УИД 23RS0059-01-2019-006391-67
К делу № 2-4904/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г.Сочи 25 ноября 2020 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к ФИО1 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязании ответчика осуществить его снос за свой счет,
установил:
Администрация г.Сочи обратился в суд с иском, в котором просит признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером (Номер) по адресу: г.Сочи, Центральный район, (Адрес) принадлежащий ФИО1, самовольной постройкой и обязать ответчика осуществить его снос за свой счет.
В обоснование исковых требований истец указал, что департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена выездная проверка на основании приказа (Номер) от 28.06.2019 года в отношении объекта капитального строительства расположенного на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, (Адрес).
Земельный участок с кадастровым номером (Номер), площадью 1700 кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, (Адрес), принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи от 25.04.2018г.
05.03.2018 года ФИО2 – предыдущему правообладателю земельного участка с кадастровым номером (Номер) администрацией г. Сочи выдано разрешение (Номер) на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 1012,3 кв.м, объемом 3406,4 куб.м, количество этажей -3, площадь застройки – 679,2 кв.м, высота – 11,35 м. Срок действия разрешения – до 05.03.2028 года.
В связи с тем, что объект находится в зоне согласования с ФСО РФ, на основании письма ФСО РФ (Номер) от 28.03.2019 года согласовано строительство объекта высотой – 10,8 метров, количество этажей -2, площадью застройки 514,3 кв.м.
На момент проведения проверки на земельном участке выполнено устройство железобетонного каркаса здания в количестве – 3 этажей, один подземный.
По результатам проверки вынесен акт (Номер) от 10.07.2019 согласно которого возведение ответчиком вышеуказанного объекта с отступлением от разрешенных параметров является незаконным, а сам по себе объект самовольной постройкой.
В судебном заседании представитель истца администрации г. Сочи по доверенности ФИО3, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, представила в суд письменное ходатайство в котором возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента по надзору строительной сфере Краснодарского края по доверенности ФИО4, оставил решение на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО5 по доверенности ФИО6 просила суд удовлетворить исковые требований администрации г. Сочи.
В судебном заседании третье лицо по делу ФИО7 также настаивал на удовлетворении исковых требований администрации г.Сочи.
Третьи лица – прокурор г.Сочи, ФИО8, ФИО9, надлежаще и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд признал причины неявки третьих лиц неуважительными и считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией г. Сочи ФИО2 выдано разрешение (Номер) на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 1012,3 кв.м, объемом 3406,4 куб.м, количество этажей -3, площадь застройки – 679,2 кв.м, высота – 11,35 м, на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, (Адрес), со сроком действия разрешения до 05.03.2028 года.
Впоследствии право собственности на указанный земельный участок перешло по договору купли-продажи от 25.04.2018 года к ФИО1
Как указывает ФИО1 и не оспаривается сторонами, с указанным уведомлением об изменении параметров строительства от 30.04.2019, в администрацию г.Сочи ей была направлена проектная документация (Номер), изготовленная ООО «Земельно-архитектурная мастерская», с описанием внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которой планируется возведение индивидуального жилого дома общей этажностью – 3 этажа, один из которых подземный.
Уведомлением департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 28.05.2019 (Номер) согласовано строительство объекта в указанных параметрах, согласно которому указанные в уведомлении о планируемых при строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствуют установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером (Номер).
По делу установлено, что строение, возведенное ответчиком на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, представляет из себя железобетонный каркас здания с количеством этажей 3, один из которых подземный.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Пунктом 2 части 7 названной статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Согласно материалам дела, 30.04.2019 года ФИО1 направлено в администрацию г. Сочи уведомление об изменении параметров планируемого строительства на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес), со следующими параметрами: количество надземных этажей – 2, высота – 10,8 м, минимальные отступы от границ земельного участка – 3 м, площадь застройки – 514,3 кв.м.
Вместе с тем, ФИО1 с уведомлением направлена и проектная документация (Номер), изготовленная ООО «Земельно-архитектурная мастерская», с описанием внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, и с указанием общего количества этажей здания -3, один из которых подземный.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 (Номер) утверждена форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Графа 3.1 раздела 3 Приказа и приложений к нему содержит формулировку «количество надземных этажей», при этом графа для указания информации о подземных этажах отсутствует.
Таким образом, при заполнении и направлении уведомления о планируемом строительстве у застройщика отсутствует возможность указать информацию о проектируемым к строительству подземных этажах возводимого строения.
В связи с чем, заполняя уведомление, ФИО1 была лишена возможности указать информацию о проектируемом к строительству подземном этаже, однако же она указала его в графической части – в самом проекте.
Тем самым, ответчик при строительстве индивидуального жилого дома действовала добросовестно, в предусмотренном законодательством порядке и указала для согласования органу местного самоуправления и ФСО РФ полные сведения об этажности планируемого к строительству объекта.
Согласования проектной документации объекта капитального строительства со Службой охраны на Кавказе ФСО России после уведомления об изменении параметров строения, направленного ФИО1 30.04.2019 года.
Письмом от 19.01.2018 года (Номер) Служба охраны на Кавказе ФСО России согласовала проектную документацию по разрешению на строительство (Номер), выданного ФИО2
После изменения ответчиком проекта строительства письмом от 28.03.2019 (Номер) Служба охраны на Кавказе ФСО России согласовала строительство здания с количеством надземных этажей – 2, высота здания – 10,8 кв.м, площадь застройки – 514,3 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202003:5918, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, (Адрес).
Более того, после дополнительного уточнения департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи точного согласованного количества этажей, Служба охраны на Кавказе ФСО России в письме 21.08.2019 (Номер) указала на согласование объекта в приведенных ранее параметрах: количество надземных этажей – 2, высота здания – 10,8 кв.м, площадь застройки – 514,3 кв.м, тем самым не запрещая строительство подземного этажа.
Указанные доводы подтверждаются решением Лазаревского районного суда г. Сочи по делу (Номер), согласно которому акт проверки (Номер) от 10.07.2019 при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, на который ссылается администрация города Сочи признан недействительным. Решение не отменено и вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В силу приведенных норм закона, обеспечение иска это совокупность мер, гарантирующих реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Основанием отмены обеспечительных мер является изменение или отпадение обстоятельств, наличие которых послужило основанием для принятия обеспечительных мер.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда.
Частью 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
По смыслу указанной нормы суд обязан отменить меру обеспечения иска, когда отпадает необходимость в таковой или в обеспечении иска вообще. Это обусловлено целью ее применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием к применению меры обеспечения иска.
По смыслу закона принятие мер по обеспечению иска связано с обеспечением возможности исполнения судебного решения, принятого по результатам рассмотрения конкретного гражданского дела.
Определение Центрального районного суда г. Сочи от 24.07.2019 года приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на объект капитального строительства расположенный на земельном участке с кадастровым номером (Номер) по адресу: г. Сочи, Центральный район, (Адрес).
Учитывая, что пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, а также оценивая исследованные по делу доказательству в их совокупности, суд приходит к убеждению, что в настоящее время сохранение мер по обеспечению иска не отвечает задачам гражданского судопроизводства, в связи с чем, основания для сохранения мер по обеспечению иска отпали.
Кроме того отмена мер по обеспечению иска прав и законных интересов ответчиков не нарушает, обстоятельств, свидетельствующих о возможном нарушении прав и законных интересов третьих лиц, такой отменой не установлено.
Также, закон позволяет суду исходя из категории дела, конкретных обстоятельств дела, обратить судебный акт к немедленному исполнению.
Ввиду наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения суда в части отмены мер по обеспечению исковых требований может привести к значительному ущербу для ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований обращения решения суда к немедленному исполнению в части отмены мер по обеспечению исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление администрации города Сочи к ФИО1 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязании ответчика осуществить его снос за свой счет – оставить без удовлетворения.
Обеспечительные меры наложенные определением Центрального районного суда г. Сочи от 24.07.2019 года в виде наложения ареста на объект капитального строительства расположенный на земельном участке с кадастровым номером (Номер) по адресу: г. Сочи, Центральный район, (Адрес) – отменить.
Решение суда в части отмены обеспечительных мер, обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 ноября 2020 года.
Председательствующий: