К делу № 2-4902-2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.08.2012 года г. Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
при секретаре судебного заседания Головчук Н.В.,
с участием помощника прокурора ***ИИП,
ответчика ТМН,
представителя ответчика РОСЕАВ по доверенности,
представителя ответчика МОБСОВ по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к ТМН, РОСМОБ о признании договоров аренды недействительными и о сносе базовых станций сотовой связи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор *** в иске указал, что в ходе проведения проверки по коллективному обращению жителей улиц Михайловская и 70 лет Октября *** прокуратурой *** было установлено, что по адресу *** «б» на земельном участке, принадлежащем ТМН, расположены две базовые станции сотовой связи, состоящие каждая из вышки высотой около 30 метров и металлического контейнера установленного на фундамент из бетонных блоков, в котором расположено оборудование. Одна базовая станция установлена ЗАО «Ростовская Сотовая связь» на основании договора аренды № АРТ/422-2007 от 15 июля 2007 года, вторая ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на основании договора аренды № 61-427 от 01.09.2011 года. По мнению прокурора, выполненные строительные работы по размещению данных объектов сотовой связи в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ требуют получение разрешения на строительство. Согласно информации Главного архитектора - председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрацией *** разрешение на строительство объектов связи по *** не выдавалось. Разрешение на строительство ЗАО «Ростовская Сотовая связь» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Администрации *** не получали. Базовая станция, состоящая из металлической опоры и контейнер-аппаратной с оборудованием связи относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь - базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, кабельных и иных сооружений связи,. Указанные базовые станции не могут являться временными постройками, поскольку представляют собой конструкции, неразрывно связанные с землей, которые будет невозможно демонтировать без несоразмерного ущерба их назначению. Функциональное назначение данных станций и цель их постройки - длительное использование в уставных целях. Таким образом, базовые станции сотовой радиотелефонной связи являются сложными объектами капитального строительства, а значит, ЗАО «Ростовская Сотовая связь» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» обязаны получить разрешение на ее строительство. При заключении договоров аренды на размещение базовых станций сотовой связи ТМН было нарушено целевое назначение земельного участка по адресу *** Согласно кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: *** «б» разрешенное использование данного участка определено как - для строительства торгового комплекса. Актом проверки № 370 от 21.12.2011 года Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области и комитета по архитектуре и градостроительству Администрации *** установлено, что обе базовые станции сотовой связи расположены в охранной зоне газопровода высокого давления, без согласования с ОАО «Таганрогмежрайгаз». Заключенные ТМН с ЗАО «Ростовская Сотовая связь» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» договоры аренды земельного участка для размещения базовых станций сотовой связи, в соответствии с требованиями ст. 167 ГК РФ, являются не действительными. Прокурор *** просит суд признать договор аренды № АРТ/422-2007 от 15 июля 2007 года заключенный между гр. ТМН и ЗАО «Ростовская Сотовая связь» о предоставлении земельного участка расположенного по адресу *** «б», под установку базовой станции сотовой связи, недействительным; признать договор аренды № 61-427 от 01 сентября 2011 года заключенный между гр. ТМН и филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» о предоставлении земельного участка расположенного по адресу *** «б», под установку базовой станции сотовой связи, недействительным; обязать ТМН, снести самовольные постройки две базовые станции сотовой связи расположенные на земельном участке по адресу *** «б».
В судебном заседании помощник прокурора *** требования иска поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на изложенные в нем доводы.
Ответчик ТМН и представители ответчиков МОБ и РОС в судебном заседании исковые требования не признали.
Представители третьих лиц Администрации ***, ТАГ, ГОС в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещались.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, по адресу *** «б» на земельном участке, принадлежащем ТМН, расположены две базовые станции сотовой связи, состоящие каждая из вышки высотой около 30 метров и металлического контейнера установленного на фундамент из бетонных блоков, в котором расположено оборудование. Одна базовая станция установлена ЗАО «Ростовская Сотовая связь» на основании договора аренды № АРТ/422-2007 от 15 июля 2007 года, вторая ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на основании договора аренды № 61-427 от 01.09.2011 года.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: *** «б» разрешенное использование данного участка определено как - для строительства торгового комплекса.
Согласно информации Главного архитектора - председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрацией *** разрешение на строительство объектов связи по *** не выдавалось.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В силу ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Как указано выше, разрешение на строительство РОС и МОБ в Администрации *** не получали.
Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса, согласно которому под таким объектом понимаются - объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В подпунктах 6, 14.1 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) содержатся определения линейно-кабельного сооружения связи; сооружения связи и особо опасных, технически сложных сооружений связи: под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; под особо опасными, технически сложными сооружениями связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Статьей 222 ГК РФ, предусмотрено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
По мнению истца, при заключении договоров аренды на размещение базовых станций сотовой связи гр. ТМН было нарушено целевое назначение земельного участка по адресу *** «б». Так согласно кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: *** разрешенное использование данного участка определено как - (для строительства торгового комплекса).
Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами. Актом проверки № 370 от 21.12.2011 года Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области и комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога установлено, что обе базовые станции сотовой связи расположены в охранной зоне газопровода высокого давления, без согласования с ОАО «Таганрогмежрайгаз».
Согласно п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 г. N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании, не могут строить, какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
26.01.2012 года сотрудником Службы Региональной службы по государственному строительному надзору *** на основании Распоряжения о проведении проверки от 26.01.2012 года № 3.3-26/24, совместной с представителем сектора архитектуры и градостроительства ***, проведена проверка объекта «базовой станции сотовой связи» по адресу: ***. В ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке, собственником которого является гр. ТМН (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2005 серия 61 АБ 102253), в нарушении целевого назначения земли, смонтировано два железобетонных антенно-мачтовых сооружения высотой около 30м. и металлический шкаф аппаратной в котором установлено оборудование для размещения базовой станции сотовой связи, без соответствующего разрешения на строительство. Одна конструкции базовой станции сотовой связи установлены ЗАО «Ростовская сотовая связь». Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 26.01.2012 № 21 и фотоматериалах. 27.01.2012 уполномоченным должностным лицом, в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 124213 по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 10.02.2012 заместитель руководителя Службы вынес постановление №124213, которым предприниматель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2012 № 124213 Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области о назначении административного наказания предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 рублей. Решением от 19.07.2012 года судьи Арбитражного суда Ростовской области признано незаконным и отменено Подновление Региональной службы по государственному строительному надзору Ростовской области о назначении административного наказания № 124213 от 10.02.2012 принятое в отношении индивидуального предпринимателя ТМН. В обоснование решения, судья Арбитражного суда Ростовской области указал, что ТМН не является застройщиком спорного объекта, а указанный объект возводился и является собственностью не ТМН, а ЗАО «Ростовская сотовая связь».
Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
К объектам капитального строительства частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам.
Таким образом, формулировка "определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации" относится к понятию "линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи".
Согласно пункту 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи (Приложение А), утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113, зарегистрированных Минюстом Российской Федерации от 17.09.2002 N 3804, базовые станции отнесены к сооружениям. Под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи. Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (пункты 2, 3.5 Правил).
В подпунктах 6 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" дано толкование понятий линейно-кабельное сооружение связи и сооружение связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Судом установлено, что железобетонные антенно-мачтовые сооружения высотой около 30 метров, металлические шкафы аппаратной для оборудования базовой станции сотовой связи, установленные на бетонные фундаментные блоки, возведены Закрытым акционерным обществом «Ростовская сотовая связь» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на земельном участке площадью 24 кв.м, расположенном по адресу: ***, переданном ИП ТМН в пользование обществу на основании договора аренды земельного участка № АР/Т/422-2007 от 15.07.07г.
Таким образом, лицом осуществившим установку железобетонных опор является ЗАО «Ростовская сотовая связь» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы», что подтверждается самими обществами.
В пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, читального ремонта.
В соответствии с экспертным заключением объекта сотовой связи от 21.11.11г. №4709/10-5, выполненным ГУ Южный региональный центр судебной экспертизы, возведенная антенная опора ЗАО «Ростовская сотовая связь» обладает признаками временного сооружения, который не входит в перечень объектов капитального строительства, предусмотренный ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса, поскольку данная железобетонная опора не имеет отдельно выполняемого конструктивного элемента - фундамента, технически возможно произвести ее перемещение без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению.
21 июня 2012г. Министерством Регионального развития Российской Федерации в адрес органов исполнительной власти Российской Федерации было отправлено письмо № 15319-НП/08. В указанном письме сообщается, что сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются сооружения, у которых отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует заглубленный фундамент, при возведении данных объектов не требуется рытье котлованов, они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации. Указанные сооружения являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, с возможностью неоднократного демонтажа без потери технических свойств и технологических функций.
Согласно письму Заместителя министра Министерства регионального развития Российской Федерации от 05.06.12г. №13676-АП/08, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 и частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация базовых станций радиотелефонной связи (вышек сотовой связи), имеющих характеристики высоты менее 75 метров, заглубление подземной части от 5 до 10 метров, с эффективной мощностью излучения менее или равной 10 Вт и частотой излучения 30 МГц - 300 ГГц, не подлежат экспертизе и государственному строительному надзору. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должна производиться с учетом части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации органом, выдавшем разрешение на строительство. Указанный столб сотовой связи ЗАО «Ростовская Сотовая связь» полностью соответствует всем вышеперечисленным требованиям и, следовательно, не является капитальным сооружением. В этом случае, как указано в письме Минрегионразвития РФ, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.
Аналогичными признаками обладает и антенная опора ОАО «Мобильные ТелеСистемы», что подтверждается технической документацией.
Следовательно, требование о выдаче разрешения на строительство в силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса, на данные объекты не распространяется.
Несостоятельны доводы истца о том, что выполненные строительные работы по размещению данных объектов сотовой связи в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ требуют получение разрешения на строительство, а ответчики обязаны его получить.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с Земельным кодексом РФ изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства.
Истцом не представлен отказ Администрации *** в переводе земельного участка ТМН из одной категории в другую.
Истец в обоснование иска ссылается, на акт проверки № 370 от 21.12.2011 года Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области и комитета по архитектуре и градостроительству Администрации *** которым установлено, что обе базовые станции сотовой связи расположены в охранной зоне газопровода высокого давления, без согласования с ОАО «Таганрогмежрайгаз».
Однако, п. 14 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» установлено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:
а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Из кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: *** следует, что разрешенное использование данного участка определено как - для строительства торгового комплекса. Ограничения (обременения) земельного участка не установлены, в соответствии со ст. 14 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878.
Доводы истца о нарушении охранной зоны газопровода высокого давления голословны как и необоснованны выводы изложенные в акте проверки № 370 от 21.12.2011 года Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области и комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога.
Таким образом, оснований для применения последствий недействительности договоров аренды (ст. 167 ГК РФ) не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к ТМН, РОС, МОБ о признании договоров аренды недействительными и о сносе базовых станций сотовой связи оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.08.2012 года.
Судья А.В. Семеянченко