ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4903/2016 от 22.11.2016 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2016 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,

при секретаре Масловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4903/2016 по исковому заявлению прокурора Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании незаконным решения в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту – УПФ РФ в г. Братске), в котором просит признать незаконным решение УПФ РФ в г. Братске № *** от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскать стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме 10 943,50 руб.

В обоснование заявленных требований прокурор Падунского района г. Братска указал, что ФИО1 является пенсионером и с ДД.ММ.ГГГГ - получателем пенсии по старости. На основании ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. Реализуя предоставленное законом право, она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выезжала на отдых в пос. С. области, следуя железнодорожным транспортом по маршруту П-К, воздушным транспортом по маршруту Красноярск – Москва, скоростным поездом «Ласточка» по маршруту Москва-Тверь и автомобильным транспортом по маршруту Т-С. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в УПФ РФ с заявлением о компенсации фактически произведенных ею расходов, представив авансовый отчет и проездные документы, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно. Решением № *** от ДД.ММ.ГГГГ ответчику выплатили стоимость проезда в размере 13315,50рублей, в выплате 10 943,50 отказали по причине: в нарушении п. 9 Правил, п. 1 Приложения к приказу Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», приложения №1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2009 №112 в проездных документах отсутствуют обязательные реквизиты: в электронном авиабилете по маршруту К-М (стоимость проезда 10334,00 руб.) – код статуса бронирования, дата оформления, в документе по маршруту Т-С (стоимость проезда 609,50 руб.) наименование, вид транспортного средства, осуществляющего перевозку.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Помощник прокурора г. Братска Бабий Е.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, проживающей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому на основании ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. Реализуя предоставленное Законом право, ФИО1, организовав свой отдых самостоятельно, ДД.ММ.ГГГГ года выехала на отдых в пос. С. области, следуя железнодорожным транспортом по маршруту П-К, воздушным транспортом по маршруту К-М, скоростным поездом «Ласточка» по маршруту М-Т и автомобильным транспортом по маршруту Т-С.

Прибыла обратно в г. Братск ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, следуя также автомобильным транспортом по маршруту С-Т, скоростным поездом «Ласточка» по маршруту Т-М, воздушным транспортом по маршруту М-К и автомобильным транспортом по маршруту К-Б.

Основываясь на требованиях ст. 34 вышеуказанного Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1, гарантирующего право неработающих пенсионеров на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, компенсации подлежат расходы ФИО1 на оплату стоимости ее проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о компенсации фактически произведенных ею расходов, представив авансовый отчет и проездные документы, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно.

Не оспаривая права ФИО1 на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно, на основании решения № *** от ДД.ММ.ГГГГ года ответчик выплатил ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в размере 13.315 руб. 50 коп., отказав при этом ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом по маршруту К-М и автомобильным транспортом по маршруту Т-С в размере 10.943 руб. 50 коп. по причине отсутствия в проездных документах обязательных реквизитов: в электронном авиабилете по маршруту К-М - код статуса бронирования, дата оформления, в проездном документе по маршруту Т-С - наименование и вид транспортного средства, осуществляющего перевозку. Состоявшееся решение ответчика считает незаконным.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Братске ФИО2, действующая на основании доверенности от 22.03.2015 № АЛ-09/3297, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, согласно ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с дополнениями и изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с абз. «а» пп. «2» п.1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданского авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006г. № 134 маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) содержит следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности. Соответственно, код статуса бронирования, дата оформления билета являются обязательными реквизитами маршрутной квитанции. ФИО1 представлена для компенсации маршрут / квитанция к электронному авиабилету по маршруту К-М без указания сведений о коде статуса бронирования, даты оформления билета, что противоречит действующему законодательству, а именно форме электронного пассажирского билета, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006г. № 134. В соответствии с пп. «д» п. 10 Правил компенсация стоимости проезда в виде возмещения фактически произведенных расходов производится: автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Подпунктом «д» п.7 Разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2008 г. № 408н, зарегистрированным в Минюсте РФ 11.11.2008 г. за № 12607, также предусмотрено, что компенсация стоимости проезда в виде возмещения фактически произведенных расходов производится: автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Приложением №1 к указанным Правила обозначены Формы и обязательные реквизиты билетов. Так, разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления должен включать в себя следующие реквизиты: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправлении время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета. В нарушение требований указанного нормативного акта, билет представленный пенсионером по маршруту Т-С не отвечает требованиям к обязательным реквизитам проездного документа, а именно, не содержит: наименование, вид транспортного средства, осуществившего перевозку пассажира. На основании вышеизложенного, считает, что Управлением Пенсионного фонда решение от ДД.ММ.ГГГГ г. № *** было вынесено правомерно и обоснованно, на основании представленных пенсионером документов. Кроме того, при обращении в Управление Пенсионного фонда за получением компенсации стоимости проезда истцом не были представлены документы о проезде по маршруту С-Т, соответственно оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда не содержит отказа в компенсации стоимости проезда пенсионеру по данному маршруту. На основании изложенного исковые требования о признании незаконным решения и о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ.

Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В силу п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в 2 года.

Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).

Разрешая заявленный спор, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрено право пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Из копии паспорта гражданина РФ на имя ФИО1, судом установлено, что истец проживает в <...>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В соответствии с записями из трудовой книжки ФИО1 в настоящее время не работает.

Согласно копии пенсионного удостоверения, сообщению УПФ РФ в г. Братске, истец является получателем страховой пенсии по старости с 25.11.2010.

В подтверждение факта проезда к месту отдыха и обратно истцом представлены проездные документы:

- электронный билет №*** на имя ФИО1 на перелет в салоне экономичного класса обслуживания по маршруту К-М, датой вылета ДД.ММ.ГГГГ года, стоимостью 10334,00 руб., с приложением посадочного талона.

- кассовый чек ОАО «Тверьавтотранс» на имя ФИО1 по маршруту Т-С, отправлением ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 609,50 руб.;

- кассовый чек ОАО «Сандовское АТП» от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту С-Т, стоимостью 609,50 руб.;

- справка от ДД.ММ.ГГГГ года ОАО «Тверьавтотранс», согласно которой установлено, что ФИО1 был приобретен билет по маршруту Т-С, отправлением с Тверского Автовокзала, указанный маршрут обслуживает ИП ФИО., используя автобусы общего типа, предназначенные для осуществления перевозок по маршруту междугороднего сообщения;

- справка от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сандовское автотранспортное предприятие» согласно которой, установлено, что ФИО1 следовала по маршруту С-Т, место №ДД.ММ.ГГГГ, стоимость проезда составляет 609,50 руб. рейс обслуживается автобусами большого класса, общий транспорт не ходит. Предприятие является единственным перевозчиком в данном направлении, железной дороги нет.

Вместе с тем, УПФ РФ в г. Братске решением № *** от ДД.ММ.ГГГГ отказало истцу в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту К-С, поскольку в электронном билете отсутствуют обязательные реквизиты: - код статуса бронирования, дата оформления, в документе по маршруту Т-С – наименование, вид транспортного средства, осуществляющего перевозку.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд нашел достоверно установленным, что ФИО1 является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии, проживающим в <...>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из обоснования искового заявления следует, что истец выезжал на отдых в г. С. Понесла расходы по проезду. Проездные документы, подтверждают проезд к месту проведения отдыха и обратно.

При этом, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика не оспаривал, что истец находился в месте отдыха.

Ранее ФИО1 правом на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда как неработающий пенсионер не пользовалась, что подтверждается сообщением УПФ РФ в г.Братске.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, которая должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Довод представителя ответчика о том, что истцом предоставлен для компенсации расходов билет, в котором отсутствуют обязательные реквизиты - код статуса бронирования, дата оформления, наименование, вид транспортного средства, что противоречит действующему законодательству, суд оценивает критично.

Так, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована ст. 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при этом отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость от ненадлежащего оформления проездных документов.

Отсутствие в билете такого реквизита, как сведения о коде статуса бронирования, дате оформления, а также наименовании и виде транспортного средства, осуществляющего перевозку, не создает предусмотренных законом оснований для отказа в компенсации стоимости билета, так как обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности данного билета не ФИО1, а другому лицу, а также обстоятельств, свидетельствующих о том, что истцом не были понесены расходы на приобретение билетов, по делу не установлено, доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Поскольку, истец выезжала на отдых в пределах территории Российской Федерации, понесла расходы на проезд, судом установлено право истца на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно, указанная компенсация должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следовательно, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области № *** от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату стоимости проезда, следует признать незаконным в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту К-М, Т-С-Т.

В силу п. 10 Правил при проезде пенсионера к месту отдыха и обратно возмещается фактически произведенные расходы на оплату стоимости проезда к одному месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации только в самолете – в салоне экономического класса обслуживания, автомобильным транспортом – в автобусе общего типа, а при отсутствии в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

В соответствии с Разъяснениями о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости поезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ, в случае, если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено п. 10 Правил (железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Суд полагает, что при разрешении требования о компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно необходимо исходить из стоимости проезда по тарифу автобуса с мягкими откидными сиденьями.

Согласно электронному билету на имя ФИО1 стоимость авиабилета по маршруту К-М в салоне экономичного класса составила 10 334 руб.

Согласно справки ОАО «Тверьавтотранс» стоимость билета по маршруту Т-С в автобусе общего типа отправлением ДД.ММ.ГГГГ составила 609,50 руб.

Согласно справки ОАО «Сандовское автотранспортное предприятие» стоимость билета на автобус большого класса отправлением ДД.ММ.ГГГГ составила 609,50 руб., общий транспорт не ходит, иного способа проезда до г. Т. нет.

Таким образом, суд находит требования прокурора Падунского района г. Братска в интересах истца о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно подлежащими удовлетворению в размере 11553,00 руб. (10344+609,50+609,50), поскольку расходы истца по оплате стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в указанном размере нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Сведения, содержащиеся в справках о стоимости проезда, принадлежность проездных документов истцу представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобождена от уплаты госпошлины при подаче данного иска в суд, тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, с учетом положений абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 700 рублей (300 + 400) исчисленном в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области № *** от ДД.ММ.ГГГГ г. в части отказа ФИО1 в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту К-М, Т-С-Т.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на проезд к месту отдыха в размере 11553,00 рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в бюджет муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.М. Шаламова