ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-48/2022УИД210020-01-2022-000039-45 от 01.03.2022 Яльчикского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2-48/2022 УИД 21RS0020-01-2022-000039-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Агеева С.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,

с участием прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики об обязании обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения

установил:

Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики об обязании обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, указывая, что прокуратурой Яльчикского района проведена проверка исполнения администрацией Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях. В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского ... находится 5 систем холодного водоснабжения населения: водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 400 метрах к северо-востоку от ..., проходящий по ..., ..., ... и ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 400 метрах к северо-востоку от ..., проходящий по ..., ... и ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - водонапорная башня, расположенная в 250 метрах к юго-западу от ..., проходящий по ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 200 метрах к юго-западу от ..., проходящий по ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 700 метрах к юго-востоку от ..., ..., ..., ..., ... до водопроводного колодца, расположенного около ... указанных водопроводов – хозяйственное и противопожарное водоснабжение. Вместе с тем, обязанность, предусмотренная ч.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» собственником не исполнена. В нарушение требований законодательства администрацией Большетаябинского сельского поселения концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы водоснабжения, не заключено. Указанное обстоятельство не обеспечивает содержание объектов водоснабжения Большетаябинского сельского поселения в соответствии с требованиями федерального законодательства, их сохранность, а в случае возникновения аварийных ситуаций не позволяет обеспечить оперативное ее устранение и бесперебойное снабжение населения питьевой водой. Прокуратурой Яльчикского района по данному и иным основаниям внесено представление в администрацию Большетаябинского сельского поселения, по результатам рассмотрения которого меры по устранению нарушений не приняты. Просит обязать администрацию Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обеспечить передачу права пользования вышеуказанными объектами водоснабжения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор района Кудряшов А.Н. иск поддержал по изложенным в нем мотивам и просил удовлетворить.

Ответчик администрация Большетаябинского сельское поселение Яльчикского района Чувашской Республики, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в назначенное время явку представителя в судебное заседание не обеспечил, об уважительности неявки суду не сообщил, мотивированный отзыв на иск не представил.

С учетом мнения прокурора и руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктами 1, 4 и 5 ч.1 ст.3 Федерального закона №416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с ч.1 ч.50 Федерального закона №131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Согласно ч.1 ст.51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок заключения договоров в отношении муниципального имущества регулируется нормами гражданского законодательства, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, за исключением имущества, распоряжением которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Федеральными законами от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определен порядок передачи объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, во владение и пользование. Порядок и процедура заключения концессионного соглашения регламентированы главой 3 названного Федерального закона.

В силу ст.3 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Согласно ч.1 ст.13 вышеуказанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, в собственности Большетаябинского сельского поселения имеются объекты холодного водоснабжения населения: водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 400 метрах к северо-востоку от ..., проходящий по ..., ..., ... и ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 400 метрах к северо-востоку от ..., проходящий по ..., ... и ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - водонапорная башня, расположенная в 250 метрах к юго-западу от ..., проходящий по ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 200 метрах к юго-западу от ..., проходящий по ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... (начало трассы - насосная станция, расположенная в 700 метрах к юго-востоку от ..., ..., ..., ..., ... до водопроводного колодца, расположенного около ... указанных водопроводов – хозяйственное и противопожарное водоснабжение.

Согласно п.11 ч.1 ст.4 Федерального закона №115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное п.11 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона

Согласно п.4 ч.1 ст.22 Федерального закона №115-ФЗ решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию - органом местного самоуправления.

Порядок заключения концессионных соглашений определен ст.13 Федерального закона №115-ФЗ, согласно которой концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст.37 Федерального закона.

В нарушение вышеназванных требований администрацией Большетаябинского сельского поселения концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы водоснабжения, не заключалось. Указанное обстоятельство не обеспечивает содержание объектов водоснабжения Большетаябинского сельского поселения в соответствии с требованиями федерального законодательства, их сохранность, а в случае возникновения аварийных ситуаций не позволяет обеспечить оперативное ее устранение и бесперебойное снабжение населения питьевой водой.

Прокуратурой Яльчикского района внесено представление в администрацию Большетаябинского сельского поселения, по результатам рассмотрения которого меры по устранению нарушений не приняты до настоящего времени не приняты.

Удовлетворяя исковые требования прокурора и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности по обеспечении передачи права пользования объектами водоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, суд считает целесообразным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать администрацию Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения: водопровод холодного водоснабжения в ..., Школьная, Луговая, Овражная, проходящий от насосной станции, расположенной в 400 метрах к северо-востоку от ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ..., ..., ..., проходящий от насосной станции, расположенной в 400 метрах к северо-востоку от ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ..., ..., проходящий от водонапорной башни, расположенной в 250 метрах к юго-западу от ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... по ..., ..., проходящий от насосной станции, расположенной в 200 метрах к юго-западу от ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; водопровод холодного водоснабжения в ... по ..., ..., ..., ..., ..., проходящий от насосной станции, расположенной в 700 метрах к юго-востоку от ... до водопроводного колодца, расположенного около ...; путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий С.В. Агеев

Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2022 года.

Решение09.03.2022