Дело № 2-48/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Шевченко Ю.С.,
с участием старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Хариной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа о возложении обязанности зарегистрировать бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки в сфере жилищно – коммунального хозяйства установлено наличие на территории городского округа бесхозяйного канализационного колодца, расположенного на пересечении улиц <адрес>
Истец указывает, что собственник объекта недвижимого имущества неизвестен, в реестре муниципальной собственности он не числится и не обслуживается.
Просил суд обязать МКУ КУИ администрации Гайского городского округа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – канализационного колодца, расположенного на пересечении улиц <адрес>
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Гайского городского округа, МУП ЖКХ г. Гая.
Впоследствии истец уточнил исковые требования: просил суд обязать МКУ КУИ администрации Гайского городского округа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – канализационной сети 1994-1998 годов, общей протяженностью около 5160 метров, расположенной на пересечении улиц <адрес>
В судебном заседании старший помощник Гайского межрайонного прокурора Харина А.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.
Представитель МКУ КУИ администрации Гайского городского округа Лимарева А.М., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против заявленных требований.
Представители администрации Гайского городского округа, МУП ЖКХ <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены были надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, в том числе водоснабжения населения, водоотведения.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Так, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества канализационная сеть 1994-1998 годов постройки, протяженностью ориентировочно 5160 м, расположенной на пересечении улиц <адрес>
Данный объект находится в административных границах муниципального образования Гайский городской округ.
Согласно письму МКУ КУИ администрации Гайского городского округа, канализационный колодец, расположенный на пересечении улиц <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится.
Исходя из сообщения МУП ЖКХ г. Гая водопроводные сети 9 микрорайона на балансе МУПЖ ЖКХ не числятся. Примерные сроки постройки водопроводов <адрес> 1994-1998 годы, общая протяженность ориентировочно 5160 метров, материальный износ 73%.
Проектная и исполнительная документация в отношении подземного инженерного сооружения отсутствует, информации о принадлежности и владельце подземного инженерного сооружения не имеется.
В Едином государственном реестре отсутствуют сведения о правообладателе спорного недвижимого имущества.
Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие собственника спорного инженерного сооружения, при этом, доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу, что данные инженерные сооружения являются бесхозяйными и на балансе у кого - либо не состоит.
Отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах непринятие МКУ КУИ администрации Гайского городского округа мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в части постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Срок обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, соответствует балансу интересов сторон, является необходимым и достаточным для надлежащего исполнения возложенной судебным актом обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гайского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа о возложении обязанности зарегистрировать бесхозяйное недвижимое имущество – удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи водопроводной сети 1994-1998 годов постройки, протяженностью ориентировочно 5160 метров, расположенной на пересечении улиц <адрес> (9 микрорайон).
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен: 04 марта 2021 года.
Судья: Е.В. Шошолина