ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4900/2022 от 23.05.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2-4900/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 23 мая 2022 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Михайловой И.Э.

при секретаре Скороходовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о включении периодов работы в стаж,назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области об обязании ответчика ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области включить в страховой стаж в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности инспектора отдела кадров, оператора диспетчерской службы, ведущего диспетчера, ведущего диспетчера », с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности техничка в », обязании ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить ФИО1пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», взыскании с ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области в пользу ФИО1расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходов по изготовлению нотариальной доверенности в размере 2 400 рублей, почтовых расходов в размере 768 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 70 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».Решением ответчика в назначении страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием права. В страховой стаж не были включены периоды работы на территории Республики Казахстан.Истец считает, что данные периоды в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»подлежат включению в страховой стаж истца, истцу следует назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ назначении страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием права.Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца по подсчетам ответчика составила 15.969 при требуемом 23,4, страховой стаж для определения права в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ составил 08 лет 05 месяцев 21 день. В страховой стаж не были зачтены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности инспектора отдела кадров, оператора диспетчерской службы, ведущего диспетчера, ведущего диспетчера », с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности техничка в », выполнявшиеся на территории Республики Казахстан.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 урегулированы Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее – Соглашение), частью которого является Республика Казахстан.

В соответствии со статьей 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени. В Российской Федерации при определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Согласно статье 8 Соглашения каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.

Как следует из статьи 10 Соглашения компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов.Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных.

В силу статьи 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются:за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что для определения права на страховую пенсию по старости, прибывшим из государств - членов Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе после 13 марта 1992 года, при этом до 01 января 2002 года - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.

Федеральный закон № 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (статья 8).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальной (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ – на основании сведений индивидуального персонифицированного учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом в силу пункта 11 Правил документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из трудовой книжки истца, справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ТОО «», архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, информации (сведениям) по индивидуальному пенсионному счету для учета обязательных пенсионных взносов истца в Республике Казахстан следует, что истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работала в должности инспектора отдела кадров, оператора диспетчерской службы, ведущего диспетчера, ведущего диспетчера », с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техничка в », с ДД.ММ.ГГГГ производились отчисления на ИПС за счет обязательных пенсионных взносов.

Таким образом, исковые требования об обязании ответчика включить в страховой стаж истца в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности инспектора отдела кадров, оператора диспетчерской службы, ведущего диспетчера, ведущего диспетчера », с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техничка в » подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, принимая во внимание то, что с учетом засчитанного судом страхового стажа, индивидуальный пенсионный коэффициент истца будет равен 22 при требуемом в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ в 2022 году ИПК – 23,4, в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить истцу пенсию следует отказать.

В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ с учетом требований разумности и справедливости с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по изготовлению нотариальной доверенности в размере 2 400 рублей, почтовые расходы в размере 768 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1к ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области удовлетворить частично.

Обязать ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области включить в страховой стаж ФИО1в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности инспектора отдела кадров, оператора диспетчерской службы, ведущего диспетчера, ведущего диспетчера », с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техничка ».

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области в пользу ФИО1расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по изготовлению нотариальной доверенности в размере 2 400 рублей, почтовые расходы в размере 768 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г.Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2022 года.

Председательствующий: И.Э. Михайлова