ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-48/2024 от 15.01.2024 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0007-01-2023-006125-14

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-48/2024 (2-5475/2023)

15 января 2024 г. г. Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батковой В.А.,

с участием истца Кузьминой И.А., ее представителя Волковой Ю.А.,

представителя ответчиков ФНС России, УФНС России по ...Ждановой Э.М.,

представителя ответчика Межрайонной ИФНС России ... по ...Тихончук Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой И. А. к Федеральной налоговой службе, Управлению Федеральной налоговой службы по ..., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... о восстановлении нарушенного пенсионного права путем возложения обязанности, о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина И.А. обратилась в суд с иском к Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России), Управлению Федеральной налоговой службы по ... (далее - УФНС России по ...), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... (далее – Межрайонной ИФНС ... по ...), Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Социальный фонд России) о восстановлении нарушенного пенсионного права путем возложения обязанности, о компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что при выходе на пенсию в < дата > года иной период работы истца с < дата > по < дата > в Башкирской Республиканской конторе Госбанка сначала в Шаранском отделении Госбанка, затем в отделе кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса не был включен в ее стаж государственной службы, в связи с чем ей была не правильно назначена пенсия и начислена пенсия.

Опыт и знания, приобретенные в Башкирской Республиканской конторе Госбанка, были использованы истцом при замещении должностей старшего инспектора, заместителя начальника отдела налогообложения физических лиц, начальника отдела выездных проверок, заместителя начальника отдела камеральных проверок ..., начальника отдела камеральных проверок ... в Межрайонной ИФНС ... и ... по ....

< дата > у истца был расторгнут служебный контракт с Межрайонной ИФНС ... по ... и она была освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с выходом на государственную пенсию.

В налоговой инспекции истец проработала с < дата > по < дата >.

При выходе на пенсию истцу ответчиком Межрайонной ИФНС ... по ... не были разъяснены порядок и условия назначения пенсии, а также не была предоставлена информация о необходимости инициировать иные периоды.

Данная информация была истцу разъяснена Пенсионным фондом Российской Федерации < дата > при ее обращении по телефону о назначении пенсии по выслуге лет на государственной гражданской службе, т.к. начальники отделов получили эту пенсию больше 6 000 руб., а истцу была начислена пенсия всего 3 518,21 руб. Истцу было разъяснено, что в стаж для начисления пенсии взята только работа в налоговой службе всего ... года, а для полного стажа не хватает ... года.

Истцу не была разъяснена информация об ее стаже, дающем право назначения пенсии по выслуге лет на государственной гражданской службе, о необходимом для этого наибольшем коэффициенте, также ей не была вручена расписка – уведомление.

Истец, являясь слабой стороной данных правоотношений, не могла влиять на действия представителей кадровой службы Межрайонной ИФНС ... по ..., которые не указали истцу на необходимость включения в стаж иных периодов, в связи с чем ее права были нарушены, т.к. предоставление такой формы возлагается на кадровую службу ответчика.

< дата > истец обратилась с письмом в Межрайонную ИФНС ... по ... о направлении ходатайства в УФНС России по ... о включении иных периодов работы в стаж государственной службы для назначения ей пенсии за выслугу лет.

< дата > от Межрайонной ИФНС ... по ... поступил ответ об отказе начать процедуру подготовки представления руководителя федерального государственного органа из-за неподачи заявления в установленный срок.

Истец считает, что ответчиком Межрайонной ИФНС ... по ... были нарушены нормы материального права при рассмотрении заявления истца от < дата >.

Кузьмина И.А. просила суд:

- обязать Межрайонную ИФНС ... по ... направить ходатайство в УФНС России по ... о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов ее работы в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата > по < дата > года, в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата > по < дата > года;

- обязать УФНС России по ... направить ходатайство в ФНС России о включении в стаж государственной службы для назначения ей пенсии за выслугу лет иных указанных периодов истца;

- обязать ФНС России включить в стаж государственной службы иные указанные периоды истца;

- обязать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет пенсии и назначить пенсию с даты первичного назначения пенсии, т.е. с марта 2017 с учетом включения в стаж государственной службы указанные периоды работы истца;

- взыскать с Межрайонной ИФНС ... по ... компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

С учетом уточнений исковых требований Кузьмина И.А. просит суд:

- обязать Межрайонную ИФНС ... по ... сформировать на основании ее заявления от < дата > необходимый пакет документов, предусмотренный п. 1 Перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденный Приложением ... к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от < дата >... и, в течение 5 дней направить ходатайство в УФНС России по ... о включении в стаж государственной службы иных периодов истца в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата >, в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата >

- обязать УФНС России по ... в течение 14 дней с момента получения из Межрайонной ИФНС ... по ... пакета документов на нее и направить ходатайство в ФНС России о включении в стаж государственной службы для подготовки представления о включении иных периодов в стаж по выслуге лет и назначения пенсии за ее работы в указанных должностях;

- обязать ФНС России рассмотреть ее заявление и вынести соответствующее представление о включении в стаж государственной службы иных указанных периодов ее работы;

- взыскать с Межрайонной ИФНС ... по ... компенсацию морального вреда в размере 55 000 руб.

Определением суда от < дата > к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

Истец Кузьмина И.А., ее представитель Волкова Ю.А. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования, по доводам изложенным в иске. Истец показала, что при выходе на пенсию по выслуге лет ей не было сообщено о необходимости подачи отдельного заявления о включении иных периодов работы. В < дата > ей стало известно о необходимости обращения с соответствующим заявлением по месту работы. Она обратилась в Межрайонной ИФНС ... по ..., однако ей было отказано.

Представитель истца пояснила, что Межрайонной ИФНС ... по ... были нарушены нормы материального права при рассмотрении заявления истца от < дата > оставив его без рассмотрения, официального отказа во включении в стаж иных периодов не имеется. Истцу не были известны требования по оформлению документов при выходе на пенсию. Моральный вред заключается в нравственных страданиях, узнав о нарушении прав, с учетом возраста и здоровья истец не могла получать выплаты. Срок исковой давности применению не подлежит к пенсионным правоотношениям.

Представили заявление о восстановлении срока обращения на обращение в суд с иском о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных спорных периодов работы Кузьминой И.А., т.к. о нарушении прав истец узнала в < дата >, когда ей была назначена государственная пенсия по выслуге лет и в связи с не включением в стаж спорных периодов, пенсия была назначена минимальная без повышающих коэффициентов. При выходе на пенсию по выслуге лет в < дата > года ей еще не было известно о данных обстоятельствах, в связи с чем, считает, что является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд.

Представитель ответчиков ФНС России, УФНС России по ...Жданова Э.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав письменные возражения, пояснения на исковое заявление.

В письменном отзыве ответчика УФНС России по ... указано, что в силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от < дата >... «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» включение в стаж государственной службы периодов службы (работы), предусмотренных перечнем должностей (т.е. в том числе и иных периодов), осуществляется по заявлению гражданина при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет соответствующим федеральным государственным органом. Пунктом 9 Порядка регламентируются вопросы, связанные с включением в стаж государственной службы иных периодов, предусмотренных пунктом 20 Перечня должностей, в т.ч. установлено, что заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 166-ФЗ, установление пенсии производится по заявлению гражданина. Истец, расторгнувшая < дата > по собственной инициативе служебный контракт с Межрайонной ИФНС России ... по ... по причине выхода на государственную пенсию, подала заявление о назначении пенсии за выслугу лет, которое было направлено в УФНС России по ...< дата >. При формировании документов, истцу кадровой службой инспекции было оказано содействие. Пакет документов для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет был направлен инспекцией в Управление. Истец просит включить в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет иные периоды, не имеющие отношения к государственной гражданской службе, всего .... Истцом пропущен срок исковой давности. Законодательством Российской Федерации не установлено право повторной подачи заявления о включении иных периодов службы (работы) при назначенной пенсии за выслугу лет. При таких обстоятельствах у Межрайонной ИФНС России ... по ... не имелось, оснований для принятия соответствующего решения и материалы, по указанному вопросу, были возвращены письмом от < дата > без рассмотрения по существу.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России ... по ...Тихончук Н.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В письменном отзыве Межрайонной ИФНС России ... по ... указано, что Кузьмина И.А., расторгнувшая по своей инициативе служебный контракт с МРИ ФНС ... по ...< дата > по причине выхода на государственную пенсию, подала заявление о назначении пенсии за выслугу лет, которое было направлено в УФНС по ...< дата >. При формировании документов, Кузьминой И.А. кадровой службой инспекции было оказано содействие. Истец не могла не знать нормы российского законодательства о правилах и порядке назначения пенсии за выслугу лет, в том числе о порядке включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, иных периодов. Истец пропустила срок исковой давности. У Межрайонной ИФНС России ... по ... не имелось оснований для принятия соответствующего решения и материалы по указанному вопросу были возвращены письмом от < дата > без рассмотрения по существу. Положениями пенсионного законодательства не предусмотрены случаи возмещения компенсации морального вреда при нарушении требований пенсионного законодательства. Также истцом не представлено доказательств, каким образом инспекция нарушила ее личные неимущественные права и посягала на принадлежащие ей нематериальные блага, какие понесла физические или нравственные страдания.

Представители ответчика Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, третьих лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Участники гражданского процесса о времени и месте рассмотрения дела были также извещены надлежащим образом путем размещения информации о дате и времени судебного заседания на официальном сайте Советского районного суда ... Республики Башкортостан в сети Интернет.

В письменном отзыве от < дата > Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации просит отказать Кузьминой И.А. в удовлетворении искового заявления, рассмотреть дело без их участия, указав, что вопросы, касающиеся принятия решения о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов (службы) находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации и к компетенции ни ФНС России, ни ее территориальных органов не относится.

Кроме того, согласно пункту 3 и абзацу 4 пункта 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от < дата >...н (далее – Порядок) включение в стаж государственных гражданских служащих для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) в отдельных должностях, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего только при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Указанные периоды включаются по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы (в данном случае – ФНС России), оформленному не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Обращение руководителя федерального органа является правом, а не его обязанностью, поскольку руководитель федерального государственного органа, прежде чем выйти с таким ходатайством в Минтруд России, делает вывод о том, были ли необходимы федеральному государственному гражданскому служащему опыт и знания на отдельных должностях руководителя и специалистов на предприятиях, учреждениях и организациях для выполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, а соответственно, и принимает решение о возможности такого ходатайство.

Принятое Минтрудом России по согласованию с Минфином России решение, направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление, для подготовки новой справки о стаже государственной гражданской службы, представления к перерасчету пенсии за выслугу лет и их дальнейшего направления в СФР для перерасчета пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от < дата >...н.

Судами различных инстанций неоднократно рассматривались вопросы о применении норм пунктов 3 и 9 Порядка при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Так, в частности, признавая оспариваемые пункты 3 и 9 Порядка соответствующими федеральному законодательству, не противоречащими и не нарушающими прав, свобод и законных интересов федеральных государственных гражданских служащих, Верховный Суд Российской Федерации в совеем решении от < дата > № АКПИ13-629 отметил, что вопрос о включении иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежит разрешению одновременно с назначением указанной пенсии.

Согласно материалам пенсионного дела получателя пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, пенсия за выслугу лет назначена Кузьминой И.А. на основании ее заявления о назначении указанной пенсии от < дата >. С заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы одновременно с подачей заявления о назначении пенсии за выслугу лет Кузьмина И.А. не обращалась.

В письменных объяснениях Минтруд России указывает, что включение в стаж государственной гражданской службы иных периодов после назначения гражданину пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих действующим правовым регулированием не предусмотрено. Учитывая, что нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего ознакомления, ссылка на то, что истец не знала порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, не может приниматься во внимание. Только руководитель федерального органа, оценив все значимые обстоятельства, может принять решение о необходимости направления в Минтруд России ходатайства о включении в стаж государственной службы дополнительных периодов работы, и в случае соответствия этих обстоятельств требованиям пункта 20 Перечня должностей Минтрудом России, по согласованию с Минфином России, принимается решение об их включении. В Минтруд России соответствующие документы о включении в стаж государственной гражданской службы истца иных периодов работы не поступали. Учитывая изложенное, требование истца об обязании ФНС России включить в стаж работы иные периоды работы неправомерно, поскольку истец фактически просит судебный орган подменить федеральные государственные органы (Минтруд России и Минфин России). Просят отказать в удовлетворении исковых требований Кузьминой И.А., рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Руководствуясь ст.116, ч.2 ст.117, ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть поданное исковое заявление в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся сторон.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие.

Условия назначения пенсии федеральным гражданским служащим определены в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Право на назначение пенсии за выслугу лет зависит от стажа государственной гражданской службы. При этом согласно статье 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (п. 20).

Порядок включения в стаж государственной службы должностей, определенных Перечнем должностей, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации".

Согласно абз. 1 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

Документ, подтверждающий стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении указанной пенсии.

В соответствии с абз. 2 п. 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 № 1648н "Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 был утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению (далее Порядок).

Согласно пункту 9 данного Порядка в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды), на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - решение), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.

Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - заявление о включении иных периодов).

Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.

Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Принятое Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации решение, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.

В случае несоответствия представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа или поступивших с ним документов требованиям, установленным пунктом 20 Перечня должностей либо пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих, и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации", в принятии решения отказывается.

Согласно пунктов 7, 8 Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 436н, заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет регистрируется в день его поступления в федеральный орган или территориальный орган.

При личном обращении гражданина Российской Федерации или его представителя прием заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждается уведомлением об их принятии, которое выдается гражданину Российской Федерации или его представителю при их подаче.

В случае подачи гражданином Российской Федерации заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, в территориальный орган, кадровая служба территориального органа в течение 14 дней направляет указанные заявление и документы в соответствующий федеральный орган.

Кадровая служба федерального органа рассматривает заявление и другие документы, предусмотренные Перечнем документов, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, оформляет справку о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет (далее - справка о периодах замещения должностей).

Таким образом, включение в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, производится решением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации принимается на основании представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором служащий проходил государственную гражданскую службу.

Комплект документов формируется кадровой службой федерального органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы.

Из материалов дела следует, что согласно справке Управления ПФР в ... от < дата >Кузьминой И.А. с < дата > назначена страховая пенсия по старости.

< дата > истец Кузьмина И.А. была уволена с должности гражданской службы – начальника отдела камеральных проверок ... Межрайонной ИФНС России ... по ... в связи с выходом на государственную пенсию, что подтверждается копией трудовой книжки.

Стаж государственной гражданской службы истца составил ...

< дата >Кузьмина И.А. обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии.

Согласно справке ПФР от < дата >Кузьминой И.А. по состоянию на < дата > установлены следующие виды пенсий: страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от < дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с < дата > бессрочно в размере 19 111, 94 руб.; пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона от < дата > № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с < дата > бессрочно в размере 3 518,21 руб.

< дата >Кузьмина И.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России ... по ... с заявлением о направлении ходатайства о включении иных периодов работы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в ФНС России: в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата >, в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата > а также в ФНС России с заявлением о включении в стаж государственной службы, дающей право на установление пенсии за выслугу лет иных указанных периодов работы.

Согласно письму Межрайонной ИФНС России ... по ... от < дата > в силу того, что заявление о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы было не подано в установленный законом срок, начать процедуру подготовки представления руководителя федерального государственного органа, в котором Кузьмина И.А. замещала должность федеральной государственной гражданской службы, о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не представляется возможным, поскольку включение иных периодов в стаж государственной гражданской службы осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет. Заявление на пенсию за выслугу лет подано и рассмотрено в < дата >, при его подаче заявление о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы не подавалось.

Оценив в совокупности представленные доказательства по делу, с учетом вышеназванных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что именно территориальный орган Межрайонная ИФНС России ... по ... принимает необходимые документы, формирует соответствующий комплект и направляет с ходатайством в УФНС России по ..., УФНС России по ... в свою очередь в ФНС России, которая подготавливает представление и комплект документов и далее направляет в установленном законом порядке для разрешения вопроса Министерством труда и социального развития Российской Федерации о возможности включения иных периодов трудовой деятельности в стаж государственной гражданской службы.

Исходя из того, что право принимать решение о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Кузьминой И.А., на Межрайонную ИФНС России ... по ... подлежит возложению обязанность сформировать на сновании заявления Кузьминой И.А. от < дата > пакета документов для рассмотрения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, и в течение 5 дней направить ходатайство в УФНС России по ... о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов работы Кузьминой И.А.: в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата >; в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата >; на УФНС России по ... - после получения из Межрайонной ИФНС России ... по ... пакета документов на Кузьмину И.А. в течение 14 дней направить ходатайство в ФНС России о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет указанных иных периодов работы Кузьминой И.А.; на ФНС России - рассмотреть заявление Кузьминой И.А. о включении в стаж государственной гражданской службы указанных иных периодов работы.

Доводы ответчиков, что о том, что истцом несвоевременно, т.е. не при обращении за назначением пенсии за выслугу лет, было подано заявление о включении иных периодов в стаж государственной службы для начисления пенсии, необоснованные, поскольку в федеральном законе не предусмотрено ограничение права гражданина претендовать на включение в стаж государственной гражданской службы периода иной деятельности, имевшей место до дня увольнения, при отсутствии 25 лет выслуги (имеющийся стаж государственной гражданской службы истца 22 года 2 мес. 16 дней), с учетом того, что в случае включения в стаж государственной гражданской службы этого периода совокупный стаж истца составит более ... лет.

Обязанность по соблюдению подачи работником заявления о включении иных периодов при обращении за назначением пенсии за выслугу лет носит организационный характер, возлагается не на работников, а на кадровые службы федеральных органов государственной власти, к функциям которых относится оказание содействия федеральным государственным служащим в оформлении пенсии за выслугу лет.

Таким образом, Кузьминой И.А. необоснованно отказано в направлении ее заявления и комплекта документов в УФНС России по ..., ФНС России для рассмотрения заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы.

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с иском необоснованные, поскольку назначение и выплата пенсии относится к социальным гарантиям, а не к имущественным правоотношениям, требований имущественного характера истец не заявляла, вследствие положения о трехгодичном сроке исковой давности по настоящему делу не могут применяться.

Ссылка ответчиков на решение Верховного Суда Российской Федерации от < дата >... не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Кузьминой И.А., поскольку в данном решении указано, что заявитель фактически связывает нарушение своих прав не с содержанием оспариваемых положений, при соблюдении которых иные периоды могут быть включены в стаж государственной гражданской службы при назначении пенсии, а с несостоявшимся оформлением подобного представления, что не является основанием для признания этих положений недействующими.

Требования истца о возложении обязанности на ФНС России вынести соответствующее представление о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов не подлежит удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять государственные органы, которые уполномочены рассматривать вопросы, входящие в их компетенции.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В пункте 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В разъяснениях, приведенных в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", указано, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Учитывая, что действующее законодательство не содержит нормы, которые позволяют компенсировать истцу моральный вред, причиненный невыплатой пенсии в большем размере, с учетом обстоятельств, на которые истец ссылался в иске в подтверждение своего требования о компенсации морального вреда, и истцом не представлено доказательств, что действия Межрайонной ИФНС ... по ... нарушили ее личные неимущественные права и другие нематериальные блага, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Кузьминой И. А. (паспорт ...) удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы ... по ... (ИНН ...) сформировать на сновании заявления Кузьминой И. А. от < дата > пакет документов для рассмотрения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, и в течение 5 дней направить ходатайство в Управление Федеральной налоговой службы по ... о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов работы Кузьминой И. А.:

- в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата >

- в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата >

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по ... (ИНН ...) после получения из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... пакета документов на Кузьмину И. А. в течение 14 дней направить ходатайство в Федеральную налоговую службу о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов работы Кузьминой И. А.:

- в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата >

- в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата >

Обязать Федеральную налоговую службу (ИНН ...) рассмотреть заявление Кузьминой И. А. о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы:

- в должности старшего экономиста, заместителя управляющего Шаранского отделения Госбанка с < дата >

- в должности экономиста, старшего экономиста отдела кредитования промышленности, снабженческих и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса Башкирской республиканской конторы Госбанка с < дата >

В остальной части исковых требований Кузьминой И. А. о возложении обязанности на Федеральную налоговую службу вынести соответствующее представление о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов, о взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья: Ф.Ф. Фархутдинова

Мотивированное решение составлено 22 января 2024 г.