ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-49 от 13.02.2012 Новосокольнического районного суда (Псковская область)

                                                                                    Новосокольнический районный суд Псковской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Новосокольнический районный суд Псковской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                         Дело № 2-49/12

Решение

Именем Российской Федерации

13 февраля 2012 года город Новосокольники

Новосокольнический районный федеральный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Герасимова Н.И.,

с участием:

представителя территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района Псковской области Кремковой Ж.В.,

прокурора Новосокольнического района Псковской области Бутылина А.А.,

при секретаре Бойковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению о защите избирательных прав, поданное Тарасовым Александром Леонидовичем, в котором он требует признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района Псковской области об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Новосокольнического района Тарасова Александра Леонидовича, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №2, а также возложить на территориальную избирательную комиссию Новосокольнического района Псковской области обязанность по его регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Новосокольнического района по указанному округу

Установил

Тарасов А.Л. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит:

признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района Псковской области №148/25 от 30 января 2012 года;

обязать территориальную избирательную комиссию Новосокольнического района Псковской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты Собрания депутатов Новосокольнического района пятого созыва, как выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №2;

обратить решение к немедленному исполнению.

В обоснование этих требований Тарасов А.Л. в заявлении и в предварительном судебном заседании сослался на то, что он, будучи членом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», был выдвинут ею в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Новосокольнического района пятого созыва по избирательному округу №2. Список кандидатов в депутаты от КПРФ по одномандатным избирательным округам был заверен постановлением территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района Псковской области. Однако, когда он обратился в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу, приложив к заявлению предусмотренные законодательством о выборах документы, избирательная комиссия отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты, при этом сослалась на нарушение порядка выдвижения кандидатов в депутаты, заключающееся в том, что такое выдвижение в соответствии с Уставом КПРФ должно проходить на конференции или общем собрании региональных отделений, а не путем вынесения решения Бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

По мнению Тарасова А.Л. данное постановление является незаконным, как по процедуре принятия, так и по существу.

Заявитель считает, что в нарушение п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" он не был извещен избирательной комиссией заблаговременно о выявленных нарушениях, тем самым он был лишен права вносить изменения и уточнения в представленные документы.

Кроме того, по мнению Тарасова А.Л., процедура его выдвижения Бюро Комитета регионального отделения партии осуществлена в соответствии с Уставом КПРФ, п.6.11 которого предоставляет Бюро Комитета регионального отделения КПРФ право выдвигать кандидатов в депутаты на дополнительных и повторных выборах в органы местного самоуправления и решать иные вопросы по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов. Согласно п.6.2 Устава КПРФ Конференция, как высший орган регионального отделения вправе выдвигать кандидатов в депутаты органов местного самоуправления. 01.10.2011 года Конференция Псковского областного отделения КПРФ передала полномочия по выдвижению кандидатов в депутаты органов местного самоуправления пятого созыва Бюро Комитета областного отделения КПРФ. В основу этого решения положено постановление совместного Пленума Центрального Комитета КПРФ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ от 23.09.2011 года, который рекомендовал предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса выдвижения кандидатов в депутаты на муниципальных выборах. Заявитель считает, что постановление Пленума является толкованием Устава КПРФ, которое осуществлено в соответствии с п.8.3 данного документа.

Тарасов А.Л. указывает также и на то, что, отказывая в регистрации кандидата в депутаты со ссылкой на нарушение Устава КПРФ, избирательная комиссия вышла за пределы своей компетенции, поскольку контроль за соблюдением партией своего устава в соответствии со ст.38 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" и ст. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 года №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» возложен на Министерство юстиции РФ. Последнее не выносило предупреждений в адрес КПРФ по поводу решений о передаче полномочий по выдвижению кандидатов в депутаты органов местного самоуправления от конференции к Бюро Комитета регионального отделения.

В судебное заседание Тарасов А.Л. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.260.1 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Представитель территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района Псковской области Кремкова Ж.В. посчитала доводы Тарасова А.Л. в защиту избирательных прав необоснованными. Из ее объяснений следует, что после назначения выборов депутатов Собрания депутатов Новосокольнического района пятого созыва, в избирательную комиссию уполномоченным КПРФ были представлены список кандидатов, выдвинутых указанной партией для участия в выборах и приложенные к списку документы по перечню, предусмотренному законодательством. Постановлением избирательной комиссии указанный список был заверен. Включенный в него Тарасов А.Л. обратился в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №2, приложив к заявлению предусмотренные законодательством документы. О дате рассмотрения заявления заблаговременно был уведомлен уполномоченный представитель КПРФ на выборах – Елисеев В.М. В день заседания, в избирательную комиссию поступило письмо начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области, в котором он указал, что согласно п.5.3 и п.6.3 Устава КПРФ решение о выдвижении кандидатов в депутаты относится к компетенции Конференций местного отделения КПРФ и регионального отделения КПРФ, иного порядка выдвижения кандидатов в депутаты Уставом не предусмотрено, также как и возможность делегирования полномочий Конференции регионального отделения. Поскольку списки кандидатов в депутаты по одномандатным округам, предоставленные КПРФ, были выдвинуты не Конференцией, а Бюро Комитета регионального отделения этой партии, комиссия пришла к выводу о нарушении процедуры выдвижения, в связи с чем отказала в регистрации Тарасова А.Л., как кандидата в депутаты. До поступления письма каких-либо сведений о допущенных КПРФ нарушениях избирательного законодательства в распоряжении комиссии не имелось, в этой связи она была лишена возможности заблаговременно уведомить заявителя о выявленных нарушениях.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, посчитавшего заявление необоснованным, исследовав материалы дела, обозрев предоставленные избирательной комиссией документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.259, 260 ГПК РФ кандидаты в депутаты, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, нарушаются их избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (введенной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ. Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 ГПК РФ.

Поскольку последней датой обращения в суд по поводу обжалования постановления избирательной комиссии, принятого 30.01.2012 года является 09.02.2011 года, суд приходит к выводу, что поступившее в указанный день заявление Тарасова А.Л. подано с соблюдением установленного законом срока.

Этот вывод основан и на судебной практике Верховного Суда РФ (Определение от 02.12.2011 по делу N 56-Г11-43).

Из решения Собрания депутатов Новосокольнического района Псковской области за №267/46 от 12.12.2011 года видно, что на 04 марта 2012 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Новосокольнического района пятого созыва в связи с истечением срока полномочий депутатов Собрания депутатов района четвертого созыва. Организация выборов возложена на территориальную избирательную комиссию Новосокольнического района (д.д.-55), которая была сформирована постановлением избирательной комиссии Псковской области №86/436 от 26 мая 2011 года (л.д.-53). Постановлением избирательной комиссии Псковской области от 22 августа 2011 года за №3/20-5 полномочия по проведения выборов органов местного самоуправления также возложены на территориальную избирательную комиссию Новосокольнического района.

Согласно подтверждения, выданного уполномоченному представителю КПРФ Елисееву В.М., в избирательную комиссию 18.01.2012 года поступили документы по выдвижению кандидатов от указанного избирательного объединения в депутаты Собрания Новосокольнического района по одномандатным избирательным округам (л.д.-56).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района от 19.01.2012 года за №118/23 заверен список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д.-14). В указанном списке в качестве кандидата в депутаты по одномандатному округу №2 значится заявитель (л.д.-7).

Согласно подтверждения, выданному Тарасову А.Л., он, как кандидат в депутаты, 20.01.2012 года предоставил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться (л.д.-15).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района от 30.01.2012 года за №148/25 Тарасову А.Л. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты (л.д.-7-8).

Согласно ст.249 ГПК обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из объяснений представителя территориальной избирательной комиссии Кремковой Ж.В. и из текста обжалуемого постановления следует, что единственным основанием для принятия решения об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты явилось несоблюдение требований к его выдвижению.

К этому выводу избирательная комиссия пришла исходя из положений ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.31 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области", ст.ст.21,25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которым решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. По мнению избирательной комиссии, п. 5.3 и п.6.3 Устава КПРФ относит выдвижение кандидатов в депутаты к компетенции Конференций регионального либо местного отделений КПРФ. При этом Уставом КПРФ не предусмотрена возможность выдвижения кандидата в депутаты решением Бюро Комитета регионального отделения, как это было осуществлено в отношении Тарасова А.Л.

Суд считает, что, принимая решение по заявлению о согласии баллотироваться, поданному кандидатом в депутаты Тарасовым А.Л., избирательная комиссия, обоснованно сослалась на то, что положения ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.ст.21,25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", предусматривают возможность выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах местного самоуправления иным, кроме собрания или конференции, органом политической партии, только в том случае, если это предусмотрено ее уставом. Вместе с тем изложенные в этом же решении выводы избирательной комиссии о том, что Уставом КПРФ не предусмотрена возможность выдвижения указанных кандидатов в депутаты иным органом партии, суд находит необоснованными.

Как установлено судом, решение о выдвижении Тарасова А.Л. кандидатом в депутаты принято региональным отделением КПРФ.

Согласно п.6.2 Устава КПРФ высшим органом регионального отделения КПРФ является Конференция, которая согласно п.6.3 Устава имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные со своей деятельностью.

При этом Устав КПРФ (п.7.2) предусматривает исключительность полномочий лишь одного органа этой партии – съезда. Исключительных полномочий у Конференции, согласно Устава КПРФ, не имеется.

Поскольку Устав КПРФ не запрещает передачу полномочий Конференции нижестоящим органам партии, суд приходит к выводу, что в соответствии с п.6.2 Устава такое делегирование полномочий возможно. Из п.6.3 Устава КПРФ также следует, что к компетенции Конференции регионального отделения относится выдвижение кандидатов (списка кандидатов) в органах местного самоуправления.

Как видно из протокола от 01.10.2011 года ХХХVI (2 этап) конференции Псковского областного отделения КПРФ, полномочия конференции по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления пятого созыва были делегированы Бюро Псковского областного комитета КПРФ (л.д.-10-13).

Согласно п. 6.11 Устава КПРФ, Бюро регионального Комитета КПРФ вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов партии.

Выполняя вышеуказанное постановление конференции, Бюро Псковского областного комитета КПРФ постановлением от 15.01.2012 утвердило протокол №60 счетной комиссии о результатах тайного голосования по выдвижению списка кандидатов в депутаты собрания депутатов Новосокольнического района пятого созыва по одномандатным избирательным округам и выдвинуло указанный список, куда был включен и Тарасов А.Л.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что выдвижение Тарасова А.Л. в качестве кандидата в депутаты произведено в соответствии с положениями Устава КПРФ.

Поскольку избирательная комиссия не предоставила доказательств нарушения законодательства, допущенных Тарасовым А.Л. и региональным отделением КПРФ, которые могли бы согласно ст.36 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, поданное в суд заявление подлежит удовлетворению.

На момент вынесения решения срок регистрации кандидатов в депутаты истек. До дня выборов осталось менее месяца. Проходит предвыборная агитация. В этой связи замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для Тарасова А.Л. В соответствии со ст.ст.206, 212 ГПК РФ решение следует обратить к немедленному исполнению, установив двухдневный срок для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, с момента поступления решения суда в избирательную комиссию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ,

Решил

Заявление Тарасова Александра Леонидовича признать обоснованным.

Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Новосокольнического района Псковской области №148/25 от 30 января 2012 года, которым Тарасову Александру Леонидовичу было отказано в регистрации кандидатом в депутаты.

Обязать территориальную избирательную комиссию Новосокольнического района Псковской области в двухдневный срок с момента получения настоящего решения зарегистрировать кандидатом в депутаты Собрания депутатов Новосокольнического района пятого созыва, как выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №2 Тарасова Александра Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ , проживающего по адресу ;

Обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд с подачей через Новосокольнический районный суд в пятидневный срок с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья  Н.И. Герасимов