Дело №2-48/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 февраля 2012 года п. Вейделевка
Вейделевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой Н.М.,
при секретаре Диденко Е.К.,
с участием:
- представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
ФИО3-представителя главы Вейделевского муниципального района-должностного лица, чьи действия обжалуются,
ФИО4- представителя заинтересованного лица - начальника Управления социальной защиты населения администрации Вейделевского района
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ имеет права и льготы, установленные ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», он имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий, вставший на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с Законом Белгородской области от 10.05.2006 г. №40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» (в ред. законов Белгородской области от 29.12.2006 N 83, от 29.12.2006 N 92, от 04.12.2007 N 174, от 15.03.2010 №327) органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделены следующими государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- по организации предоставления и предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, обладающим правом на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (п.п. 10 п. 1 ст. 1 Закона).
Постановлением администрации Вейделевского района Белгородской области №94 от 22.04.2011 г. управление социальной защиты населения администрации Вейделевского района наделено полномочиями по организации предоставления и предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п. 1 ст. 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Дело инициировано заявлением ФИО5, в котором он просит обязать главу Вейделевского муниципального района издать нормативный правовой акт о назначении уполномоченного органа по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, наделить полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки гражданам, к категории которых он относится (п.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»), в том числе по предоставлению единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения, возложить обязанность: ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года; ведения учета граждан, имеющих право на льготное обеспечение жильем в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах»; предоставления составляемых списков в УСЗН области и иных обязанностей, связанных с осуществлением переданных полномочий и порядке (положении) предоставления и предоставлению мер социальной поддержки, в т. ч. по предоставлению единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
Надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела заявитель ФИО5 в судебное заседание не явился и не просил суд об отложении рассмотрения дела, в судебное заседание направил своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 поддержала требования своего доверителя и просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Главы муниципального образования «Вейделевский район» ФИО3 заявленные ФИО5 требования не признала и пояснила, что ни федеральное, ни региональное законодательство не обязывают Главу муниципального образования «Вейделевский район» Белгородской области издавать какие-либо правовые акты по вопросам предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий.
Заявитель, по вопросам, рассматриваемым в настоящем судебном заседании, к Главе муниципального образования «Вейделевский район» Белгородской области ни разу не обращался. Из материалов, приложенных к заявлению видно, что все обращения ФИО5 направлял в адрес Главы администрации муниципального образования «Вейделевский район» Белгородской области.
Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения администрации Вейделевского района ФИО4 считает требования ФИО5 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Управление социальной защиты населения администрации Веиделевского района действует исключительно в соответствии с действующим законодательством. Во исполнение ФЗ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», постановления правительства Белгородской области от 28.03.2006г. № 52-пп, список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., в котором числиться ФИО5, направлен в Управление социальной защиты населения Белгородской области для включения в сводный список по Белгородской области.
Заявитель ФИО5 числится в сводном списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, как ветеран боевых действий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очередности - №, что подтверждается справкой управления социальной защиты населения Белгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязательства в отношении льготных категорий граждан по обеспечению жильем могут быть исполнены исключительно по мере поступления средств федерального бюджета.
Издания Главой муниципального образования «Вейделевский район» Белгородской области каких-либо дополнительных актов в этой области федеральное и региональное законодательство не требует.
Выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К действиям, которые могут быть оспорены, относятся любые юридические факты, возникающие в результате деятельности указанных органов и должностных лиц, не оформленные в виде правовых актов и затрагивающие права и свободы заявителя. Бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
ФИО5 в соответствии со справкой, выданной администрацией городского поселения «Поселок Вейделевка» от ДД.ММ.ГГГГ №-с, числится в списке ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ(л.д.8).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной опять же администрацией городского поселения «Поселок Вейделевка», он числится в списке ветеранов и инвалидов, имеющих право на получение жилья, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Проанализировав вышеуказанные документы, с точки зрения их соответствия терминологии, используемой федеральным законодателем в ст. ст. 16, 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. ст. 49, 51, 52, 60 ЖК РФ, а также региональным законодателем в Законе Белгородской области от 10.05.2006 г. №40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», в Постановлении Правительства Белгородской области от 28 марта 2006 г. N 52-пп, утвердившем «Порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», суд приходит к выводу, что в документе от 25.01.2012 г. №11-е администрацией городского поселения «Поселок Вейделевка» используется терминология, действующим законодательством не предусмотренная.
По своей сути и документ от ДД.ММ.ГГГГ №, и документ от ДД.ММ.ГГГГ № содержит сведения о лицах, являющихся ветеранами боевых действий, нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах".
УСЗН администрации Вейделевского района формирует списки ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года.
Указанное обстоятельство подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной УСЗН администрации Вейделевского района (л.д.5).
Полномочия УСЗН администрации Вейделевского района на формирование выше указанных списков определены законодательством Белгородской области, в соответствии с делегированными полномочиями федеральным законодательством, а также Положением об управлении социальной защиты населения администрации Вейделевского района, утвержденным решением Муниципального совета Вейделевского района от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.60-70) и Постановлением администрации Вейделевского района Белгородской области №94 от 22.04.2011 г., которым управление социальной защиты населения администрации Вейделевского района наделено полномочиями по организации предоставления и предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п. 1 ст. 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д.28,59).
То обстоятельство, что заявитель ФИО1 числится в сводном областном списке, сформированном в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подтверждается письмом Управления социальной защиты населения Белгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации на ФИО1», в соответствии с которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании сведений администрации <адрес> включен в областной сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г., с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, как ветеран боевых действий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данном списке состоит № граждан указанной категории, его очередь № (л.д.74).
На основании представленных доказательств, суд считает установленным, что списки лиц - ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., УСЗН администрации Вейделевского района в соответствии с действующим законодательством направлены в Управление социальной защиты населения Белгородской области.
Заявителем указанное обстоятельство не оспаривается.
Анализ действующего законодательства в области предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., позволяет суду прийти к выводу - составление и предоставление в областное управление социальной защиты населения иных списков, в том числе списка граждан, имеющих право на получение жилья, вставших на учет до 01.01.2005 г. в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах», федеральным законодательством и действующим законодательством Белгородской области не предусмотрено.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии со ст. 18 Устава муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области, принятого постановлением 26 сессии Совета депутатов Вейделевского района от 26.07.2007 г. №1, (с последующими изменениями: 25.12.2007г№5; 28.11.2008г№2; 27.11.2009г №1; 26.11.2010г №1; 24.03.2011г №1) председатель Муниципального совета Вейделевского района является главой муниципального района и исполняет полномочия председателя Муниципального совета Вейделевского района. Председатель Муниципального совета Вейделевского района, как глава муниципального района, подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Муниципальным советом Вейделевского района. а также издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Муниципального совета Вейделевского района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Муниципального совета Вейделевского района.
Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ст. 13 Устава Вейделевского района определяют исключительную компетенцию Муниципального совета Вейделевского района.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в Российской Федерации. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга. Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база (ст. ст. 10, 11 и 12 Конституции РФ).
Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество.
Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах.
Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.
Вейделевский районный суд, являющийся составной частью судебной власти, не может вмешиваться, т.е. выносить решения, обязывающие Главу муниципального образования «Вейделевский район» принимать решения не входящие в его компетенцию, в деятельность законодательной власти.
Заявителем не представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие наличие нарушений его прав как лица, являющегося ветераном боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, которому предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах", допущенных Главой муниципального образования «Вейделевский район».
Представленные заявителем доказательства не являются относимыми, к существу рассматриваемого судом дела, и в совокупности полностью не подтверждают обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на основания своих требований.
ФИО5 не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
Заинтересованными лицами представлены доказательства, которые являются относимыми,
допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые заинтересованные лица ссылаются как на основания своих возражений по существу заявленных требований.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий ( бездействия) возложена на орган, чьи действия (бездействие) оспариваются, которые являются предметом судебной проверки (ст. 249 ГПК РФ).
На заявителя в данном случае возложена обязанность доказать нарушение его прав действиями (бездействием) государственного органа, чьи действия оспариваются. Судом были истребованы у представителей государственных органов, чьи действия (бездействие) оспариваются, необходимые для разрешения данного дела документы.
Оценивая доказательства по делу, в части их относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, поскольку в судебном заседании не нашло своего подтверждения нарушение прав и свобод заявителя, а также препятствий с осуществлению его прав и свобод, или на заявителя ФИО5 была возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлекался к ответственности.
Судебных расходов, подлежащих распределению в соответствии со ст. 98 ГПК РФ нет.
Руководствуясь ст.ст. 98,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО5 о возложении на главу Вейделевского муниципального района обязанности издать нормативный правовой акт о назначении уполномоченного органа по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, наделить полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки гражданам, к категории которых он относится (п.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»), в том числе по предоставлению единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения, возложить обязанность: ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года; ведения учета граждан, имеющих право на льготное обеспечение жильем в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах»; предоставления составляемых списков в УСЗН области и иных обязанностей, связанных с осуществлением переданных полномочий и порядке (положении) предоставления и предоставлению мер социальной поддержки, в т. ч. по предоставлению единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения, признать не обоснованным.
В возложении на главу Вейделевского муниципального района обязанности издать нормативный правовой акт о назначении уполномоченного органа по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, наделить полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки гражданам, к категории которых он относится (п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»), в том числе по предоставлению единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения, возложить обязанность: ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года; ведения учета граждан, имеющих право на льготное обеспечение жильем в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах»; предоставления составляемых списков в УСЗН области и иных обязанностей, связанных с осуществлением переданных полномочий и порядке (положении) предоставления и предоставлению мер социальной поддержки, в т. ч. по предоставлению единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вейделевский районный суд.
Судья: