произвести перерасчет заработной платы выплаченной ему в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах с учетом ст. 236 ТК РФ. Просит также произвести перерасчет единовременного денежного вознаграждения, выплаченного по итогам 2017, 2018 и 2019 годов, с учетом районного коэффициента и северной надбавки. Компенсацию, причиненного ему морального вреда, оценивает в 100 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, поддержали уточненные требования в полном объеме, указав, что истец работает в должности оператора теплового пункта в/г №3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный) с 11 октября 2017 года, при приеме на работу ему не верно был установлен оклад по занимаемой должности. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" его оклад должен составлять 6840 рублей, поскольку он осуществляет трудовую функцию на котле ДЕ 10-14 ГМ-О, производительная мощность котельной составляет 26 Гкал/ч. Ответчиком при учете отработанного времени и установлении оклада по занимаемой должности не учитывается фактическое время занятости работника, работающего в соответствии с трудовым договором на суммированном учете. Поскольку истец находится на сменном дежурстве, не покидает свое рабочее место, из каждой его смены вычитается 2-2,5 часа, отведенное на прием пищи и отдых, в связи с чем занижается время, отработанное в ночное время, соответственно работнику не доплачивалась положенная заработная плата за 2017, 2018 и 2019 годы. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что истцу ФИО1 оклад по занимаемой должности был установлен верно, в соответствии со штатным расписанием организации. Считает, что при установлении оклада в штатном расписании работодателем учитывались положения приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 и технические характеристики оборудования (агрегата), на котором работает истец. Кроме того, производительная мощность котельной не составляет котельной составляет 26 Гкал/ч., поскольку на котельной работает один из четырех котлов и с учетом износа его производительность составляет не более 65 куб.м/ч. Истцу обоснованно был установлен оклад по 2 группе тарифной ставки, в связи с чем оснований для перерасчета заработной платы не имеется. Также не согласна с тем, что оплате подлежат 2-2,5 часа в период смены, которые истец использует для приема пищи и отдыха, поскольку они не могут быть оплачены, в этот период истец отдыхает и принимает пищу, условия для этого имеются. ЕДВ было выплачено истцу в спорный период с учетом северной надбавки и районного коэффициента. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно Уставу организации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ является юридическим лицом, имеет в своем подразделении отдел № 9 филиала, расположенный в г. Мирный Архангельской области.

Согласно ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей работодателя является выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Согласно ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации под сменной работой понимается работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается

В силу ст. 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие времени отдыха - как времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса Российской Федерации к видам отдыха среди прочего отнесены перерывы в течение рабочего дня (смены).

В силу ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Данная норма носит императивный характер, то есть обязательна для исполнения работодателем вне зависимости от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д.

По общему правилу время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается (т.к. работник вправе использовать его по своему усмотрению).

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании трудового договора от 11 октября 2017 года осуществляет трудовую деятельность на должности оператора теплового пункта в/г №3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный) в Филиале ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России (по ВКС) Федерального «ЦЖКУ Минобороны России (по ВКС).

Согласно п. 5.2. Трудового договора, «Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 3 (три) месяц(ев). Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40-часов в неделю. При этом работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности, в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. График сменности составляется на каждый учетный период и доводится до сведения работника не позднее, чем за один месяц до введения его в действие».

Дополнительными соглашениями от 01 июня 2019 года внесены изменения в п.п.1.2 и 1.4 – с 01 июня 2019 года работник переводится на должность оператора теплового пункта в/г №3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный), а также в раздел 5 трудового договора, которым установлено – п. 5.2 работнику устанавливается 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота, воскресенье); п. 5.3 время начала и окончания рабочего дня с понедельника по пятницу с 08 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин., перерыв с 13 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 20 мая 2019 года и действует до 15 сентября 2019 года.

Также, согласно дополнительного соглашения от 16 сентября 2019 года ФИО1 выполняет дополнительные обязанности по должности слесарь-ремонтник котельной с доплатой в размере 50% от должностного оклада по должности слесарь-ремонтник.

Таким образом, ФИО1 установлен суммированный учет рабочего времени, работник исполняет трудовую функцию согласно графикам сменности, рабочим место определена котельная в/г 3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный).

При этом, графики сменности утверждаются и вводятся в действие приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС, начальника Филиала по ВКС, приказом начальника ЖКС, и доводится до сведения работника не позднее, чем за один месяц до введения его в действие. Графики сменности утверждаются на год.

В каждом графике сменности истца установлены регламентированные перерывы для отдыха и питания, в соответствии с положениями ст. 108 ТК РФ, которых перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается. Время начала работы, окончания работы, перерыва для отдыха и питания предоставляется в соответствие с Трудовым законодательством Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и отражены в графиках сменности.

Согласно положениям Должностной инструкции, оператор теплового пункта обязан выходить на смену согласно утвержденному графику.

С указанной должностной инструкцией истец был ознакомлен под роспись.

Из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что у него непрерывный трудовой процесс, он не имеет возможности покинуть рабочее место, и распорядиться временем, предоставленным ему для отдыха и питания, по своему усмотрению. Из каждой его смены вычитается 2-2,5 часа, отведенное на прием пищи и сон, в связи с чем занижается время, отработанное в ночное время, соответственно работнику не доплачивается положенная заработная плата за 2017, 2018 и 2019 годы. Вместе с тем, указал, что по месту его работы имеется место для принятия пищи и отдыха.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 показала, что работает в должности начальника отдела кадров, начальник котельной знакомит работников с табелем рабочего времени, дневная смена с 08 час 00 мин. до 20 час. 00 мин., затем работники уезжают домой, ночная смена с 20 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин., всего 10,5 часов, смены чередуются, перерыв на отдых 1 час. 30 мин. В неотопительный сезон работники работают по 8 часов.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показал, что является начальником котельной, график работы истца сменный, дневная смена заступает в 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин., ночная смена с 20 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин., графики сменности составляет он (ФИО4), знакомит с ними работников под роспись. Фактически работники работают сутки, поскольку им неудобно добираться до котельной, их так устраивает. В котельной есть комната для приема пищи и отдыха, в которой имеются: кровать, холодильник, микроволновая печь. В данной комнате работники могут отдыхать, принимать пищу и спать в ночное время. В случае, если у работника нет сменщика, он получает за это доплату.

Из представленной в материалы дела фото-таблицы, также следует, что в котельной в/г 3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный) имеется комната отдыха с кроватью, столом, холодильником, микроволновой печью, телевизором (том 2 л.д.44-49).

Приказом начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации от 31.03.2017 № 13/3 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 7.1 Правил внутреннего трудового распорядка рабочее время работников учреждения определяется настоящими Правилами, а также трудовым договором, графиком сменности.

Пунктом 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка определено, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно работодатель обеспечивает работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.

Таким образом, Правилами внутреннего трудового распорядка, а также трудовым договором, заключённым с ФИО1, с учетом дополнительного соглашения к нему от 01 июня 2019 года, на предприятии ответчика не предусмотрено непрерывное производство, установлен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и принятия пищи, в условиях соблюдения которого работал истец.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными согласно ст. 56 ГПК РФ вышеназванными локальными нормативными актами, применяемыми и утвержденными на предприятии ответчика, а также ежемесячными графиками сменности, которыми подтвержден график работы истца в условиях сменности.

Из представленных ответчиком табелей учета рабочего времени за спорный период, следует, что продолжительность рабочей смены истца в период с даты принятия истца на работу с 11 октября по 31 октября 2017 года – 11 часов; 01 ноября по 30 ноября 2017 года – 11,5 часов; с 01 декабря по 31 декабря 2017 года – 11,5 часов; с 01 января по 30 января 2018 года – 11 часов; с 01 февраля по 23 февраля 2018 года – 11 часов; с 24 февраля по 28 февраля 2018 года – 10,5 часов; с 01 марта по 23 марта 2018 года – 11 часов, с 24 марта по 31 марта 2018 года – 10,5 часов; с 01 апреля по 30 апреля 2018 года – 10,5 часов; с 01 мая по 15 мая – 10,5 часов, с 16 мая по 31 мая 2018 года – 8 часов, с 01 июня по 09 июня 2018 года – 8 часов, с 20 сентября по 30 сентября 2018 года – 10, 5 часов, с 01 октября по 31 октября 2018 года – 10,5 часов, с 01 ноября по 30 ноября 2018 года – 10,5 часов, с 01 декабря по 31 декабря 2018 года – 10,5 часов, с 01 февраля по 28 февраля 2019 года – 11 часов, с 01 марта по 20 марта 2019 года – 11 часов, с 21 марта по 31 марта 2019 года – 10,5 часов, с 01 апреля по 30 апреля 2019 года – 10,5 часов, с 01 мая по 16 мая 2019 года – 10,5 часов, с 01 июня по 30 июня 2019 года – 8 часов, с 01 августа по 31 августа 2019 года – 8 часов, с 01 сентября по 15 сентября 2019 года – 8 часов, с 16 сентября по 30 сентября 2019 года – 10,5 часов, с 01 октября по 31 октября 2019 года – 10,5 часов, с 01 ноября по 30 ноября 2019 года – 10,5 часов, с 01 декабря по 31 декабря 2019 года – 10,5 часов.

Согласно должностной инструкции, оператор теплового пункта обязан: обеспечивать бесперебойную работу оборудования, обеспечивать потребителей теплоносителем в необходимом количестве и в установленных параметрах, осуществлять обходы и осмотры оборудования теплового пункта, проверять освещение машинного зала теплового пункта, выполнять обслуживание оборудования теплового пункта, определять неисправности в работе оборудования теплового пункта, обнаруживать повреждения оборудования теплового пункта и ограничение его распространения (локализация), восстанавливать нормальный режим теплоснабжения потребителей тепловой энергии, выяснять состояние отключившегося и отключенного оборудования и выявлять причины отключения, осуществлять пуск и остановку насосов, двигателей, вентиляторов и др. вспомогательных механизмов, осуществлять пуск, остановку и переключение обслуживаемых агрегатов в схемах теплопроводов и др.

При таких обстоятельствах, факт непрерывного производства на предприятии не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Из системного толкования статьей 106, 107, 108 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что трудовое законодательство не требует, чтобы перерыв для отдыха и питания работник обязательно проводил вне места работы. Работодатель может создать условия для отдыха и питания в том же здании, где расположено рабочее место сотрудника. Однако по общему правилу создание условий для приема пищи вблизи рабочего времени является правом, но не обязанностью работодателя. Если иное не установлено соглашением сторон трудового договора, коллективным договором или локальными нормативными актами, действующими в организации, работодатель не обязан создавать работнику условия для приема пищи на своей территории и обеспечивать работников специально отведенным для этого помещением. Исключения из этого правила составляют только случаи, указанные в ч. 3 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации: на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда оставление сотрудником рабочего места и временное прекращение исполнения трудовых обязанностей может повлечь нарушение производственного процесса.

Соответственно работодатель обязан обеспечить работникам условия для приема пищи только в ситуации, когда речь идет о работах, перечисленных в части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть когда перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) хотя и предоставленные, но при этом работник несвободен в полной мере при распоряжении своим временем и не может покинуть территорию работодателя.

В ходе рассмотрения дела суду не представлено доказательств того, что ответчиком утвержден перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что работодателем по месту работы истца предоставлена возможность отдыха и приема пищи в рабочее время, для чего оборудовано помещение. Данный факт подтвердил как сам истец, допрошенные свидетели, так и работодатель.

Также, в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствуют локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах ответчика, следовательно, в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует непрерывное производство.

Из представленных графиком сменности работников в/г 3ж ЖЭК № 9 ФКБУ «ЦЖКУ» следует, что при сменах предусмотрена время для отдыха и питания, которое не включается в рабочее время и не оплачивается. То обстоятельство, что работники фактически выполняют свои обязанности в течение двух смен подряд, т.е. 24 часа в сутки, не свидетельствует о том, что время для отдыха и питания им не предоставляется. Кроме того, в судебном заседании на основании пояснений сторон и свидетелей установлено, что работники сами изъявили желание работать в две смены подряд, поскольку их так устраивает. При этом, нарушений по выплате заработной платы не имеется.

Следовательно, исключение работодателем соответствующего времени из состава рабочего времени для целей учета рабочего времени истца не противоречит требованиям трудового законодательства.

Таким образом, учитывая, что в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует непрерывность производства, принимая во внимание положения ч. 1 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания трудовых прав истца нарушенными и удовлетворения требований истца о признании неправомерными действий ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации», ЖЭ(К)№9 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России (по ВКС) связанных с невключением фактически отработанного времени перерывов для отдыха и питания оператора теплового пункта в/г №3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный) за 2017,2018, 2019 годы в расчет оплаты труда для начисления заработной платы; перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной заработной платы за данный период.

Кроме того, в соответствии со ст. 392 ТК РФ требования о перерасчете истцу заработной платы исходя из фактически отработанного времени перерывов для отдыха и питания за период с октября 2017 по январь 2018 года не имеется в связи с пропуском срока на обращение в суд, поскольку данные требования были заявлены 21 февраля 2020 года. Каких-либо уважительных причин, препятствующих обращению истца в суд, с данными требованиями в установленный срок, не имеется. Истец, получая заработную плату, имею на руках расчетные листки по выплате заработной платы, знала о предполагаемом нарушении ее прав, но обратилась в суд с пропуском срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска по требованиям о перерасчете заработной платы за данный период.

В соответствии с п.11.2 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управления» Минобороны России, утв. Приказом от 11 мая 2017 года №49, гражданскому персоналу учреждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается единовременное денежное вознаграждение.

Размер вознаграждения работнику не может превышать двух должностных окладов с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенному с работы в течение года – на день увольнения.

Поскольку оснований для признания трудовых прав истца нарушенными и удовлетворения требований истца о невключении фактически отработанного времени перерывов для отдыха и питания за 2017,2018, 2019 годы отказано, соответственно не подлежат и удовлетворению требования истца о перерасчете единовременного денежного вознаграждения, выплаченного по итогам 2017, 2018 и 2019 годов, с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Истец ФИО1 просит взыскать с филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по ВКС) задолженность по заработной плате в сумме 8 071 руб. 70 коп. за 2017 и 2018 года, мотивируя тем, что ответчик не начислили северную надбавку и районный коэффициент на выплаченное по итогам года ЕДВ.

Согласно приказа начальника ЖКС №9/1 (г. Мирный) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России (по ВКС) от 06 декабря 2017 года оператору теплового пункта ФИО1 по итогам работы за 2017 год выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере 2 030 руб.

Согласно приказа начальника ЖКС №9/1 (г. Мирный) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России (по ВКС) от 14 декабря 2018 года оператору теплового пункта ФИО1 по итогам работы за 2018 год выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере 9 501 руб.

Выплата ЕДВ за 2017 и 2018 годы подтверждается также расчетными листками ФИО1 за данные периоды.

Согласно справке-обоснования указанных сумм ЕДВ за 2017 и 2018 года следует, что на сумму ЕДВ за 2017 год в размере 2 030 руб. и на сумму ЕДВ за 2018 год в размере 9 501 руб. были начислены северная надбавка и районный коэффициент. ( том 1 л.д. 122).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцу ФИО1 были начислены суммы северной надбавки и районного коэффициента на суммы ЕДВ за период 2017 и 2018 года. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете заработной платы по суммам ЕДВ за 2017 и 2018 года не имеется.

Истец ФИО1 просит установить ему оклад по занимаемой должности в соответствии приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 в размере 6300 рублей и с октября 2019 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" в размере 6840 рублей.

Размеры тарифных ставок гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ устанавливаются в соответствии с Таблицей 101 главы 7 Приложения № 1 к Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583, действующего на момент приема истца на работу.

В соответствии с Перечнем профессий рабочих, группа тарифных ставок по которым устанавливается в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда выполняемых работ, так оператору теплового пункта устанавливаются группы тарифных ставок (при обслуживании теплосетевых бойлерных установок или станций мятого пара производительностью, ГДж/ч): 84 (свыше 20 Гкал/ч) и более, от 42 до 84 (свыше 10 до 20 Гкал/ч), до 42 (до 10 Гкал/ч).

Согласно данных групп устанавливаются соответствующие оклады по занимаемой должности в зависимости от выполняемой работы.

Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") установлены размеры тарифных ставок рабочих воинских частей и организаций, которые устанавливаются исходя из групп размеров тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих или профессиональным стандартам квалификационному разряду, а также в зависимости от сложности выполняемой работы, напряженности нормированных заданий и норм обслуживания.

Как установлено в судебном заседании истцу ФИО1 в трудовом договоре был установлен оклад 6090 рублей, что соответствовало 2 группе тарифных ставок, предусмотренной Таблицей 101 главы 7 Приложения № 1 к Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583. Данный должностной оклад соответствовал представленному штатному расписанию организации.

В дальнейшем истцу оклад по должности изменялся, и в соответствии с дополнительным соглашением от 01 октября 2019 года оператору теплового пункта ФИО1 установлен должностной оклад в размере 6607 рублей в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени. С 1 января 2020 года должностной оклад истцу установлен в размере 6610 рублей. Данный должностной оклад также соответствуют представленным штатным расписаниям организации, действовавшим с 01.10.2019 года и на 2020 год, а также в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545.

Согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 19.01.2019) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений"), штатное расписание федерального учреждения утверждается руководителем этого учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Также в штатном расписании учреждения отражаются сведения о структурных подразделениях учреждения. Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется руководителем учреждения исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Таким образом, учреждение самостоятельно в принятии решения по вопросам внесения изменений в штатное расписание.

Согласно Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ должностные оклады устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации. Размеры тарифных ставок рабочих Учреждения устанавливаются исходя из групп по размерам тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно ЕТКС квалификационному разряду, а также в зависимости от сложности выполняемой работы.

Должностной оклад по каждой должности работников Учреждения определяется штатным расписанием Учреждения, утверждаемым руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ. Конкретный размер должностного оклада работника устанавливается условиями трудового договора.

Как следует из технического паспорта котельной в/г №3Ж ЖКС №9/1 (г. Мирный) по состоянию на 2020 год, на котельной установлены котлы ДЕ 10-14 ГМ-О, производительность одного такого котла составляет 6,5 Гкал.(т.е. 65 м3/ч).

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 осуществляет трудовую функцию на котельной в/г 3Ж в г. Мирный, установленная мощность которой 26,0 Гкал/час, при этом истец работает на котле ДЕ 10-14 ГМ-О, производительная мощность которого 65 м3/ч. Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, с учетом износа котлов, их производительность менее 65 м3/ч (6,5 Гкал/ч).

Следовательно, оснований считать, что истец работает на установке (агрегате) производительной мощностью 300 куб.м/ч и более, не имеется.

Доводы стороны истца о том, что согласно инструкции котла ДЕ 10-14 ГМ-О его производительная мощность 300 куб.м/ч, в связи с чем истцу следует установить оклад по 4 группе тарифных ставок, являются несостоятельными, поскольку представленный Технический паспорт котельной, на которой работает истец, является документом, содержащим сведения адресного и технического учета, сведения о потребительских свойствах, в том числе параметры безопасности и качества, технические характеристики и условия эксплуатации. Тем самым, работодателем учтены сведения, отраженные в Техническом паспорте котельной при установлении должностного оклада работнику. Оснований не доверять у суда данному документу не имеется.

Таким образом, в соответствии с перечнем профессий рабочих, групп тарифных ставок по которым устанавливается в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда выполняемых работ, оператор теплового пункта (при обслуживании теплосетевых бойлерных установок или станций мятого пара производительностью, ГДж/ч): 84 (свыше 20 Гкал/ч) и более, от 42 до 84 (свыше 10 до 20 Гкал/ч), до 42 (до 10 Гкал/ч)) относится ко II группе тарифных ставок, размер тарифной ставки в соответствии с которой составляет 6610 рублей.

Принимая во внимание изложенное, истцу ФИО1 правомерно установлен оклад в размере 6610 рублей, в соответствии с занимаемой им должностью, и положениями Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Требования ФИО1 об установлении ему оклада по занимаемой должности в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 в размере 6840 рублей являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске срока на обращение в суд по требованиям об установлении должностного оклада, с чем не согласна сторона истца.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» статья 392 ТК РФ была дополнена частью второй, предусматривающей специальный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в том числе, при увольнении, - один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

При этом срок, в который работник имеет право обратиться в суд за разрешением иных индивидуальных трудовых споров (кроме споров, связанных с увольнением), законодателем оставлен без изменения и составляет три месяца со дня, когда он узнал либо должен был узнать о нарушении своего права.

Как следует из материалов дела, ФИО1 полагает нарушенным свое право на выплату заработной платы в полном объеме в связи с установлением ему при приеме на работу 11 октября 2017 года должностного оклада, не соответствующего Приказу Министра обороны РФ № 255. Следовательно, инициированный истцом спор не связан с невыплатой либо неполной выплатой ему заработной платы в рамках заключенного трудового договора, а связан с неправильным, по его мнению, установлением оклада (спором о праве на установление оклада в ином размере), о чем истцу достоверно было известно уже при заключении с ним трудового договора. При таких обстоятельствах, началом трехмесячного срока на обращение в суд следует считать день заключения с истцом трудового договора.

Доказательств наличия уважительных причин, свидетельствующих о невозможности обращения истца в суд в трехмесячный срок, с указанного момента, в суд не представлено. При заключении трудового договора истец был осведомлен о размере должностного оклада, а также о порядке его расчета и условиях оплаты труда.

Доводы стороны истца о том, что истец не мог знать о производительной мощности установки, на котором он выполняет свои трудовые обязанности, суд считает несостоятельными, поскольку в силу специфики своей работы, имея соответствующий допуск к работе, истец обязан знать технические характеристики оборудования, в том числе и производительную мощность данного оборудования.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ требования о перерасчете истцу в связи с неправильным установлением должностного оклада заработной платы за период с октября 2017 по июнь 2019 года не имеется в связи с пропуском срока на обращение в суд, поскольку данные требования были заявлены 20 июля 2020 года. По тем же основаниям требования о выплате единовременной денежной выплаты по итогам за 2017 и 2018 года не могут быть удовлетворены, т.к. истец обратился с пропуском срока на обращение в суд.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об установлении должностного оклада и перерасчете в связи с этим заработной платы не имеется.

Поскольку по настоящему делу судом не установлено нарушений трудовых прав истца от неправомерных действий работодателя, оснований для возмещения истцу морального вреда суд не усматривает.

Принимая во внимание изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по ВКС) в лице филиала № 1 о взыскании недоначисленной заработной платы исходя из фактически отработанного времени перерывов для отдыха и питания, установлении оклада в соответствии с занимаемой должностью, перерасчете заработной платы и единовременного денежного вознаграждения по итогам работы, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд.

Председательствующий М.М. Охотина

Мотивированное решение

изготовлено 3 августа 2020г.